Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель работы - анализ процесса оказания помощи путем психологического консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей.
Объект исследования - феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии у детей.
Предмет исследования - основы психологического консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Агрессивное поведение детей как предмет исследований современной психологии…………………………………………………… 5
1.1 Подходы к изучению агрессии в психологии………………………………. 5
1.2 Определение, понятия и причины агрессивного поведения детей………... 12
1.3 Специфика агрессивного поведения детей…………………………………. 26
Глава 2 Консультативная работа психолога с детьми, проявляющими агрессию ……………………………………………………………………… 34
2.1 Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования…. 34
2.2 Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей дошкольного возраста……………………. 38
2.3 Специфика консультативной работы с младшими школьниками с агрессивным поведением…………………………………………………….. 42
Заключение……………………………………………………………………………. 52
Список литературы………………………………………………………………........ 53
1) Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а так же имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребёнке лиц;
2) Беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровья, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально - бытового плана;
3) Сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются);
4) Сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
5) Наблюдение за ребёнком в домашней, школьной или иной обстановке;
6) Экспериментально - психологическое обследование; совокупный анализ всех полученных материалов (желательно обсуждение различными специалистами).
Важным дополнением к обследованию служит анализ продуктов деятельности ребёнка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.), а так же результаты изучения личности родителей.
В соответствии с общей схемой возрастно-психологического анализа полученные сведения группируются в четыре раздела:
информация об истории развития ребёнка и состоянии его здоровья;
сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок (семья, коллектив сверстников в саду и школе или других посещаемых учреждения);
особенности поведения и деятельности ребёнка (в процессе обследования, а так же в семье, школе или иных ситуациях);
дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально - личностной сфер ребёнка.
На
основе этой информации психолог - консультант
должен дать общую оценку уровня развития
ребёнка, описать сущность его трудностей,
оценив их сложности и глубины, выделить
факторы, связанные с появлением указанных
трудностей, определить сферы воздействия
с целью устранения или ослабления остроты
проблемы и, наконец, разработать коррекционную
программу или предложения по психотерапии.
Все перечисленные виды и источники информации
имеют самостоятельное значение и предполагают
специфические средства и методы её получения.
2.2
Психологическое консультирование по
проблемам, связанным с агрессивным поведением
детей дошкольного возраста
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т.к. она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь «проявление ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития».
Агрессивное поведение в детском возрасте оказывает влияние не только на отношение ребёнка с окружающей действительностью, но и определяет развитее всей его личности, различных её сторон.
Стоит заметить, что к агрессивному поведению могут привести как личностные особенности человека, так и особенности ситуации, в которой он находится. Важной представляется проблема связи агрессивности в детском возрасте с подобными тенденциями в более позднем возрасте. Также агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева; особенно это проявляется в возрасте 6-7 лет, когда эмоциональная сфера еще не устойчива.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию всех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию.
Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование и многое другое.
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией.
Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия являются определённом образом построенная беседа.
Анализируя различные концепты консультирования, не трудно их разделить на две большие группы - концепты воздействия и взаимодействия.
Концепты воздействия почти столько же влиятельны и распространенны, как и в определении сущности психотерапии. Например: «психотерапевт является областью психотерапии, и, следовательно, частью медицинской теории и практики влияния на психику больного. С другой стороны, можно встретить и не клинические взгляды на консультирование:
Соответствующая форма беседы активно используется и в психокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консультирование ориентированно, прежде всего, на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционная или психотерапевтическое воздействие ориентированно в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Кроме того, возможно, выделить различные виды консультирования в соответствии с различными принципами классификации, например, индивидуальное и групповое консультирование предъявляют различные требования к профессиональным навыкам и умениям консультанта.
Начиная с первой встречи, очевидно, что клиент - это человек, нуждающийся в помощи, а консультант - это специалист, имеющий талант и навыки её оказания. В случае консультирования детей, всё обстоит иначе, так как здесь решают родители, нужна ли их ребёнку психологическая помощь, поэтому задача консультанта усложняется, помимо контакта с родителями, он должен найти общий язык и с ребёнком. Осуществлять такую работу должен детский психолог, имеющий опыт консультативной работы с взрослыми людьми.
К методам коррекции агрессивного поведения, подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями, относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.
Основные
блоки консультативной методики для детей
с агрессивными проявлениями представим
в виде таблицы (табл.1), в которой первый
столбик будет связан с консультативными
гипотезами, второй отражает диагностические
методики для проверки консультативных
гипотез, а третий - методы оказания воздействия.
Таблица 1. Основные блоки консультативной методики
Психологическая проблема: Агрессивность ребёнка | ||
Консультатив-ные
гипотезы |
Диагностические методики для проверки консультативных гипотез | Методы оказания
воздействия |
1. Агрессивность ребёнка обусловлена семейными факторами. | 1. Методика: «Рисунок семьи». | 1. Методика «каракули»:
Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии. 2. «Картина мира»: Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка. |
а) дефицит внимания по отношению к ребёнку. | 2. Просмотр журнала и личного дела учащегося, беседа с учителем о семейном положении ребёнка. | 3. «Соломенная
башня»:
Цель: проследить структуру взаимоотношений в семье, насколько и родители и ребёнок проявляют признаки вербальной и не вербальной агрессии в присутствии других людей (консультанта). 4. «Портрет твоей семьи»: Цель: вместе с ребёнком проиграть травмирующие и негативные моменты взаимоотношений между родителями и им самим. |
б)
Антисоциаль-ное поведение родителей
(агрессия по отношению друг к другу, ребёнку
и окружающим).
в) Стиль семейного воспитания (культ агрессии) |
3. Отдельная беседа
с родителями и ребёнком,
а так же сбор информации о материальном и социальном положении семьи. |
5.Методика «рисование
истории»:
Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств (иные, нежели агрессия) и способов поведения в разных жизненных ситуациях. |
2.
Агрессивность ребёнка обусловлена школьной
дезадаптацией. а) тревожность, неуверенность в себе. б) психологическая несовместимость с классом, неумение общаться со сверстниками. |
1. Наблюдение за
ребёнком на уро ке и перемене, бе седа
с учителем.
2. Тест выявления тревожности у ребёнка. 3.Тест «стиль педагогического общения». 4. Социометри-ческая методика» (изучение меж- личностных отно шений ребёнка с классом). |
Тренинг «Страна
понимания»:
Цель: Развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения. Данные упражнения проводятся с 5 -6 детьми. Данный курс после четвёртого упражнения делится по специфике дезадаптации - для тревожных детей и для детей с психологической несовместимостью с классом |
3. Агрессивность ребёнка обусловлена низкими интеллекту-альными способностями. | 1. Методика «рисунок
человека».
2. Тест Векслера на интеллектуальное развитее ребёнка. |
1. Методика «Наши
чувства»:
Цель: Ознакомить детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением. Посредством отрегаирования негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией |
4. Агрессия вызвана просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия. | 1. Методика «свободный
рисунок».
2. Беседа с родителями на тему увлечений ребёнка в его свободное от учёбы время. |
1. Методика «маленький
секрет»:
Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения. 2. «Мои эмоции»: Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия. 3. «Театр из пластилина»: Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина |
5. Агрессия обус- ловлена половой принадлеж-ностью | «Тест Руки»
Э. Вагнера (раз дельное тестиро- вание мальчиков и девочек). |
1. Курс общей работы
с мальчиками и девочками, направленный
на снижение агрессии посредствам привития норм поведения принятых в современном обществе. |
2.3
Специфика консультативной работы с младшими
школьниками с агрессивным поведением
Можно выделить четыре направления агрессивных проявлений, которые различаются по мотивации и формам агрессивности.
Это скрыто-агрессивные, тотально-агрессивные, поведенчески-агрессивные и умеренно-агрессивные. Между детьми этих групп существуют специфические различия, затрагивающие различные стороны их развития: мотивационную сферу, образ «Я», самооценку, взаимоотношения с окружающими, восприятие семейной ситуации.
Отличительная особенность скрыто-агрессивных детей - это рассогласованность сознательных стремлений и бессознательных мотивов. Для детей этой группы характерно, с одной стороны просоциальная направленность желаний, представленных в сознании, с другой стороны, у них обнаруживаются агрессивные устремления, которые не осознаются ими.
В этом случае, источником дисгармоничного развития выступает конфликт между непосредственными, часто не осознаваемыми стремлениями субъекта и значимыми для него социальными требованиями. Эти дети хорошо учатся, пользуются расположением сверстников и взрослых.
Боязнь потерять свое положение, потерпеть неудачу вызывает у них искажение реальной действительности; дети отвергают собственную ответственность за неуспех, перекладывая вину за свои неудачи на других. Они требуют от окружающих безусловного признания, критику в свой адрес воспринимают болезненно.
Не случайно, что этим детям свойственно желание иметь животных, которые, в отличие от сверстников, не предъявляют к общению никаких требований, выступают в роли пассивных участников взаимодействия, «ведомых» и безоговорочно признают авторитет и первенство своих владельцев. Большинство из скрыто - агрессивных детей - девочки.
Таким образом, у детей наблюдается рассогласованность между тем, что представлено в сознании ребенка и тем, что составляет содержание бессознательной мотивации. Такая рассогласованность, дисгармония в структуре личности негативно влияет на развитие личности ребенка. Уверенность в собственной правоте, «своей непогрешимости» делает детей закрытыми для опыта, для воздействия на них других людей.
Сталкиваясь с ситуациями, в которых их состоятельность подвергается сомнениям, они занимают обвиняющую позицию, предъявляют повышенные требования к окружающим, не признают собственной ответственности за свои неудачи. Их восприятие окружающей действительности оказываются искаженными, приводя к разладу с самими собой, вызывая неадекватные реакции в ситуации, представляющих угрозу для их «Я».