Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:45, контрольная работа
Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.
Сюжет фильма «В трезвом уме и твердой памяти» в центр реабилитации для наркоманов, где показан процесс психологической консультации. В фильме в полном объеме показана работа консультанта, который в своей практике в полной мере реализовывал «триаду Роджерса». Фильм раскрывает клиент-центрированную психотерапию, указывает на необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, которые в целом достаточны независимы от частных характеристик самого пациента. Среди них используются 3 условия, относящиеся к личности психотерапевта.
1. Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом.
Конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании (все, что потенциально доступно сознанию) и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означает, что каждый стимул, внутренний или из внешней среды, не искажается защитным механизмом (как относительно эмоциональной окраски, так и относительно воспринимаемого значения). Форма, цвет или звук из окружающей среды, или следы памяти из прошлого, или висцеральные ощущения, страх, наслаждение, отвращение и т. д. — все это вполне доступно для индивидуального сознания. Осознание — это символическая репрезентация, не обязательно в виде вербальных символов, некоторой части опыта.
Когда Я-переживание (т. е. информация о воздействии сенсорных или висцеральных событий в данный момент) символизируется правильно и включается в Я-концепцию (представление о себе самом), тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У личности, открытой для опыта, Я-концепция символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психотерапевт переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает лишь принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и психотерапия не будет полноценной. Не следует ожидать от психотерапевта, чтобы он всегда был конгруэнтной личностью. Достаточно, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным индивидом он целиком и полностью был бы самим собой, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными.
2. Психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту.
Обычно в определение положительной оценки входят такие понятия, как сердечность, расположение, уважение, симпатия, принятие и др. Безусловно положительно оценивать другого — значит оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают определенные его поступки. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие, признание индивида не зависят от них. Психотерапевт ценит личность пациента в целом, он в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам пациент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.
3. Психотерапевт эмпатически воспринимает
пациента.
Обладать эмпатией — означает воспринимать
субъективный мир, охватывающий весь комплекс
ощущений, восприятий и воспоминаний другого,
доступных сознанию в данный момент, воспринимать
правильно, с присущими эмоциональными
компонентами и значениями, как если бы
воспринимающий сам был этим другим человеком.
Это значит — ощущать боль или удовольствие
другого так, как чувствует это он сам,
и относиться, как он, к причинам, их породившим,
но при этом ни на минуту не забывать о
том, что это «как если бы» (если это условие
утрачивается, то данное состояние становится
состоянием идентификации). Знания субъективного
мира пациента, полученные эмпатически,
приводят к пониманию основы его поведения
и процесса изменения личности.
При отсутствии этих трех условий психотерапевтический процесс не может быть полноценным.
Каждый психотерапевт отвечает этим условиям до некоторой определенной степени, и, как замечает Роджерс, «одни несовершенные люди способны оказывать психотерапевтическую помощь другим, также несовершенным людям»; однако чем более выражены эти условия, тем более успешным будет психотерапевтический процесс и тем более значительной будет степень происходящей при этом интеграции личности.
Беседа – это основной процессинг. Это одна из самых важных техник, которыми нужно овладеть. Но для консультанта, привыкшего к механическим процедурам, беседа может оказаться сложной. В ней нет механических процедур [8].
Но с пониманием определения процессинга, с упражнениями и практикой он становится очень простым.
Далекому от психологического консультирования человеку может показаться, что в том, как консультант беседует со своим клиентом, нет ничего особенного: один из собеседников просто рассказывает другому то, что его волнует. Каким бы парадоксальным на первый взгляд ни было утверждение о том, что чем меньше обратившийся за психологической помощью человек воспринимает роль консультанта как ведущего, тем лучше, – оно, несомненно, является верным. В такой ситуации клиент более активен, легче принимает и обсуждает предлагаемые ему комментарии и интерпретации, более конструктивно подходит к проблеме необходимости изменения своего поведения и отношений.
Профессионально овладеть
мастерством ведения
Использование парадоксальных вопросов. В качестве примера возьмем следующий диалог консультанта с клиентом:
Клиентка: Но я сама никогда не ругаюсь, не спорю со свекровью, она мне все это говорит, а я молчу.
Консультант: Молчите… а почему?
Клиентка: А что, собственно, я могу ей сказать? Что она дура и все, что она говорит, абсолютная ерунда?
Консультант: А почему бы вам все это действительно не сказать, раз вы так думаете?
Клиентка: Ну, это грубо, а главное, она все равно ничего не поймет.
Консультант: А что бы вы хотели, чтобы она поняла?
Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая…
Остановимся на этом моменте
в диалоге, а затем через несколько
страниц вернемся к нему. Давайте
попробуем внимательно
В консультативном диалоге парадоксальные вопросы не редкость. Часто в беседе возникает момент, когда (как в приведенном выше примере) у клиента есть очевидный, с его точки зрения, ответ, отнюдь не способствующий переосмыслению или конструктивному решению ситуации. Задача консультанта – поставить этот тупиковый по сути своей ответ под сомнение, задав парадоксальный вопрос. Конечно же, этот вопрос является парадоксальным лишь на первый взгляд, найти ответ на него нетрудно, достаточно начать сомневаться в том, что с позиции обыденного здравого смысла кажется очевидным.
Постановка вопросов. Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»). Например: «Сколько Вам лет?», «Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?», «Сколько раз случались с вами припадки гнева?» и т.п.
Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.
Примеры открытых вопросов: «С чего Вы хотели бы начать сегодня?», «Что Вы теперь чувствуете?», «Что Вас опечалило?» и т.п.
Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т.е. свой внутренний мир.
Психолог выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
1. Начало консультативной
встречи («С чего сегодня Вы
хотели бы начать?», «Что
2. Побуждение клиента
продолжать или дополнять
3. Побуждение клиента
проиллюстрировать свои
4. Сосредоточение внимания
клиента на чувствах («Что Вы
чувствуете, когда рассказываете
мне?», «Что чувствовали тогда,
Не следует забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они повышают ощущение угрозы и увеличивают беспокойство. Это не значит, что от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать и задавать в подходящее время, когда имеются шансы получить ответ.
В консультировании используются как закрытые, так и открытые вопросы, однако не следует вообще переоценивать важность опросов.
Постановка вопросов является важной техникой консультирования, однако, как ни парадоксально, осмелюсь утверждать, что в консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован – задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что, прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был, не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен.
Чересчур большая склонность расспрашивать во время консультирования создает много проблем [5]:
– превращает беседу в обмен вопросами-ответами, и клиент начинает постоянно ждать, чтобы консультант спросил еще о чем-нибудь;
– заставляет консультанта принять на себя всю ответственность за ход консультирования и тематику обсуждаемых проблем;
– переводит беседу от эмоционально окрашенных тем к обсуждению фактологии жизни;
– «уничтожает» подвижный характер беседы.
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования.
Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:
1. Вопросы «Кто, что?»
чаще всего ориентированы на
факты, т.е. вопросы такого
2. Вопросы «Как?» в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
3. Вопросы «Почему?» нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них, прежде всего и бывают направлены вопросы «почему»), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов.
4. Надо избегать постановки
одновременно нескольких
5. Не следует один
и тот же вопрос задавать
в разных формулировках.
6. Нельзя вопросом
опережать ответ клиента.