Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель работы - анализ процесса оказания помощи путем психологического консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей.
Объект исследования - феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии у детей.
Предмет исследования - основы психологического консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Агрессивное поведение детей как предмет исследований современной психологии…………………………………………………… 5
1.1 Подходы к изучению агрессии в психологии………………………………. 5
1.2 Определение, понятия и причины агрессивного поведения детей………... 12
1.3 Специфика агрессивного поведения детей…………………………………. 26
Глава 2 Консультативная работа психолога с детьми, проявляющими агрессию ……………………………………………………………………… 34
2.1 Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования…. 34
2.2 Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей дошкольного возраста……………………. 38
2.3 Специфика консультативной работы с младшими школьниками с агрессивным поведением…………………………………………………….. 42
Заключение……………………………………………………………………………. 52
Список литературы………………………………………………………………........ 53
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ:
«Основы
терапевтической и консультативной психологии»
НА ТЕМУ:
«Психологическое консультирование по проблемам,
связанным
с агрессивным поведением детей»
Выполнила: |
студентка
5 курса
заочного отделения факультета психологии Гончаренко И.В. |
Проверил: | Погорелко Ю.В. |
г. Серпухов
- 2011 год
ЛИСТ
АВТОРА
Фамилия, Имя, Отчество | Гончаренко Ирина Витальевна |
Дисциплина: | «Основы терапевтической и консультативной психологии» |
Курс обучения | 9 семестр |
Личная подпись |
Заключение
по допуску к зачету (экзамену)
Оценка
_______________________/______
Преподаватель
Погорелко Ю.В.
«_____»_________________2011г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1 | Агрессивное поведение детей как предмет исследований современной психологии…………………………………………………… | 5 |
1.1 | Подходы к изучению агрессии в психологии………………………………. | 5 |
1.2 | Определение, понятия и причины агрессивного поведения детей………... | 12 |
1.3 | Специфика агрессивного поведения детей…………………………………. | 26 |
Глава 2 | Консультативная работа психолога с детьми, проявляющими агрессию ……………………………………………………………………… | 34 |
2.1 | Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования…. | 34 |
2.2 | Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей дошкольного возраста……………………. | 38 |
2.3 | Специфика консультативной
работы с младшими школьниками с агрессивным
поведением…………………………………………………… |
42 |
Заключение…………………………………………………… |
52 | |
Список
литературы…………………………………………………… |
53 |
Введение
Мало
кто из авторов обращался к проблемам
коррекции агрессии в контексте консультативной
работы с детьми, хотя тема агрессии является
достаточно изученной в современной психологии.
Актуальность темы исследования
В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.
Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.
По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Эта
проблема имеет давнюю историю. Многие
исследователи в нашей стране и за рубежом
занимались проблемой агрессии, но к одному
знаменателю не пришли, так как она сложна
и многогранна и, следовательно, одного
решения быть не может
Цель
работы - анализ процесса оказания
помощи путем психологического консультирования
по проблемам, связанным с агрессивным
поведением детей.
Объект
исследования
- феномен агрессивного поведения с точки
зрения консультативной работы с проявлениями
агрессии у детей.
Предмет
исследования
- основы психологического консультирования
по проблемам, связанным с агрессивным
поведением детей.
Задачи исследования:
Рассмотреть основные подходы к изучению агрессии в психологии.
Дать определение понятия «агрессия»
Описать причины агрессивного поведения детей.
Раскрыть вопрос о специфики консультативной работы с детьми, проявляющими агрессию.
Выявить
сущность и особенности психологического
консультирования по проблемам, связанным
с агрессивным поведением детей.
Глава
1. Агрессивное поведение детей как предмет
исследований современной психологии
1.1
Подходы к изучению агрессии в психологии.
Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому агрессивное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые психоаналитического и этологического подходов.
Основоположником психоаналитического подхода является З.Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Танатос - инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Эта концепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально он придерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все человеческое проистекает из Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.
Первым исследователем психоаналитической школы, заговорившим об изначальной природе человеческой деструктивности, была С. Шпильрейн. Её идея заключалась в следующем: чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему предшествовало, то есть во всяком акте созидания содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных компонента - инстинкт жизни и инстинкт смерти. Для любви и творчества влечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив, влечение к смерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни.
По Фрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена на разрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, в направлении от Я., Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.
Получается, что агрессивное поведение - не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и неизбежное, поскольку, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшить вероятность более опасных действий. Вывод заключается в следующем: агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.
Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения - от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.
В русле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведения занимался и Д. Доллард. он разработал фрустрационно-агрессивную теорию. Эта теория возникла в противовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия - это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию - попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессия рассматривается, как попытка навредить другому своим действием. При чем степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действия.
Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения. Торможение - это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии прямопропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения.
Замещение - это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.
Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса. Катарсис - это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.
Но было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обуславливания агрессии фрустрацией является Л. Берковиц.
Агрессия, по его мнению, - функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев, как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Берковец признавал также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Берковец ввел три существенных поправки:
фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;
выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль.
Противоположную позицию по пониманию агрессии занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма.
Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. [