Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста состоящих в браке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
рассмотреть психологические особенности мужчин среднего возраста;
описать методики исследования личностных особенностей и применить.
сформулировать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические аспекты исследования структуры личности в современной психологии…………………………………………………………………………….

5
1.1 Психологическая структура личности ……………………………….………
5
Психологические характеристики мужчин средней взрослости ….………
8
Методика исследования структуры личности мужчин среднего возраста,
состоящих и не состоящих в браке ………………………………......................

14
2.1 Организация исследования………………………………………………………
14
Обоснование выбора метода и методик исследования………………………
14
3 Анализ результатов исследования структуры личности мужчин среднего возраста, состоящих и не состоящих в браке………………………………...............

20
Исходные данные.……………………………………………………………..
20
3.2 Анализ результатов диагностики по методике 16 факторного опросника
Кеттелла (форма С)…………………...……………………………………………

21
3.3Анализ результатов диагностики по методике EPQ………………………….
32
Заключение…………………………………………………………………………
33
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - психология мужчин.docx

— 251.25 Кб (Скачать документ)

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.  Все 4 стороны личности тесно  взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние  всегда остается за социальной  стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями,  интересами, идеалами и эстетическими  качествами. [15]

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений. [9]

Основными характеристиками личности по Айзенку, являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии.

Теории, рассматривающие  структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими теориями. Понятие личностной черты впервые  было предложено Олпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и позволяющая сравнивать степень выраженности поведенческих проявлений у разных людей.

Экстраверсия - интроверсия  впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком.

Айзенк выделяет 4 уровня организации поведения. Нижний уровень представлен специфическими реакциями (СР) - это реакции на повседневные события жизни, которые могут быть индивидуально устойчивыми или вариативными. Второй уровень - уровень привычных реакций личности. Эти (ПР) реакции обычно повторяются при схожих ситуациях. На третьем уровне представлены черты (Ч) как структура привычных действий (настойчивость, ригидность, субъективность, робость, раздражительность). Эти черты могут быть названы также группами факторов, так как они получены при применении корреляционного анализа. На четвертом уровне представлен общий тип как структура черт (экстраверт - интроверт). Помимо этого в число базовых факторов, образующих типы, Айзенк включает нейротицизм (эмоциональная стабильность - нестабильность) и психотизм (тенденция к импульсивности или контролю).

Кеттел, развивая факторный подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие их, или первичные. Первичные черты в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет 3 группы черт в структуре личности: темпераментные черты - способности, динамические черты, мотивирующие поведение и включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную систему 16 факторов личности. [7]

Итак, психологический портрет  личности, характеризуется: направленностью  личности, общим уровнем развития (опытом), индивидуальными особенностями  отдельных психических процессов, свойствами темперамента или типологических свойств личности. Большинство исследователей занимающихся изучением данного  феномена в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

 

    1. Психологические характеристики мужчин средней взрослости

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное  снижение характеристик психофизических  функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы  человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

Развитие отдельных способностей человека продолжается в течение  всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью  человека и его повседневной жизнью. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Специфика  интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его  жизненных установок, планов и жизненных  ценностей.

Главное достижение этого  возраста может быть определено как  обретение состояния мудрости. В  этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными  фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.

Развитие аффективной  сферы человека в период средней  взрослости протекает неравномерно. Данный возраст может быть для  человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен, и его время уходит. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в  жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом  его трудовой деятельности, ее успехом  или неуспехом.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом  для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто  испытывают депрессию и чувство  одиночества. [11]

Желание человека среднего возраста действовать без промедления  и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону  удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.

В период средней взрослости Я - концепция личности обогащается  новыми Я – образами. Я - концепция  зрелого взрослого развивается  в результате возникновения большого числа частных Я - концепций и  в процессе генерирования концептуального  ядра личности. Сутью Я - концепции  становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей. Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно  связанный с обеспечением развития других личностей (детей, младших сослуживцев и т. д.). У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание.

Поведенческие особенности  обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом  деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство  людей накапливает достаточно большой  опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет  человеку компенсировать наступающие  возрастные изменения в его организме.

Отношения с супругом к  этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с  одной стороны, вступающим в самостоятельную  жизнь детям, с другой — пожилым  родителям. Основную часть свободного от основной работы времени большинству  людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Следует отметить, что ведущим  фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.[11]

Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек — через свою реакцию на окружающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование.

Информация о работе Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке