Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:17, реферат
За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.
Таким образом, при попытках выделить факторы успешности в проведении тренинговых занятий встает вопрос о том, что играет первостепенную роль: "правильная теория", инструментарий или личное мастерство и подготовленность тренера? Отсюда со всей остротой встает проблема поиска путей диагностики эффективности тренинга, и, соответственно, выбора разных форм тренинга для решения стоящих перед организацией задач.
Рассматривая тренинг как особым образом организованную реальность, которую ведущие отечественные специалисты по тренингу определяют как "совместную предметную деятельность" (Петровская, 1982, с.47), мы обратились к культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского и деятельностному подходу А.Н. Леонтьева как к общепсихологической методологии, вооружающей нас необходимым инструментарием и ключевыми понятиями для объяснения открывающихся фактов. Как писал в своей статье В.В. Столин:
"Несомненно, что теория
деятельности обладает
Л.А.Петровская в одной из своих статей о тренинге писала:
"Принцип опосредствования психологических образований – методологически исходный для советской психологии <...>. Из этой идеи следует представление о стратегическом пути совершенствования, а в случае необходимости и преобразования психологической реальности: если детерминантой этой реальности выступает совместная предметная деятельность, то и перестраивать, изменять психологические параметры, влиять на них следует, прежде всего, посредством изменения, перестройки совместной деятельности" (Петровская, 1982, с.47).
Поэтому, на наш взгляд, именно культурно-историческая теория развития психики и деятельностный подход способны вооружить нас необходимым теоретическим и практическим инструментарием для осмысления выделенной проблематики, поиска адекватных методологических путей ее решения.
1.3. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
В настоящее время большинство авторов, уделяющих внимание проблематике психологического тренинга, подробно описывают области применения тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для обеспечения личностного роста. В связи с этим мы не будем детально останавливаться на этом вопросе. Скажем лишь, что традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.
Гораздо менее разработанной является проблематика применения психологического тренинга для нужд управления персоналом в организации. В то же время объем услуг в этой области сопоставим с объемом традиционных психологических услуг. Современные тенденции таковы, что в западных странах доля тренинга от общего фонда мероприятий по развитию персонала достигает 80-85% (Егоршин, 1997).
Основными формами тренинга в развитии персонала являются деловые игры, групповые дискуссии, ролевые игры, всевозможные модификации "мозгового штурма", "конференции идей", "коллективные записные книжки" и метод анализа практических ситуаций (так называемые кейс-стадиз). Для достижения общего развития персонала, личностного роста сотрудников и снижения их конфликтности чаще всего применяются традиционные виды психологического тренинга.
Рыночные отношения, забота о приемлемом уровне издержек не позволяют работодателю заниматься общим развитием своих сотрудников ради развития. Всякий раз преследуются сугубо коммерческие цели. Любое мероприятие по развитию персонала призвано, в конечном итоге, способствовать повышению качества и производительности труда и формировать конкурентное преимущество организации.
В связи с этим, тренинг
используется для решения очень
широкого круга задач в развитии
персонала. В первую очередь он применяется
с целью адаптации новых
Рассмотрим основные области
применения психологического тренинга
в практике управления персоналом.
Наиболее распространено применение психологического
тренинга для мобилизации внутреннего
потенциала работника, расширения круга
его возможностей, затребованных
особенностями рабочего места. "Работа
с психотехническими
Следующий пласт проблем
– овладение новыми навыками через
"проигрывание". Психологический
тренинг является одним из наиболее
доступных путей резкого
Тренинг также выступает
в качестве "тренажера", на котором
в безопасной обстановке осваиваются
и оттачиваются управленческие и
другие знания и умения. Групповой
метод работы позволяет повысить
интенсивность и стойкость
"Важным моментом процесса
формирования коммуникативных
Особенно широко возможности
психологического тренинга раскрываются
при внедрении командного метода
работы, сплочении коллектива как
психологической предпосылки
"Совместно решая конкретную
задачу, участники психотехнической
игры постоянно стремятся к
взаимопониманию и
В последнее десятилетие
наблюдается активный рост использования
психологического тренинга для комплексной
оценки потенциала сотрудника – метод
"центра оценки". Метод "центра
оценки" является инструментом для
системного наблюдения и оценки эффективности
поведения в моделируемых рабочих
ситуациях. Программа тренинга составляется
таким образом, чтобы стимулировать
участников проявить те возможности, которые
ранее не были задействованы на рабочем
месте. Тестовые занятия проводятся
в течение двух-трех дней и включают
разнообразные упражнения, например,
дискуссии в группах, индивидуальные
и групповые упражнения, пробные
рабочие задания, ролевые игры и
презентации. По результатам наблюдения
за поведением участников принимаются
решения о карьерных
Использование психологического
тренинга для обеспечения личностного
роста и совершенствования
По итогам всего вышесказанного становится очевидным, что тренинг как высоко эффективный инструмент развития и достижения изменений занимает особое место в современной борьбе за повышение производительности и качества труда, повышение конкурентоспособности организаций. Наш исследовательский интерес к методическим и методологическим проблемам тренинга стимулируется и подпитывается насущными потребностями практики, проблемами сегодняшнего дня.
Глава 2
ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вся эта область такова, что практика далеко опередила здесь и теорию, и исследования. К. Роджерс
Классическое определение
психологического тренинга таково: "...Совокупность
групповых методов формирования
умений и навыков самопознания, общения
и взаимопонимания людей в
группе" (Краткий психологический
словарь, 1982, с.212). В данной работе мы
не будем рассматривать такую
форму направленного группового
воздействия как
Определяя тренинг как психологическое воздействие, Л.А.Петровская пишет: "Весь курс тренинга и каждое отдельное его занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия <...>. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать определенные изменения" (Жуков, Петровская, Растянников, 1990, с.52). Здесь автоматически встает вопрос о субъекте и объекте воздействия. Мы уже указывали, что вопросу объекта воздействия большинство авторов, пишущих по проблематике тренинга, уделяет много внимания. В то время как проблематика субъекта воздействия, то есть тренера, привлекла внимание исследователей лишь недавно. Между тем, психологическое воздействие готовится и выстраивается именно тренером. Более того, целостная парадигма тренинга зависит именно от установок и взглядов ведущего.
И.В.Вачков пишет: "Тренинги, будучи формой практической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий занятия" (Вачков, 1999, с. 17). Представления ведущего о сути и степени выраженности психологического воздействия определяют степень "агрессивности" этого воздействия, распределение инициативы между участниками и ведущим тренинга. И.В.Вачков делит шкалу "агрессивности" психологического воздействия в процессе тренинга на четыре пункта: