Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа
Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи исследования:
Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.
1.Введение ……………………………………………………………3.
2. Глава I :Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …..5.
I.1 Психологическая готовность детей к школе. …………….5.
I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность…21
I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня. социальной готовности первоклассников к обучению в школе …….27.
Заключение………………………………………………………………46 .
Список Литературы……………………………………………………..49 .
Изучение сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольников осуществлено на базе подготовительной группы «Б» детского сада № 11.
В группе 21 человек: 11 мальчиков и 10 девочек.
Выбранная
нами диагностика позволила оценить
сформированность предпосылок учебной
деятельности. Получены следующие результаты.
Методика «Бусы».
Таблица 1 – Результаты проведения методики «Бусы»
Уровни | Кол-во детей | % |
Высокий | 3 | 14 |
Хороший | 12 | 58 |
Средний | 3 | 14 |
Низкий | 3 | 14 |
Прохождение
методики, предполагающей выявить количество
условий, которые может удержать ребенок
в процессе деятельности при восприятии
задания на слух, показало, что больше
половины группы справляется с данным
заданием на хорошем уровне, и примерно
треть испытывает затруднения при его
выполнении.
Методика «Домик».
Таблица 2 – Результаты проведения методики «Домик»
Уровни | Кол-во детей | % |
Высокий | 2 | 10 |
Хороший | 9 | 43 |
Средний | 5 | 23,5 |
Низкий | 5 | 23,5 |
Умение
ориентироваться на образец, точно
скопировать его, степень развития
произвольного внимания, сформированность
пространственного восприятия в достаточной
степени развиты у 53 процентов детей. 47
процентам дошкольников требуется коррекция
и развитие данных умений.
Методика
«Узор».
Уровни | Кол-во детей | % |
Отличный | 6 | 29 |
Хороший | 10 | 48 |
Средний | 3 | 14 |
Низкий | 2 | 9 |
Таблица
3 – Результаты проведения методики
«Узор»
6 человек
(29%) показали достаточно высокий
уровень умения действовать по
правилам, то есть в работе
одновременно учитывали
Методика
«Графический диктант».
Таблица 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант»
Уровни | Кол-во детей | % |
Высокий | 5 | 24 |
Хороший | 11 | 52 |
Средний | 3 | 14 |
Низкий | 2 | 10 |
Определяя
уровень развития произвольной сферы
ребенка, а также изучения возможностей
в области персептивной и моторной организации
пространства, мы выявили, что 5 человек
(24%) обладают высоким уровнем развития,
11 человек (52%) – хорошим, 3 человека (14%)
– средним, 2 человека (10%) – низким.
2.2
Формирующий эксперимент
Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности младших школьников выявила необходимость в коррекции и развитии.
Для коррекционных и развивающих занятий мы поставили следующие задачи:
Развитие самоконтроля
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.
Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".
Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы, обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания, - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Для развития навыков самоконтроля у детей мы использовали следующие упражнения.
Ученику
дается карточка с нарисованными
цветными кольцами и с учетом их размеров:
Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.
Это
же задание усложняется. Каждому
ученику дается карточка с нарисованными
незакрашенными кружочками.
Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:
5 – красный
4 – синий
3 – желтый
2 – коричневый
1 – черный
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра "Сохрани слово в секрете".
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов:
окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.
Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его. При этом безразлично, какое именно правило выбрано - подойдет любое.
Варианты:
Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
Можно ввести элемент соревнования и за каждую ошибку начислять одно штрафное очко. Результат игры записывать и каждый последующий сравнивать с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается.
3. Как превратить "о" в "и".
Ученик
доброй феи говорил: "Я не волшебник,
я только учусь". Эти слова относятся
и к нам: мы еще не умеем делать серьезных
превращений, но превратить одну букву
в другую нам под силу. Попробуем? Ниже
напечатаны слоги. Не просто читай их,
но во всех случаях, когда встречается
звук [о], меняй его на [и].
Столбики со слогами:
1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний";
2. менять в слогах звук [п] на звук [с];
3.
слоги, оканчивающиеся на
4. Помоги пчёлке собрать урожай.
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.
Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
Задание: Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.
Вверх,
вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка.
Направо, вверх, остановка. Влево, влево,
вниз, остановка. Какое слово получилось?
Формирование интереса к познавательной деятельности
Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.
На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности.