Психологический стресс: причины, механизмы развития, исходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:42, реферат

Описание

Важной задачей на современном предприятии в условиях рыночной экономики является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи в рамках программы по профилактике стрессов и уменьшению социальной напряженности на работе. Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с теми процессами общественно-экономических изменений, которые происходили в обществе за последнее десятилетие.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Психогигиена стресса 4

1.1.Роль психогигиены в сфере управления 4

1.2. Причины стресса на рабочем месте 8

1.3. Эффекты стресса на рабочем месте 11

1.4. Предупреждение стресса 13

Глава 2. Принципы и методы психогигиены стресса 15

2.1. Релаксация 15

2.2. Концентрация 17

2.3. Ауторегуляция дыхания 18

2.2. Методы профилактики стресса 19

2.2.1. Противострессовая “переделка” дня 19

2.2.2. Первая помощь при остром стрессе 20

2.2.3. Аутоанализ личного стресса 22

Заключение 23

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

стресс.docx

— 70.40 Кб (Скачать документ)

    Перечислим  некоторые советы, которые могут  помочь вам выйти из состояния  острого стресса.

    1. Противострессовое дыхание. Медленно  выполняйте глубокий вдох через  нос; на пике вдоха на мгновение  задержите дыхание, после чего  сделайте выдох как можно медленнее.  Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь  представить себе. Что с каждым  глубоким вдохом и продолжительным  выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

    2. Минутная релаксация. Расслабьте  уголки рта, увлажните губы. Расслабьте  плечи. Сосредоточьтесь на выражении  своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши  эмоции, мысли внутреннее состояние.  Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

    3. Оглянитесь вокруг и внимательно  осмотрите помещение, в котором  вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

    4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором  у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)”по косточкам”, как описано в пункте 3.

    5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно  свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно  поднимайте голову (так, чтобы  она не закружилась).

    6. Займитесь какой-нибудь деятельностью  - все равно какой: начните стирать  белье, мыть посуду или делать  уборку. Секрет этого способа  прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

    7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь  вслушаться в нее, сконцентрироваться  на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на  чем-то одном способствует полной  релаксации, вызывает положительные  эмоции.

    8. Возьмите калькулятор или бумагу  и карандаш и постарайтесь  подсчитать, сколько дней вы живете  на свете (число полных лет  умножьте на 365, добавляя по одному  дню на каждый високосный год,  и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня  рождения). Такая рациональная деятельность  позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

    9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную  тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

    10. Проделайте несколько противострессовых  дыхательных упражнений.

    Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

      2.2.3. Аутоанализ личного стресса

    Теперь  рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть, как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации.

    Наиболее  оправдавшим себя методом аутоанализа  личного стресса является дневник  стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

    Анализ  записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут  быть причиной возникновения стресса.

    Полезно записывать свои ощущения сразу при  наступлении острого стресса, чтобы  потом  в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

    Если  мы пролистаем собственные записи и  попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, “неуспокаивающиеся ноги” (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

    Проанализировав записи, можно определить, в какое  время дня чаще всего наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает наш личный стресс. 

 

Заключение

 

    Усиление  стрессового давления отмечено учеными  и практиками разного профиля многих стран мира.

    Социально-политическая напряженность, трудности переходного  периода в экономике, резкая ломка  общественного сознания, глубокие преобразования во многих общественных институтах являются мощным стрессогенным фактором. Его  воздействие требует всестороннего  комплексного научного изучения, в  котором психологические исследования имеют первостепенное значение.Организационную  психогигиену необходимо рассматривать  как составную часть работы с  кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило. На любом современном предприятии должна действовать психологическая служба. Задачи такой службы могут выполнять и специалисты, находящиеся в штате организации, и сторонние специалисты, работающие по договору. В число задач психологической службы организации должно входить повышение психогигиенической компетентности сотрудников. Подведем в заключение некоторые итоги проведенному обсуждению проблемы трудового стресса и психогигиены на предприятии.

    Место работы и должность, избранная профессия  и профессиональный рост, психологический  климат в организации и видение  своей роли в общем деле могут  быть основой чувства удовлетворенности  своим местом в жизни, инициировать переживания полноты самоотдачи, удовлетворенности ходом самореализации, могут давать желаемое эмоциональное  насыщение от межличностных отношений  на работе. Вместе с тем, все эти  аспекты в неблагоприятных качествах  приводят к общему чувству неудовлетворенности  жизнью, размыванию смысла жизни, обесцениванию труда, приводят к затяжному стрессу со многими вытекающими последствиями для личности и организма. То или другое положение возникает как следствие взаимодействия большой совокупности объективных и субъективных факторов, внешних обстоятельств и особенностей личности. Возникающий в трудовой деятельности стресс имеет разную природу.

    Это следует учитывать как в выборе направлений, подходов к его преодолению, так и выборе конкретных методик, отдельных приемов снижения стресса.

    Одни  причины стрессового состояния  могут быть нейтрализованы личными  усилиями субъекта по преодолению трудностей, по совершенствованию им умений совладания со стрессом.

    Другие - требуют организационных решений: изменения организационной политики и организационной структуры, перехода на новый этап организационного развития, технологической модернизация предприятия, улучшения условий труда и т.д. Причины стрессовых состояний могут быть ослаблены при соответствующих изменениях в общественном сознании, при существенных изменениях во взглядах на профессию, а также профилактике стрессов на предприятии, систематическом использовании методов психогигиены.

 

Список  использованной литературы

 

1. Анастази А.  Психологическое тестирование / Пер.  с англ. М.: Педагогика, 1982.

2. Березин Ф.  Б. Психологическая и психофизиологическая  адаптация человека. М.: Прогресс, 1988.

3. Гримак Л.П.  Резервы человеческой психики:  Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.

4. Колодзин Б.  Как выжить после психической  травмы. Перевод с английского  Савельевой. С-Пб.: Питер, 2003.

5. Китаев-Смык  Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1988.

6. Красовский  Ю.Д. Организационное поведение  в фирме: эффекты и парадоксы. Учебное пособие.- М.: Юнити, 1999.

7. Мескон М,  Хедоури Ф.  Основы менеджмента:  пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994.

8. Рушман Э.М.  Надо ли убегать от стресса?  М.: Физкультура и спорт, 1990.

9. Стресс жизни:  Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу.  Г.Селье. Стресс без болезней.). - Спб, ТОО “Лейла”, 1994.

10. Тригранян  Р.А. Стресс и его значение  для организма (отв. ред. О.Г.  Газенко. – М.: Наука, 1988.

11. Управление  персоналом организации: учебник  /под ред. А.Я Кибанова.-М.: Инфра-М, 2000.

12. Уткин Э.А.  Справочник по менеджменту. М.: Финансы и статистика, 1999.

13. Янценевская  А.Я. Организационное поведение  в фирме. М.: Инфра-М, 1998.

14. Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и  социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии /Ред. А.А. Крылов. СПб., Вьп.1, Ч.2, 2004.

15. Анцыферова  Л.И. Приемы приспособления: изменение  собственных характеристик и отношений к ситуации // Психол.журнал. 2004. № 1.

16.  Виханский  О. С. « Менеджмент», М: 1998г.

17. 18. Радугин  А. А. «Основы менеджмента». М: 1997г.

19. Григорьева  Т. Т., Усольцева Т. П. « Основы  конструктивного общения», Н: 1997г.

20. Кричевский  Р.Л,,   Дубровская  Е.   М.   «Психология  малой  группы»,  М: 1997г.

Информация о работе Психологический стресс: причины, механизмы развития, исходы