Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:45, контрольная работа
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами [7].
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими.
Условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: Знакомство с клиентом и начало беседы. Расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез [5].
Коррекционное воздействие. Завершение беседы. Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентации консультанта Начало беседы. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема -это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени. В принципе, клиент может отказаться назвать себя, но забывать или не предложить ему представиться - это значит во многом обречь консультацию на неудачу.
Расспрос клиента. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку. Первая фаза расспроса клиента. Поскольку на этой фазе основная цель консультанта — «разговорить» клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его рассказ. «Расскажите мне о ваших отношениях...», «Какая у вас семья?» Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Процесс расспроса занимает 25-30 минут, но 15-20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез. Гипотезы в психологическом консультировании. Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять консультацию клиента [9]
Гипотезы в психологическом консультировании — это, по сути, варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентирования клиента в его отношении к своим проблемам.
Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Вторая фаза расспроса клиента. Во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. «Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?», «Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?» Основной подход к работе на 2 этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента Работа с конкретными ситуациями — для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. После того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей [9].
Оказание психокоррекционного воздействия. Воздействие строится на анализе конкретной ситуации. Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации.
Завершение беседы.
1.Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема;
2.Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;
3.Прощание консультанта с клиентом.
Гипноз называют королевской короной психотерапии. И это потому, что при тщательном анализе выясняется, что те моменты техник психологического консультирования которые действительно работают вызывают у клиента гипнотическое трансовое состояние. Ни одна из техник не обходится без обращения клиента к глубинам собственного внутреннего опыта, к воспоминаниям или представлениям. В этот момент у человека спонтанно развивается так называемый повседневный (или бытовой) транс, и именно это трансовое состояние позволяет перестуктировать психический опыт, изменить восприятие тех или иных фактов, избавиться от внутренних ограничений, решить внутренние конфликты, понять куда и как идти по жизни, как взаимодействовать с тем или иным человеком или как поменять принципы взаимодействия с другими людьми, с Миром в целом, Для того чтобы жить полноценно счастливой жизнью как цельная гармоническая личность [8].
Гипнотерапия, зная механизм изменений, непосредственно обращается к трансовому состоянию- усиливает его, расширяет, развивает и обучает человека использовать уникальный естественный механизм обучения- транс.
Основная задача терапевта в сессии гипнотерапии- раскрыть возможности человека, активизировать его ресурсы, обучить его использовать весь свой опыт, регулировать своё внутреннее состояние и развивать свой творческий потенциал. Имеено поэтому люди прошедшие курс гипнотерапии, достигают не только тех результатов за которыми приходили на консультацию (состояния уверенности в себе, примирение с близкими людьми, регулирования эмоционального состояния, избавление от депрессии и т.д.), но и получают дополнительную активизавцию творческого потенциала, креативности, соббразительности и смекалки.
Как показывает длительный опыт применения различных техник психологического консультирования-гипнотерапия наиболее эффективный, безопасный и действенный метод [7].
Психоанализ – это есть стремление выявить
скрытые мотивы действий, мнений, истоки
морально-психологических установок личности.
Большинство людей не задумывается о том,
что сознание – это еще не вся психика
и даже не ее большая часть. За пределами
сознания находится мощный психический
аппарат, который формировался в течение
многих тысячелетий и деятельность которого
недоступна самонаблюдению, подобно тому,
как недоступны ему деятельность печени
и других жизненно важных органов. Однако
именно в этой скрытой, бессознательной
части психики находится первоисточник
многих наших чувств и мыслей.
В сфере бессознательного переплетаются
психическое и соматическое.
Психические отклонения перерастают в
болезнь тела. Здесь же формируются глубинные
симпатии и антипатии к людям, причины
конфликтов, которые бывает трудно понять.
В бессознательном подготавливаются «роковые
решения», вызревают побуждения к героическим
или преступным действиям, которых не
ожидает ни само лицо, совершающее поступки,
ни его окружение. Все социальные, межличностные
отношения, массовая психология – пронизаны
бессознательными мотивами.
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях.
Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим [6].
Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Психодрама - метод групповой психотерапии, наиболее приближенный к жизни, т.к. приемы, позаимствованные у театра (исполнение роли, постановка пьесы, диалог, монолог, дублирование) имеют те же цели и в драматургии повседневности. Таким образом, человек, желающий разобраться в ситуации, представляющей для него затруднение, инсценирует эту ситуацию. Предполагается, что в пространстве разворачивается не сама ситуация, а то, как человек ее представляет и люди, действующие в ней - фантомы, представляемые человеком.
Психодраматический метод, как и многие другие методы психотерапии, невозможно освоить только по книгам, необходимо последовательное практическое обучение под руководством опытных специалистов. Книг о психодраме на русском языке пока еще мало, хотя психодраматический подход во многом близок к традиционно присущим российской культуре ценностям творчества и игры, жизненного драматизма, внутренней событийноёти, глубины переживания бытия.
Психодрама подсказывает, что главное в человеческом общении - это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, т.е. не в значениях, а в подтексте. “Смысл ищется не только в словах, а в поступках, в выражении лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах. Человеческое общение многоязычно, и оно живо своими внутренними формами. В нем используются языки жестов, действий, образов, знаков, слов, символов, а также тексты, подтексты, смыслы, значения, исполненные смысла паузы и фигуры умолчания. При этом богатстве есть не всегда уверенность в правильности понимания. Но дело далеко не в мере понимания, а еще и в том, что слово, (сказанное и несказанное) в человеческом общении выступает в роли социального действия”
Цель процесса беседы в том, чтобы и консультант, и клиент настолько поняли суть темы, что она или прояснится для клиента, или он узнает, что с ней делать. Цель в том, чтобы достичь взаимного понимания о том, что это, и чтобы клиент взял за это ответственность. В процессе достижения этого тема может раствориться, и это будет завершением процесса.
Проводя беседу, как и любой другой процесс, психолог-консультант не старается выяснить, в чем именно проблема клиента. Нет чего-то одного, что бы он искал. Совместными усилиями психолог и клиент стараются вынести на свет новый материал, предоставить больше точек зрения, раскрепостить вещи, и так далее. Что именно это значит, зависит от клиента.
Суть проведения беседы не просто в том, чтобы поощрить клиента говорить. Идет двухсторонний диалог. Консультант помогает клиенту прояснить тему, задавая подходящие вопросы. Он поощряет клиента продолжать рассматривать и описывать то, что здесь есть, пока не достигает результата [11].
Чтобы помогать клиенту, консультант может задавать разнообразные вопросы по теме: возможные причины, идеи, мысли, мнения, информация, решения проблемы, попытки решения, неудавшиеся решения, ощущения, чувства, средства исправить ситуацию, улучшение, попытки избавиться, помощь, время, место, состояние и событие, кто, что, где, когда и как, что можно с этим сделать, возможно ли взять за это ответственность, как обстояли бы дела без этого.
И любые другие вопросы, которые помогают прояснить то, о чем мы говорим. И консультант, и клиент должны быть заинтересованы в том, чтобы выяснить все по данной теме. Консультант не просто выбирает, что еще сказать, чтобы клиент продолжал говорить, он старается поощрить клиента обнаружить что-то новое.
Главное, чего не нужно делать в беседе – это не быть нерешительным в том, над чем мы работаем. Консультант старается прояснить первоначальную тему, что бы еще ни высказывал клиент по ходу дела. Психолог всегда возвращается к основной теме.
Любой вопрос предназначен для того, чтобы помочь клиенту рассмотреть тему, а не для навязывания идей консультанта. Консультант может выяснить, что клиент сказал, помочь ему подытожить это, но он не добавляет к этому собственных оценок.
1. Если оказывается, что обсуждаемый вопрос не подходит для одной только беседы, консультант переключается на подходящую технику:
2. фиксированным идеям
соответствуют шаги
3. травматическим происшествиям соответствует процедура повторного переживания; разделенности на противоположности соответствует объединение противоположностей и так далее.
Но это только если основная тема беседы оказалась не такой, как ожидалось. Любая всплывающая информация о других заряженных областях просто замечается для использования в дальнейшем [7].
Еще, если беседа ни к чему не приводит, можно переключиться на что-то более сильное иди более точное. Или можно использовать ключи разгрузки или разблокирования, чтобы более систематично охватить данную область.