Психологический комментарий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:28, реферат

Описание

У каждого из нас есть свой опыт дружбы на работе. Хотя к перспективам подобных отношений многие относятся скептически. И это неудивительно! Неформальное общение между коллегами предполагает большую открытость, умение найти компромисс между личным и рабочим, принятие неизбежных отличий в полномочиях и перспективах (разница в зарплате, уровень доступа к информации, скорость продвижения по карьерной лестнице). Нелегкие испытания для дружбы… Что же делать? Не претендуя на полноту изложения, давайте попытаемся ответить на этот вечный вопрос.

Работа состоит из  1 файл

ком.культ.docx

— 58.86 Кб (Скачать документ)
 

У каждого  из нас есть свой опыт дружбы на работе. Хотя к перспективам подобных отношений  многие относятся скептически. И  это неудивительно! Неформальное общение  между коллегами предполагает большую  открытость, умение найти компромисс между личным и рабочим, принятие неизбежных отличий в полномочиях  и перспективах (разница в зарплате, уровень доступа к информации, скорость продвижения по карьерной  лестнице). Нелегкие испытания для  дружбы… Что же делать? Не претендуя  на полноту изложения, давайте попытаемся ответить на этот вечный вопрос.

Психологический комментарий

Надо признать, что неформальное общение является важным механизмом, обуславливающим  отношения между людьми в любом  коллективе. Но для начала давайте, как говорят психологи, определимся  в понятиях.

Формальным мы будем называть общение, которое происходит согласно нормам, правилам и должностным инструкциям, существующим в вашей организации или ее подразделении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами.

Неформальное общение — это ваша своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии.

Неформальные  отношения с научной точки  зрения — малоизученное явление. Часто внешне они могут никак  не проявляться, наоборот, положительные  эмоции как бы затушеваны. И нет  нужды их демонстрировать, так как  человек, с которым существует взаимопонимание, знает об этих отношениях, а вы, в  свою очередь, уверены в нем. Вам  наверняка знакома эта внутренняя взаимная открытость, уверенность, настроенность  друг на друга, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда вы выглядите как  «заговорщики», ведь понимаете близкого человека по намекам и без слов. А слов и не нужно, во-первых, потому что нет нужды долго объяснять  свою мысль, во-вторых, камуфлировать  ее словесными формулами.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической  близости: первичном и рациональном.

Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный  уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что  отношения, основанные на общих ценностях  и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь  к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия: 

  1. «Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.
  2. «Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.
  3. «Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.
  4. «Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».
  5. «Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.
 

Каждая из этих форм неформального общения  так или иначе возникает в  любом трудовом коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации  к его внутренним правилам и законам  существования.

Поговорим о преимуществах

Думаю, что  вы не станете отрицать наличие в  вашей компании, как во всякой формальной группе, неформальных отношений, которые  во многом определяют микроклимат и  внутреннюю атмосферу в коллективе. Влияние неформальных отношений  на вашу работу и работу офиса в  целом переоценить трудно. Ведь несмотря на все ограничения и аргументы  «против», присутствие товарища дает вам немало преимуществ. Приведем некоторые  из них.

«Защищенный тыл» — это особенно важно в условиях кризиса или при работе над ответственным заданием. От друзей обычно ждут поддержки, охотнее прислушиваются к их идеям в решении трудной задачи. А если вас постигла неудача или очередное «воспитательное воздействие» со стороны руководителя, то именно «свой» человек выслушает, поймет и встанет на вашу сторону.

«Дипломатия» — возможность обсудить конфиденциальную или негативную информацию без риска ее утечки. При этом проводить обсуждение можно и в нерабочее время. Приятельница, в отличие от рядового сотрудника, с пониманием отнесется к вашему звонку поздним вечером или в выходной день.

«Правдивые  отчеты» — друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы становитесь обладательницей точной информации о положении дел в отделе или в определенном рабочем направлении, знаете мнение о вас и вашей работе. Возможность видеть ситуацию в коллективе как бы со стороны всегда поможет в построении отношений с другими сотрудниками и принятии необходимых решений.

«Посредническая миссия» — подруга по определению является вашими «глазами и ушами». В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. Именно она становится идеальным «передаточным звеном», способным в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения в сложной или конфликтной ситуации и получить искреннюю поддержку и понимание.

«Личный психотерапевт» — иногда организация или ее руководитель настолько жестко навязывают дисциплину, соответствующие рамки и правила, что это вызывает напряженность, из такой ситуации хочется поскорее «выйти». Таким возможным «бегством» и становится неформальное общение. И в этом смысле оно имеет реальное «терапевтическое» значение.

Итак, неформальное общение между сотрудниками неизменно  «вырастает» из дружеских отношений, не определяемых должностными инструкциями. Будучи участниками таких взаимоотношений, вы связаны с коллегами общностью  взглядов и переживаний, склонностей  и интересов. У вас нет указаний на обязанности, согласованных ролей  и, тем не менее в определенной мере ваши тесные неформальные контакты влияют как на вашу позицию в коллективе, так и на общую картину взаимоотношений  в организации. Именно это общение  усиливает чувство солидарности и причастности к коллективу, проявляющееся  не только в рабочее время, но и  в часы совместного отдыха.

Таким образом, дружба во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют  здоровый психологический климат в  компании и создают основу для  развития каждого члена организации  и коллектива в целом.

Трудности и противоречия

Наверное, невозможно однозначно оценить все «за» и  «против» неформального общения  на работе. Тем более что грань  между формальным и неформальным всегда размыта. С одной стороны, никакие формальные процедуры не в силах вытеснить неформальные отношения и устранить личные интересы из взаимодействия в рабочем  коллективе. А с другой — в  неформальном общении всегда будут  существовать моменты, негативно влияющие на вашу работу и на работу ваших  коллег. Рассмотрим небольшой перечень таких противоречий. 

  1. Общественное  мнение. Приятельские отношения с коллегой часто вызывают ревностные чувства у остальных, тем более, если ваша связь не одобряется. Промахи вашего друга могут быть преувеличены, а вас могут обвинить в укрывательстве и бездеятельности.
  2. Дружба с руководителем. Такие отношения неизбежно вызывают подозрения, слухи, домыслы и даже зависть со стороны коллег. Все ваши поступки рассматриваются под микроскопом и судят о них куда строже, чем о действиях тех, кто не отмечен особым благоволением руководителя.
  3. Дружеские манипуляции. Неприятно, но факт: «старая дружба» нередко становится оправданием для коллеги, работающего спустя рукава или позволяющего себе опаздывать, много болеть, затягивать выполнение заданий и при этом просить: «Войди в мое положение, прикрой, ты же знаешь, какая у меня сейчас ситуация…»
  4. Эмоциональная созависимость. Неформальное общение требует от партнеров постоянной эмоциональной отдачи. А это, к сожалению, трудновыполнимая задача. Вспомните, какую тревогу может вызвать внезапный холодный тон расположенного к вам человека. Как этот тон, отстраненность заставляют вас искать причину изменения отношений, пересматривать свои поступки и поведение в недавнем прошлом, искать пути сближения. Такое несоответствие часто вносит эмоциональную нестабильность в контакты и мешает работе.
  5. Вопросы этики. Доступ к конфиденциальной информации может иметь для вас отрицательные последствия. Узнав об организационном кризисе, недоразумениях с налоговой инспекцией, затяжных финансовых проблемах придется сделать нелегкий выбор — остаться или думать о собственном благополучии и подыскивать себе другое место. К тому же в такой ситуации придется скрывать неприятную правду от коллег.
 

Эти и другие тонкости неформального общения  иногда являются причиной обострения отношений между друзьями и во всем коллективе. К сожалению, вам, наверное, приходилось быть в ситуации, когда  дружеские связи разрывались  из-за описанных выше моментов, отсутствия зафиксированных прав и обязанностей, несоблюдения элементарных договоренностей, а также личностных особенностей ваших коллег. Например, вы постоянно  работаете сверхурочно (без дополнительной оплаты), выполняя работу вашего друга (будь то рядовой сотрудник или руководитель), вам расширяют сферу ответственности, ссылаясь на то, что вы — человек, на которого можно положиться, который «все понимает» и не оставит в трудную минуту. В такой ситуации спустя какое-то время неизбежно возникает устойчивое ощущение, что вас используют. Оно трансформируется сначала в обиду, потом — в обвинение, а за этим следует напряжение, а возможно, и разрыв отношений — как официальных, так и дружеских.

Этот пример вовсе не означает, что нельзя работать с друзьями или же необходимо четко  проводить границу: «До шести  мы с тобой работаем, а после  шести — дружим». Это как раз  тот случай, когда просто необходима некоторая формализация отношений  — пусть не в виде должностной  инструкции, но в виде зафиксированного круга обязанностей и полномочий. Кроме белого и черного, существуют и промежуточные варианты, поэтому  вам придется держать в фокусе обе задачи: 

  • укрепление  и развитие ваших отношений;
  • создание гибких, адекватных организационным задачам договоренностей, правил и обязательств в общении с друзьями на работе.
 

Социальные  психологи считают, что дружба бывает очень полезна бизнесу, если вырастает  из деловых совместных интересов. Правда, как бы тесно ни общались люди на личностном уровне, формальные отношения  имеют специфику, которую нельзя сбрасывать со счетов. Всегда есть риск, что один из друзей проявит себя как «предатель». Выяснение отношений, взаимные обиды и претензии становятся достоянием всего коллектива. В результате страдает и общее дело, и дружба. Но прогноз может быть и оптимистичным, если в «рабочей дружбе» следовать  главному правилу — четко разделять  личные и деловые интересы. Конечно, коллектив, как «старший брат», знает  все. Однако не стоит лишний раз демонстрировать, что вы с другом-коллегой — «заговорщики». Поэтому, если вы не уверены в том, что сможете проявить необходимый  такт и соблюсти вышеназванные ограничения, лучше не рисковать и работать с друзьями в разных компаниях.

Посетители  и дистанция

Еще одной  важной темой, имеющей непосредственное отношение к неформальному общению  на работе, является вопрос об установлении контакта с посетителями.

Поиск правильной формы обращения к визитеру требует  достаточного уровня компетентности, учета норм этикета и правил приличия, принятых в вашей профессиональной деятельности. Закономерно, что выбор  обращения диктуется обстоятельствами и местом беседы, характером взаимоотношений, культурой и воспитанностью посетителя. В то же время завязав непринужденный разговор на интересную и приятную для посетителя тему (чаще всего  возникающий случайно, возможно, из впечатления настоящего момента, в  связи с событиями, происходящими  «здесь и теперь», или событиями, связывающими вас с собеседником ранее), вы будете выглядеть более  профессионально, нежели отвернувшись к компьютеру и занявшись текущими делами.

Информация о работе Психологический комментарий