Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:45, контрольная работа

Описание

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Работа состоит из  1 файл

Психологическое консультирование.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Уточняющие и углубляющие  формулировки. Посмотрим, как дальше развивается приведенный выше диалог. Напомним, что последняя реплика  принадлежала клиентке и звучала  так:

Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая…

Консультант: То есть вы хотели бы, чтобы ваша свекровь поняла, какая вы хорошая, чтобы она оценила  вас, наконец, по достоинству.

Клиентка: Ну да, только вряд ли это возможно.

Проанализируем реплику  консультанта. Такие формулировки, в которых сказанное клиентом углубляется и уточняется, часто встречаются в диалоге. В эту группу высказываний входят и уточняющие вопросы типа «А как вы ощущали свою растерянность?», и переформулирование сказанного: «Вы чувствовали себя растерянной, то есть у вас возникло чувство, что вы не понимаете происходящего?», и реплики, углубляющие высказываемые клиентом чувства: «Вы потеряли ощущение, что вы кому-то нужны, что кто-то действительно заинтересован в вашем присутствии». Использование подобных формулировок позволяет постепенно переводить рассказ клиента с уровня более поверхностных к более глубоким переживаниям. Важно, что осторожное, пошаговое использование подобных комментариев позволяет, не вступая в конфронтацию с клиентом и не провоцируя сопротивление, более точно охарактеризовать его состояние и переживания, расширить область осознаваемого и понимаемого им и, таким образом, подготовить почву для осуществления коррекционного воздействия.

Уточняя и переформулируя, психолог ни в коем случае не должен выходить за пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего, как, например, в обсуждаемом нами диалоге формулировки «какая вы хорошая» и «оценила по достоинству» непосредственно связаны друг с другом, но при этом вторая из них несомненно является более сильной и эмоционально заряженной по сравнению с первой. Цель уточнений обычно состоит в более полном, более многогранном охвате происходящего с человеком и связывание получаемых фактов с его отношениями с окружающими. Так, если в формулировке «какая вы хорошая» свекровь полностью отсутствует, то «оценила по достоинству» уже явно относится к ней, обозначает определенный характер отношений клиентки, не называя при этом однозначно того, каковы эти отношения, и благодаря этому не вызывая у последней преждевременного сопротивления репликам консультанта. Таким образом, в определенном смысле психолог как бы «заманивает» собеседника в «глубину его собственных переживаний», помогает заглянуть в еще неизведанные уголки собственных эмоций, подготавливая его к принятию интерпретации

Таким образом, разговор о технологии ведения консультативной  беседы можно продолжать еще очень  долго. К тому же у каждого опытного профессионала есть свои приемы и  «уловки», помогающие в работе с самыми разными клиентами. Но завершая этот раздел, хочется еще раз повторить: для того чтобы овладеть всеми этими приемами на действительно высоком уровне, необходимы долгие часы работы под наблюдением опытного профессионала. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
  2. Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций/ Г.Х. Боронова, Н.В. Трусова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  3. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
  4. Джордж, Р. Консультирование: теория и практика. Пер. с англ. А. Шадура / Р. Джордж, Т. Кристиани. – М.: Эксмо, 2002. – 448 с.
  5. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.: под общ. Ред. Ю.М. Забродин. – М.: Эксмо, 2010. – 384 с.
  6. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: Учебник 3-е издание/ Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.
  7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект» М., 1999 – 150 с.
  8. Маклаков А.Г. М 15 Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
  9. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.
  10. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. Т.К. Кругловой / Р. Мэй. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.
  11. Немов Р.С.Н50 Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.



Информация о работе Психологическое консультирование