Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:28, реферат
У каждого из нас есть свой опыт дружбы на работе. Хотя к перспективам подобных отношений многие относятся скептически. И это неудивительно! Неформальное общение между коллегами предполагает большую открытость, умение найти компромисс между личным и рабочим, принятие неизбежных отличий в полномочиях и перспективах (разница в зарплате, уровень доступа к информации, скорость продвижения по карьерной лестнице). Нелегкие испытания для дружбы… Что же делать? Не претендуя на полноту изложения, давайте попытаемся ответить на этот вечный вопрос.
Действительно,
некоторые неформальные группы могут
вести себя непродуктивно, так, что
это будет мешать достижению формальных
целей. По неформальным каналам могут
распространяться ложные слухи, приводящие
к возникновению отрицательного
отношения к руководству. Принятые
группой нормы могут привести
к тому, что продуктивность организации
будет ниже той, что определена руководством.
Тенденция к сопротивлению
Такие
случаи отрицательной реакции иногда
мешают руководителям видеть многочисленные
потенциальные выгоды от неформальных
организаций. Поскольку для того,
чтобы быть членом группы, надо работать
в данной организации, преданность
группе может перейти в преданность
организации. Многие люди отказываются
от более высокооплачиваемых должностей
в других компаниях потому, что
они не хотят нарушать социальные
связи, которые они приобрели
в данной компании. Цели группы могут
совпадать с целями формальной организации,
а нормы эффективности
Не находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, не зависимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.
Для увеличения эффективности работы организации в целом, руководители должны использовать потенциальные выгоды неформальных организаций, стараясь одновременно уменьшить их отрицательное воздействие. Для этого в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия на неформальные группы.
Обычно
индивидуумы и группы лучше реагируют
на затрагивающие их решения, если с
ними заранее советуются. Консультации
с группой вместо попытки навязать
ей произвол, говорят об уважении к
достоинству группы и отдельного
человека, а также ослабляют
Коллективные обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях:
Когда
решение спускаются сверху, работники
могут приписывать указаниям
самые разные мотивы и скрытые
намерения и весьма неправильно
их толковать. С помощью консультаций
руководители и рабочие группы имеют
возможность убедить друг друга
в обоюдных добрых намерениях и это
может способствовать разрушению представления
о неизбежном между ними конфликте
интересов. Конечно, когда реальный
конфликт интересов существует, например,
по вопросу о заработной плате, то,
может быть, консультация и не поможет
его устранить. Но даже в этом случае,
получив возможность поставить
себя на место руководителя и понять,
как данная проблема выглядит с точки
зрения его обязанностей, группа может
с большей готовностью
Консультации – это важный механизм защиты групповых ценностей, потому что они позволяют группе заранее изложить свои цели и воспрепятствовать решениям, которые в случае принятия были бы затем обязательно отменены, но уже с ущербом для престижа предложивших их кругов. Подобным же образом консультации, позволяя заранее оценить реакцию участвующей в них группе, помогают избежать непопулярных решений, способных оказать столь разрушительное воздействие на моральный дух, что оно свело бы на нет любые возможные выгоды от этих решений.
В
последние годы совещательные методы
приобретают все большую
Организации
необходимо сформировать у своих
служащих лояльность посредством обучения
или пропаганды. Для этой цели необходимо
“рекламироваться” перед всеми
ее членами либо с помощью специальных
учебных курсов и общих собраний,
либо другими способами. Организации
нужно стараться убедить своих
сотрудников в том, что все
содействующее целям
На низовом уровне этот прием сводиться к объяснению людям причин, по которым осуществляется то или иное назначение на должность, или того, как их скромная работа соотносится с важными целями организации. Использование этого метода бесспорно влияет на позицию многих людей и поэтому служит важным механизмом управления.
Высшее
руководство обычно старается завоевать
преданность руководящего состава
– начальников подразделений, филиалов,
отделов и бюро, – или, другими
словами, добиться их самоотождествления
с организацией. Руководство делает
это, поощряя их приверженность организации
путем создания клубов руководящих
работников, отведенных специально для
руководителей столовых в учреждениях,
а также посредством
После
того как администрация добилась
лояльности своих руководящих, они
становятся защитниками точки зрения
организации перед своими коллективами.
Довольно редко бывает легко завоевать
лояльность руководящих работников
и тем самым добиться их самоотождествления
с организацией, потому что каждый
администратор не может быть совершенно
невосприимчивым к позициям и
требованиям нижестоящих
Если
добиться лояльности главы подразделения
не удалось, то учреждение может заменить
его – и порой заменяет –
тем, кто ему предан. Однако применение
этого метода имеет свои пределы.
Во-первых, если трудовой коллектив
отказался способным удержать лояльность
прежнего руководителя, то он вполне может
оказаться способным и
Во-вторых,
в тех случаях, когда новый
руководитель сопротивляется самоотождествлению
со своим подразделением и сохраняет
лояльность учреждению в целом, появляются
новые трудности. Прежний разрыв
в цепочке отождествлений между
подразделением и учреждением может
смениться новым пробелом между
руководителем и его
Многообещающим
механизмом укрепления лояльности членов
организации и усиления их самоотождествления
с организацией в целом служит
практика частых переводов сотрудников
из подразделения в подразделение.
Подобная практика, если ей строго и
разумно следовать, вероятно, приведет
к появлению в организации
значительного числа людей, обладающих
весьма разнообразным опытом, что
способствует самоидентификации с
более крупными структурными подразделениями,
– хотя нет никаких оснований
полагать, что такая практика полностью
уничтожит преданность
Еще один механизм воздействия заключается в правильном распределении кабинетов. Уже отмечалось, что служащие встречаются и устанавливают неформальные отношения с теми, кто работает рядом с ними, чаще, чем с теми, кто работает в отдалении. Поэтому формированию настоящего руководящего аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей в одном месте или на одном этаже. Термины “верхний этаж” или “передний кабинет” , часто применяемые к высшему руководящему составу, вероятно, происходят от соответствующего расположения кабинетов.
Решающий
административный механизм контроля за
групповым поведением – это выявление
естественных лидеров и управление
ими. Один из современных теоретиков,
развивая эту мысль, пишет: “Каждому
руководителю надлежит знать, кто является
лидером в каждой неформальной группе
и работать с ним, поощряя тех,
кто не мешает, а способствует достижению
целей организации. Когда неформальный
лидер противостоит своему работодателю,
его широкое влияние может
подорвать мотивацию и
Если
естественный лидер находится вне
формальной организационной схемы,
он зачастую рассматривается как
“возмутитель спокойствия” . Он может
стать центром коллективного
сопротивления влиянию
Поскольку количество руководящих постов в организационной иерархии ограничено, проблему естественного лидера не всегда можно решить повышением. Порой альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека, виновного в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в целом) , можно перевести на такую должность, где он способен принести меньше вреда, или же его можно переводить достаточно часто, чтобы у него не было времени нанести вред.