"Смысловая установка
вызывается мотивом деятельности
и выражает в деятельности
личностный смысл в виде готовности,
тенденции к сохранению направленности
данной деятельности в целом"
(Асмолов, 1996,
с. 537).
Субъективно изменение смысловых
установок ощущается как расширение
кругозора или осознание чего-то
нового. Изменение установок служит
первым толчком к овладению новыми
инвариантами поведения. При этом "Я"
выступает как самость, осознаваемая
и осваиваемая, то есть объект собственного
развивающего воздействия. Овладение
любыми новыми знаниями предполагает
определенные усилия человека в направлении
организации познавательной деятельности
таким образом, чтобы в ней
были возможны как использование
уже имеющихся знаний, так и
появление новых – "зона ближайшего
развития". Таким образом, участие
в тренинге позволяет упорядочить
и расширить стихийное отношение
к миру, к себе и к себе подобным
– создать новую зону ближайшего
развития.
Как мы уже отмечали ранее,
содержания, представленные в когнитивной
сфере, являются наименее личностными.
Факт присутствия знания не означает
его принятия или подкрепления действием
-- присвоения. Поэтому данная область
наиболее легко подвергается изменению,
ее перестройка происходит менее болезненно
и не вызывает внутреннего сопротивления.
Получение новых знаний становится первым
этапом на пути трансформации своего поведения
в сторону его большей адекватности и
эффективности.
Однако само по себе осознание
необходимости изменения и выработка
новых смысловых установок не
является достаточным условием для
реального изменения поведения.
Такое осознание может служить
лишь первым этапом к действительной
трансформации. Подлинная трансформация
становится очевидной тогда, когда
измененные элементы поведения присвоены
личностью и, следовательно, становятся
произвольными и осознанными.
Этап 3. Модификация
поведения участников группы в сторону
максимального приближения к
эталону и закрепление его
во внутреннем плане.
С точки зрения теории деятельности,
процесс построения модели идеального
поведения во внешнем плане представляет
собой не что иное, как попытку переопосредствовать
сложившиеся паттерны поведения участников,
и, таким образом, ввести в их схемы поведения
новые более успешные инструменты организации
поведения. Тренер в процессе тренинга
выделяет успешные техники поведения
в интрапсихическом плане, переводит их
в план интерпсихический и помогает участникам
изменить их интрапсихический план, что
формирует новое поведение. При выполнении
всех пунктов этой схемы участники не
только "овладевают", но и "присваивают"
себе процедуры совершенного поведения.
При такой процедуре проведения
занятий степень вовлеченности
участников значительно выше, чем
при типовой модели ведения тренинга,
когда тренер "навязывает" стандартные
модели поведения. Например, в случае
с реципрокным обучением, было убедительно
доказано, что не только тип вопроса
определяет эффективность обучения.
Факт того, что ученики сами ставят
и задают вопросы, существенно повышает
успешность обучения.
Здесь уместно еще раз
вспомнить, что тренинг мы определяем
как инструментальное действие с
использованием культурных орудий, входящих
в программу тренинга. Программа
тренинга включает в себя упражнения,
игры, обязательные процедуры и ритуалы.
Все эти элементы выступают в
качестве средств для овладения своим
поведением. Результаты наших практических
исследований наглядно демонстрируют,
что психологический тренинг меняет мировоззрение
участников в пункте восприятия общения:
человек начинает осознавать возможность произвольного
овладения собственным поведением с использованием
накопленного другими людьми опыта в качестве
опосредствующих орудий. Тренинг стимулирует
аналитическую активность, вооружает
инструментами и приемами анализа и наглядно
демонстрирует преимущество такого подхода.
Таким образом, тренинг как структурированное
опосредствующее действие закладывает
механизм по целенаправленному самосовершенствованию.
В своих высказываниях участники обозначают
это как "стимул, толчок к самосовершенствованию".
В свое время А.Н.Леонтьев
подробно описал процесс использования
орудия-средства, включающий в себя
следующие три этапа:
- На первом этапе предметная среда предлагает свои опосредствующие инструменты. В нашем случае ведущий предлагает через методику тренинга, которую он выбирает исходя из личных предпочтений и "идеологической направленности", особую среду и способы взаимодействия.
- На следующем этапе человек сам выбирает для себя опосредствующее средство и использует его для овладения собственным поведением. Происходит то, что А.Н.Леонтьев называл "поворотом орудия на себя".
- На заключительном этапе механизм опоры на искусственное орудие вращивается внутрь и необходимость во внешних опосредствующих инструментах отпадает.
Развивая идеи А.Н.Леонтьева,
А.Г.Асмолов выделяет три фазы в существовании
культурного орудия:
- Квазиорудие – как орудие вообще, орудие, существующее в культурной среде и потенциально пригодное к использованию. В контексте обсуждаемой темы – это идеология и инструментарий той или иной психологической школы.
- Орудие для группы – как определенный набор инструментов, отобранный ведущим для нужд конкретной группы.
- Орудие для себя – те средства, которые каждый участник выделяет и отбирает для себя.
Однако следует отметить,
что формирование нового поведения
в интерпсихическом плане с последующим
его вращиванием не означает однозначного
видоизменения поведения. Для того чтобы
произошли устойчивые изменения в поведении
участников, прошедших тренинг, необходимо
не просто овладение, но
и присвоение новых
форм поведения. Мы уже обсуждали различия
в процессе овладения и присвоения. Действительно,
между знанием о том, как совершать то
или иное действие, и включением этого
действия в свой постоянный поведенческий
арсенал лежит пропасть.
Выделение этого момента
кажется нам принципиальным. В
настоящий момент у большинства
авторов преобладает точка зрения,
согласно которой все изменения, возникающие
у участников психологического тренинга,
происходят в процессе тренинга. По
окончании тренинга они либо сохраняют
эти изменения, либо теряют, возвращаясь
к привычным стереотипам. При диагностике
долгосрочного эффекта тренинга психологи
выявляют те изменения, которые удалось
сохранить.
Мы утверждаем, что значительная
часть изменений у участников
тренинга возникает после окончания
тренинга в рамках совместно созданной
самим участником и ведущим ЗБР. Ключевая
роль в этом процессе отводится ведущему
тренинга. Далее обсуждаются процессы,
которые поддерживают и стимулируют процесс
присвоения новых форм поведения.
4.2. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО
РАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА
Для того чтобы проанализировать
механизм процесса овладения-присвоения
новых форм поведения, мы должны обратиться
к еще одному ключевому понятию
культурно-исторического подхода. Речь
идет о понятии "зона ближайшего
развития", введенном Л.С.Выготским.
Мы уже писали о том,
что развитие, по Л.С.Выготскому, имеет
две линии: натуральную и культурную. Натуральное
развитие – это взросление организма,
становление физических и физиологических
систем. Культурное развитие – это развитие
высших психических функций (ВПФ). Образование
ВПФ происходит в процессе общения людей.
По существу такое общение есть обучение.
Высшие психические функции возникают
и развиваются в процессе обучения и не
могут возникнуть иначе, они не даны человеку
от природы. Как писал Л.С.Выготский:
"Все высшие психические
функции суть интериоризированные
отношения социального порядка, основа
социальной структуры личности. Их состав,
генетическая структура, способ действия
– одним словом, вся их природа социальна;
даже превращаясь в психические процессы,
она остается квазисоциальной. Человек
наедине с собой сохраняет функции общения"
(Выготский, 1982,
т. 3, с.146).
Развитие ВПФ происходит
благодаря овладению своим поведением
через использование культурно
созданных инструментов. Поэтому
эффективность этого развития отражает,
прежде всего, успешность овладения
культурными орудиями. Таким образом,
культурное развитие ребенка происходит
только в процессе овладения новыми
культурными инструментами, а этот
процесс всегда социален и предполагает
наличие кого-то, кто выступает
в качестве носителя культурного
опыта, то есть более знающего другого
(чаще всего взрослого). Для того
чтобы ребенок смог овладеть культурными
инструментами, его должен кто-то с
ними познакомить, раскрыть заложенную
в них сущность (распредметить, по
А.Н. Леонтьеву) и научить с ними работать.
Следовательно, существует период, когда
взрослый и ребенок вступают в совместную
деятельность по овладению новыми
культурными инструментами. Этот период,
перенесенный в координаты ребенка, и
называют зоной ближайшего развития. Позже
необходимость в помощи взрослого отпадает
и наступает стадия присвоения культурного
орудия (зона актуального развития).
Л.С.Выготский определял зону
ближайшего развития как расхождение
в уровне трудности задач, решаемых ребенком
самостоятельно (зона актуального развития)
и под руководством взрослого. С точки
зрения тренинга, ЗБР означает потенциальные
возможности участника, в пределах которых
он может воспринять помощь ведущего.
