Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 13:29, контрольная работа

Описание

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...3
1. Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога…………………………………………………………………………....4
2. Виды психологического консультирования………………………….. …….....6
3. Профессиональная компетентность психолога-консультанта……………..…9
4. Работа с агрессивными детьми………………………………………………....14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

психреф.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА 

     Основная  задача психолога-консультанта заключается  в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизненные сложности со стороны, обсудить с ним те особенности его поведения и межличностных отношений, которые стали источником трудностей. Обычно они не осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

     В то же время позиция психолога должна внушать реалистический оптимизм.

     Психолог-консультант  не должен давать прямых советов и  рекомендаций, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Для развития личности консультируемого важно, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность и сам принимал решения.

     Взаимодействие  на равных - оптимальный вариант  в консультировании. Во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога. В этом случае он активно работает и принимает  на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал - это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.

     Одна  из распространенных ошибок практических психологов - взаимодействие "сверху вниз", позиция покровительства  и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком "правильной, хорошей" жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правильные или неправильные. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.

     Обращение к психологу-консультанту часто  связано с использованием понятия  нормы - возрастного психического развития или нормы поведения личности. "Я не такой, как все..." - эта  мысль содержится в явном или  неявном виде в словах клиента, обратившегося за консультацией. Человек обычно хочет сопоставления себя с другими людьми, хочет найти свое место в мире людей, обрести свою самобытность. Психолог-консультант с помощью своих знаний и умений помогает ему найти свою индивидуальность. При этом важно, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиента. Человек в процессе консультации должен быть максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом, чувствовать себя комфортно, видеть доброжелательное и безоценочное отношение к себе.

     Психолог-консультант  не занимается постановкой диагноза. Если в процессе консультации выясняется необходимость диагностической  работы, то она проводится в специально назначенное время.

     Рассмотрим  наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются к психологу клиенты.

     Первый  тип проблем - ожидание социальных или  нравственных оценок по шкале "правильно - неправильно", "хорошо - плохо". В прямом виде эти переживания в словах клиента могут быть сформулированы следующим образом: "Проверьте меня, нормальный ли я...?"; "Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слушался с первого раза"; "Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего..." и т.п. Аналогичны запросы клиента по нравственным критериям добра и зла.

     В этих случаях полезно изменение  системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку расширить  свои представления о себе. Важно  показать клиенту ограниченность шкалы "хорошо-плохо".

     Второй  тип проблем - вопросы "Как поступить?"; "Что делать?" Задача психолога - не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую  сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять  решение.

     Только  третий тип проблем может быть назван собственно психологическими задачами. Вопрос касается значения того или  иного факта, поступка, переживания. "Как понять? Что это значит?" и т.д. В практике работы таких  клиентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта - помочь человеку переформулировать их в задачи психологические.

     Консультирование - достаточно сложный вид профессиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя.

     Несмотря  на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко  противится изменениям. Это может  быть связано с отсутствием у  человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, страхом перед неизвестностью и возможной неудачей, нежеланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту. Обращаясь за консультацией, клиенты часто подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных проблем. Для них характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня безо всякого повода".

     Однако  порой человек при обращении  за консультацией осознает роль личных качеств и говорит о своих  проблемах: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода". Это может дать основу для конструктивной работы клиента над собой.

     Профессиональными качествами психолога-консультанта должны быть наблюдательность и понимание  клиента. В процессе беседы консультант  внимательно слушает, а также  наблюдает за поведением консультируемого. Смысл речевого высказывания, а также  другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жестикуляции, позе человека. Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-консультанта.

     Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведения, полученные от клиента, не могут быть переданы без его  согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.

     Умение  встать на позиции пришедшего на прием  человека должно сочетаться у консультанта с умением сохранять некоторую  дистанцию. При несоблюдении этого  психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки.

     В своей деятельности консультанту важно  разграничивать личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной  жизни, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию.

     При этом следует иметь в виду, что  клиент порой склонен переносить на консультанта отношения с другими  людьми. Это может осложнить процесс  консультирования возникновением конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консультантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

     Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, то есть эксплуатировать его для достижения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Известный американский психолог Эверетг Шостром в своей книге "Анти-Карнеги, или человек-манипулятор" описал 8 таких типов. Профессионализм психолога должен проявиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктивного взаимодействия.

     Основные  ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы:

1) отсутствие  необходимого психологического  контакта, что препятствует созданию  благоприятного для беседы психологического  климата; 

2) переход к  решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;

3) жесткая приверженность  первоначально избранной гипотезе;

4) мнение собеседника  не выслушивается или дискредитируется;

5) создаются  препятствия для разъяснения  и обоснования клиентом своей точки зрения;

6) постановка  клиенту прямых вопросов ("в  лоб") при неясных мотивах беседы  [4].

     Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для  этого в повседневной практической работе консультантов используется "супервизия" (supervision). В переводе с английского supervision означает "наблюдение за чьей-то работой". Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п. [2]. Необходимо подчеркнуть, что супервизор -это не контролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультативной деятельности.

 

4 РАБОТА С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ 

       В этом разделе - работа в  области психологического консультирования  и методы работы с агрессивным  поведением детей. 

     

        Психологическое консультирование  тесно связано, а во многом  непосредственно переплетается  с психологической коррекцией и психотерапией. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия являются определённом образом построенная беседа.

     

      Соответствующая форма беседы  активно используется и в психокоррекционной  работе, и в психотерапии. Но если  консультирование ориентированно, прежде всего, на помощь клиенту  в реорганизации его межличностных отношений, то психокоррекционная или психотерапевтическое воздействие ориентированно в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. Кроме того, возможно, выделить различные виды консультирования в соответствии с различными принципами классификации, например, индивидуальное и групповое консультирование предъявляют различные требования к профессиональным навыкам и умениям консультанта.  

    Индивидуальное  психологическое консультирование предполагает анализ всего  хода развития ребёнка и основывается на информации, получаемой из разных источников: беседа с родителями, учителями, самим ребёнком; наблюдение за ребёнком в школьной или иной обстановке; экспериментально - психологическое обследование, знакомство с родителями, изучение медицинской и другой документации.В связи с популярностью различных форм заочного консультирования родителей, (например вопросы, заданные специалистам по телефону, прямо из студии телевиденья, радио или на страницах журналов) необходимо отметить их общий характер, но и присущую им опасность «подгонки» индивидуального случая под наиболее вероятный, типичный вариант трудности или нарушения.

    Начиная с первой встречи, очевидно, что клиент – это человек, нуждающийся в помощи, а консультант – это специалист, имеющий талант и навыки её оказания. В случае консультирования детей, всё обстоит иначе, так как здесь решают родители, нужна ли их ребёнку психологическая помощь, поэтому задача консультанта усложняется, помимо контакта с родителями, он должен найти общий язык и с ребёнком.  По моему мнению, осуществлять такую работу должен детский психолог, имеющий опыт консультативной работы с взрослыми людьми.

       Освещая, далее, выводы из обзора литературы по методам коррекции агрессивного поведения, можно определить их, как подходящие к индивидуальному консультированию детей с агрессивными проявлениями и не подходящие. К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда ребёнок посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (не правильное поведение), а потом учится частично её контролировать,  усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.

       Ко вторым, мы относим методы, подразумевающие выражение агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в игре - такая форма, больше проходит для групповой коррекции агрессии (для этого обычно отбирается две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы из десяти человек в определённый момент оставался вне игры, ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых,  на одну меньше чем детей, в ходе игры ведется наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме отмечались агрессивные реакции детей). Конечно, что-то из последних разбираемых методов и возможно реализовать в консультации, но они уже не будут традиционными, а значит и применимыми  в большинстве случаев.  

Информация о работе Психологическое консультирование