Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание

Цель – особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи исследования:
Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………3.
2. Глава I :Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе …..5.
I.1 Психологическая готовность детей к школе. …………….5.
I.2. Понятие психолого-педагогическая, социальная готовность…21
I.3. Психологический тренинг как средство повышения уровня. социальной готовности первоклассников к обучению в школе …….27.
Заключение………………………………………………………………46 .
Список Литературы……………………………………………………..49 .

Работа состоит из  1 файл

Готово.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

     Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется  во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.

     Приемы  развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал  для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего  мира. Ценные рекомендации по развитию детского воображения дает известный итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй". В частности, он предлагает развивать словесное творчество ребенка через предъявление ему пар слов для придумывания историй, соседство которых было бы необычным. Например, Золушка - пароход, трава - сосульки и т. п.

     Дошкольникам  мы предложили такие упражнения для  развития воображения.

     Нарисуй, как ты себе представляешь животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

     Я назову тебе любую известную детскую  сказку. Расскажи ее так, чтобы в  ней все было "наоборот" (заяц охотится за волком, слон величиной  с горошину, а мышка - с гору и  т. п.).

     Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

     Соедини в связный рассказ эти два  предложения: "Далеко на острове  произошло извержение вулкана..." - "...поэтому сегодня наша кошка  осталась голодной"; "По улице  проехал грузовик..." - "...поэтому  у Деда Мороза была зеленая борода"; "Мама купила в магазине рыбу..." - "...поэтому вечером пришлось зажигать свечи".

     Вообрази, что ты превратился в тигра, который  пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

     Воображение играет очень важную роль в жизни  ребенка. С одной стороны, это  полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать то, чего пока не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание и творчество.

     Развитие  интеллектуальных способностей.

     "Сходство  и различие"

     Предложите  ребенку указать сходство и различие следующих пар слов:

     Книга - тетрадь День – ночь

     Лошадь - корова Дерево – куст

     Телефон - радио Помидор – огурец

     Самолет - ракета Стол – стул

     "Поиск  противоположного объекта"

     Называя какой-либо предмет (например, сахар), надо назвать как можно больше других, противоположных данному. Надо найти  противоположные объекты по функции "съедобное - несъедобное", "полезное - вредное" и др., по признаку (размеру, форме, состоянию) и др.

     "Поиск  аналогов".

     Называется  какое-нибудь слово, например, портфель. Необходимо придумать как можно  больше "аналогов", т.е. других предметов, сходных с ним по разным существенным признакам (сумка, мешок, рюкзак и т.д.)

     "Аналогии  по признакам".

     Выпишите  в столбик признаки заданного  предмета, например, портфель, и предложите ребенку назвать эти признаки, встречающиеся в других предметах (объемность, прочность, устройство для  переноски и др.).

     "Составить  предложение из трех слов".

     Берутся три слова: обезьяна, самолет, стул. Требуется составить как можно больше предложений, которые включали бы эти три слова (можно изменять падежи и использовать аналоги слов).

     Назвать одним словом группу предметов. Многие конкретные предметы мы называем, одним словом. Например, березу, сосну, дуб и др. называем деревьями.

     Предложите  ребенку назвать, одним словом:

     - стол, стул, шкаф - это...

     - собака, кошка, корова - это...

     - чашка, блюдце, тарелка - это...

     - василек, ромашка, тюльпан - это...

     Неумение  обобщать - слабое звено интеллекта. Обычно ребенок ищет общее между предметами по внешнему признаку - цвету, форме.

     - Ложка и шарик похожи: они оба  из пластилина.

     В школе пользуются обобщениями по существенному признаку. На основе таких обобщений строится умение рассуждать, мыслить.

     "Нахождение  возможных причин"

     Сформулировать  какую-либо ситуацию: "Мальчик упал и расшиб колено". Ребенок должен назвать как можно больше предположений  возможной причины падения: споткнулся о камень, засмотрелся на прохожих, азартно играл с ребятами, торопился к маме и др.

     "Социализация  речи"

     Говорить  так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований.

     К 7 годам дети говорят много, но речь их ситуативная. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. "Этот ему как даст. И побежал... Бах - трах! Ноги из ямы. А глаза-то!"

     Если  не видишь сам, что происходит, то ничего не поймешь.

     "Испорченный  телефон"

     Игра  помогает преодолеть ребенку речевое  несовершенство. Два ребенка сидят за столом лицом друг к другу, между ними непрозрачная ширма. В руках одного - фигурка (картинка). Его задача - описать приятелю, как изготовить этот образец. Не называя, что перед ним, перечисляет последовательность действий, цвет, размер, форму.

     Другой  должен воспроизвести копию из любого конструкционного материала (пластилин, мозаика и т.д.).

     При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме  речи, которая понятна окружающим. 

     2.3 Контрольный эксперимент

     После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя  те же задания и вариантный материал к ним и получили следующие  результаты.

     Методика  «Бусы». 
 

     Таблица 5 – Результаты проведения методики «Бусы»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 3 14 4 19
Хороший 12 58 13 62
Средний 3 14 3 14
Низкий  3 14 1 5
 

     

     Рисунок 1 – Результаты проведения методики «Бусы» 

     В формирующем эксперименте несколько выросли показатели высокого и хорошего уровней, и соответственно, снизились низкого, среднего остались без изменения. В целом отмечен прирост качества на 9 процентов. 

     Методика  «Домик».

     Таблица 11 – Результаты проведения методики «Домик»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 2 10 5 23,5
Хороший 9 43 10 48
Средний 5 23,5 4 19
Низкий  5 23,5 2 9,5
 

Рисунок 2 – Результаты проведения методики «Домик» 

     Показатель умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 53 % детей увеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %.

     Методика  «Узор». 
 
 

     Таблица 7 – Результаты проведения методики «Узор»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 6 29 9 43
Хороший 10 48 11 52
Средний 3 14 1 5
Низкий  2 9 0 0
 

     

     Рисунок 3 – Результаты проведения методики «Узор»

Вместо  шести девять человек (43%) показали достаточно высокий уровень умения действовать  по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. В  результате формирующего эксперимента нет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу не было бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов.

     Методика  «Графический диктант». 

     Таблица 8 – Результаты проведения методики «Графический диктант»

эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий
Кол-во % Кол-во %
Высокий 5 24 9 43
Хороший 11 52 9 43
Средний 3 14 3 14
Низкий  2 10 0 0
 

     

     Рисунок 4 – Результаты проведения методики «Графический диктант» 

     Определяя уровень развития произвольной сферы  ребенка, а также изучения возможностей в области персептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высоким уровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%.

     Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что  гипотеза, выдвинутая нами, целиком  подтвердилась и эксперимент  проведен успешно.  

 

      Заключение 

Информация о работе Психологический тренинг как средство повышения уровня социальной готовности первоклассников к обучению в школе