Чем эта зона более широко простирается,
тем выше эффективность помощи, оказываемой
ведущим. В психологической литературе,
посвященной проблемам воспитания и обучения,
где проблематике зоны ближайшего развития
традиционно отводится важнейшее место,
читаем:
"Обучение и воспитание
суть специально организованные
виды совместной деятельности
старшего и младшего поколений,
в процессе которой последние
усваивают опыт предыдущих поколений.
Обучение ведет за собой развитие,
создает его ближайшую зону"
(Талызина, 1983,
с.79).
В настоящее время в
понятии ЗБР выделяют два аспекта:
- ЗБР означает потенциальные возможности человека, в пределах которых он может воспринять помощь другого. То есть ЗБР – одно из важнейших внутренних условий, опосредствующих (преломляющих) трансформирующее воздействие. Еще Л.В.Занков писал: "Создание ЗБР, как определенный путь воздействия на умственное развитие, характеризуется тем, что учитель показывает способ выполнения задания, а учащийся подражает ему" (Занков, 1963, с.72). Когда идет самостоятельное освоение знаний, обучение ограничивается областью эмпирических понятий. Учитель – это не просто человек, с которым сотрудничает ребенок. Учитель выступает как представитель науки, общественного знания.
- С.Л.Рубинштейн, говоря о закономерностях развития, упор делал на опосредование внешнего внутренним. То есть внутренние условия: наследственные и врожденные задатки, вся психика, вообще личность, сформировавшиеся к данному моменту времени, задают, по С.Л.Рубинштейну, "фильтры", которые определяют, станет новое знание достоянием человека или нет.
Л.С.Выготский выдвигал иную
идею. Для него главным является опосредование
внешними, то есть социальными знаками,
прежде всего – речевыми, благодаря которым
осуществляется переход от низших, натуральных
к высшим, культурно-психологическим функциям.
Введя понятие "зоны", Л.С.Выготский
конкретизировал общий генетический закон,
согласно которому исходной формой индивидуальных
психических функций человека является
их предварительное коллективное осуществление.
Иными словами, то, что позже становится
личным достоянием человека, первоначально
поступает к нему как результат совместной
деятельности со значимым другим в рамках
зоны ближайшего развития. Таким образом,
существует неразрывная связь между процессами
интериоризации в двух ее стадиях (овладение
и присвоение) и ЗБР. Человек может овладеть,
а затем и присвоить только те навыки,
знания и умения, которые попали в его
ЗБР благодаря совместной деятельности
с более умелым другим и не превысили возможности
этой зоны.
Суммируя взгляды Л.С.Выготского
на интериоризацию и ЗБР, необходимо упомянуть
два важнейших момента:
- Высшие психические функции сохраняют определенные свойства, отражающие их социальное происхождение. "Опосредование ВПФ проходит долгий путь в развитии ребенка, в ходе которого осуществляется преобразование внешних социальных форм во внутреннюю форму индивидуального сознания, по словам Л.С.Выготского – «вращивание извне внутрь»" (Ждан, 2000). Основное свойство ЗБР – ее "диалогичность": учитель и ученик включены в процессы взаимообмена, которые предполагают совместное создание чего-то нового, достижения консенсуса относительно целей, структуры и результатов обучения и развития.
- Интериоризация невозможна без использования определенных психологических орудий, так как эта трансформация внешнего во внутреннее является деятельностно-семиотической трансформацией. Используя знаки в качестве инструментов для манипулирования со своими вниманием, памятью или другими процессами, ребенок овладевает ими в сотрудничестве с взрослым или более умелыми товарищами, а затем трансформирует их во внутренние процессы.
Рассматривая вопросы
развития, Л.С.Выготский выдвигает три
основных положения.
- Обучение в школьном возрасте является решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка, в том числе и развитие его понятий. При этом он подчеркивал нетождественность развития и обучения. Обучение выступает в качестве источника развития, формирующего у ребенка такие функции, которые без обучения вообще в развитии возникнуть не могут.
- Существуют две линии развития: "снизу-вверх" и "сверху-вниз". Развитие "снизу-вверх" раскрывается на примере развития житейских понятий. Житейские, или спонтанно возникающие в жизни ребенка понятия, зарождаются при его столкновении с реальными вещами, содержание которых объясняется ему взрослым. Лишь постепенно ребенок оказывается способным дать словесно-логическое объяснение тех отношений, благодаря которым существует данное понятие.