Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:06, курсовая работа
Цель работы - анализ процесса оказания помощи путем психологического консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей.
Объект исследования - феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии у детей.
Предмет исследования - основы психологического консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей.
Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Агрессивное поведение детей как предмет исследований современной психологии…………………………………………………… 5
1.1 Подходы к изучению агрессии в психологии………………………………. 5
1.2 Определение, понятия и причины агрессивного поведения детей………... 12
1.3 Специфика агрессивного поведения детей…………………………………. 26
Глава 2 Консультативная работа психолога с детьми, проявляющими агрессию ……………………………………………………………………… 34
2.1 Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования…. 34
2.2 Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей дошкольного возраста……………………. 38
2.3 Специфика консультативной работы с младшими школьниками с агрессивным поведением…………………………………………………….. 42
Заключение……………………………………………………………………………. 52
Список литературы………………………………………………………………........ 53
Так же одним из моментов коррекции детской агрессивности является и общение со сверстниками, т.к. иногда взаимоотношения могут быть источником неприятных переживаний, дискомфорта, во многом определяя самочувствие детей. Налаживание отношений со сверстниками выступает одной из задач профилактики агрессивности детей.
В целом же, описываемая работа должна быть направлена на:
1) развитие умения устанавливать и поддерживать отношения с детьми;
2) умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях социального взаимодействия;
3) умение выражать свои чувства и совершенствование навыков общения;
4) развитие представлений о себе и своих возможностях;
5) развитее умения брать на себя ответственность за свои поступки;
6) развитие позитивного отношения к себе, самовосприятия и самоуважения;
7) доверие к себе и своему опыту, внутренней компетентности;
8) а так
же развитие сочувствия и эмпатии.
Выводы по Главе 2.
Психологическая помощь должна быть направлена не просто преодоление агрессивных проявлений, а на формирование и закрепление новых устойчивых форм поведения. Это предполагает организацию коррекционной и профилактической работы в следующих взаимосвязанных направлениях, которые включают:
1) Психологическое просвещение взрослых;
2)Информирование учителей и родителей о причинах и механизмах формирования и развития агрессивности в детском возрасте;
3) Влиянии агрессивности на развитее личности ребёнка;
4) Трудностях, которые испытывают дети с разным типом агрессии;
5) Обучение взрослых навыкам конструктивного взаимодействия с детьми;
6) Работа с самими детьми, которая должна быть ориентирована на выработку новых, альтернативных агрессии форм поведения и соответствующих мотивов. Работа должна осуществляться с учётом структуры нарушения и индивидуальных «зон уязв
Заключение
В данной работе был рассмотрен феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии у детей.
Обзор литературы показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы.
Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Вместе с тем на развитие агрессивности ребёнка могут влиять природные особенности.
Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки.
В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности
1. Во всех возрастных группах примерно половина имеет выраженность агрессивности как личностного образования.
2. Уровень агрессивности претерпевает существенную динамику. Наибольшие изменения происходят в 14 лет (9 класс).
Рекомендации.
Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.
Ведущая
роль в предупреждении и коррекции агрессивности
у детей и подростков принадлежит семье,
родителям. Однако велико значение и педагогов,
психологов, и, разумеется, культурно -
досуговых учреждений и школ.
Список литературы:
Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976г.
Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.- М., 1991г.
Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Сп-Б., 1997г.
Берковиц Л. Агрессия Причины последствия и контроль. - Сп-Б., 1999г.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности.
- М., 1875г.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991г.
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997г.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995г. - 239 с.
Ениколопов С.Н. Личность преступника как объект исследования. - Под ред. А.В.Петрова - М.: Из-во Наука, - 1979г. - с. 21 - 46.
Завражец С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. - М., 1996г. C. 8 - 16.
Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 1991г.
Запорожец А.В. Особенности психологии детей школьного возраста. - М., 1985г.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1980г. - 128 с.
Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Опсихологии и физиологии подростка - учителю. - М., 1991г.
Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991г.
Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. - М., 1970г.
Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа 1995г. - №6. 3 - 9 с.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994г. -269с
Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребёнка. - М., 1987г
Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - М., 1990г.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. Академия. - М., 2000г.
Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - 103с.
Нравственность. Агрессия. Справедливость// Под ред. А.М. Матюшкова. - М., 1992. - 4 с.
Роберт Б. Дебора Р. «Агрессия». - С - П. 1994. - 30 - 54 с.
Сафонова Т.Я. Цимбал Е.И. и др. Жестокое обращение с детьми.
- М., 1993.
Фрейд З. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., Республика, 1994
Эриксон Э. Идентичность:
юность и кризис. - М., 1996.