Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи исследования:
Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………3.
2. Глава I :Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …..5.
I.1 Психологическая готовность детей к школе. …………….5.
I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность…21
I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня. социальной готовности первоклассников к обучению в школе …….27.
Заключение………………………………………………………………46 .
Список Литературы……………………………………………………..49 .

Работа состоит из  1 файл

Готово.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Причин здесь много: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития: отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; слабый медицинский контроль за здоровьем детей увеличил заболеваемость детей и ослабление их организма. Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей, тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.

     Основной  стратегией современного общего образования  является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование  ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

     Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках  усвоения этих знаний: их полноте (в  объеме, предусмотренном учебной  программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных  ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

     Важную  роль в повышении эффективности  учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усиление коммуникативной стороны  процесса обучения, то есть использование  диалоговых форм в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.

     Разнообразие  коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает  обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет  высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.

     Констатирующий  этап проведенного нами эксперимента позволил установить пробелы в психологической  готовности ребенка к школе. В  процессе формирующего этапа мы имели  возможность развивать отсутствующие  или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему в школьном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.

 

Список  использованных   источников 

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998
  2. Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989.
  3. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.
  4. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956
  7. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1985.
  8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  9. Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 2001.
  10. Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 1987.
  11. Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М., 1982.
  12. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2002.
  13. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М., 1987.
  14. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.
  15. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1995.
  16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. – М., 1995.
  17. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000
  18. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Воронеж, 1997
  19. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.
  20. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001
  21. Эльконин Л.Б. Избранные педагогические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995

22. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.

23.Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.

24. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.

25. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261 с.

26. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.

27. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 – 291 с.

28. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 – 291 с.

29. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.

30. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1, 205 с.

31. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.

32. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 – 65).

33. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.

34. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.

35. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 – 178 с.

36. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.

37. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.

38. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе