Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:09, реферат
Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме.
Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности психологического самоопределения;
-охарактеризовать сферы профессиональной деятельности;
- провести исследование сферы профессиональных предпочтений.
Введение…………………………………………………………………
1.Самоопределение как качественная основа профессионализма…..
1.1 Особенности психологического и личностного самоопределения………………………………………………………..
1.2 Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности…………………………………………………………….
2. Характеристика сфер профессиональной деятельности…………..
3. Исследование сферы профессиональных предпочтений………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………...
Приложение…………………..…………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет »
Курсовая работа
На тему: Психологическое
обеспечение профессионального
самоопределения
Выполнила
Руководитель службы:
Тюмень 2012
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.Самоопределение как
качественная основа |
4 |
1.1 Особенности психологического
и личностного самоопределения… |
4 |
1.2 Этапы формирования
самоопределения в |
7 |
2. Характеристика сфер
профессиональной деятельности… |
10 |
3. Исследование сферы
профессиональных предпочтений… |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
21 |
Список литературы………………………………… |
23 |
Приложение…………………..…………………………… |
25 |
Введение
В последние десятилетия и экономика, и общество претерпели многочисленные изменения, что вызвало значительные перемены в ряде профессий, востребованных на рынке труда, в социальном статусе, престиже и популярности профессий, а, следовательно, в значимостиопределенного профессионального выбора.
Выбор профессии
— это не одномоментный акт, а
процесс, состоящий из ряда этапов,
продолжительность которых
Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме.
Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности психологического самоопределения;
-охарактеризовать сферы профессиональной деятельности;
- провести исследование сферы профессиональных предпочтений.
Объектом исследования в курсовой работе выступают старшие школьники средней общеобразовательной школа № 62 г. Тюмени, предметом – сфера профессиональных предпочтений учащихся 11 классов.
При написании курсовой работы использовались специализированная литература, касающаяся выбранной темы, а также различные тематические материалы.
1.Самоопределение
как качественная основа
Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения – личностное, социальное, профессиональное и др. [9, с.68]. Все виды самоопределения находятся в постоянном взаимодействии. В некоторых случаях одно формирует другое, например, личностное самоопределение может предшествовать и помогатьпрофессиональному, обычно они происходят одновременно, меняя значение, как причина и следствие.Психологическое изучение профессионального самоопределения неразрывно с проблемами психологии личности: особенности личностного развития значительно воздействуют на процесс профессионального самоопределения и дальнейшие результаты трудовой деятельности, а само становление личности в большой степени происходит в течение профессионального самоопределения, профессиональной деятельности и под ее влиянием. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения [11, с.5].
Человек в самоопределении объединяет в смысловую систему обобщенные понятия об окружающем мире и представления о самом себе, устанавливаяцель своего существования. Самоопределение не является самосознаниемличности, поскольку, можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу[12,с.167]. На потребность в самоопределении, его уровень влияетокружающая человека среда системы отношений, насколько среда мотивирует подобные размышления; степеньзрелости личности, готовность, цели человека. Только потребности в самоопределении недостаточно необходимо владениеприемами самоанализа, способностямивидеть себя в общем социальном контексте.
Каждый из нас на протяжении своей жизни выполняет разные в той или иной степенивиды самоопределения:
- личностное (определение себя как личности),
-семейное (определение себя как члена семьи),
-профессиональное (определение себя как профессионала) и т.д.
Между всеми типами наблюдается тесная взаимосвязь, которая на высших уровнях своего проявления выявляет достаточно много общего, и они даже переплетаются друг с другом, поэтому нужно, хотя бы условно, их разделить.
Личностное самоопределение - определение себя в отношенииустановленных в обществе и осознанно принятых человеком признаковформирования личности и последующая реализация себя на основе этих критериев.
Основываясь на результатах анализа литературы, можно выделить три основных подхода к установлению сути личностного самоопределения в классическом направлении.
В первом подходеличностное самоопределение рассматривают как выявление личностью своей «внутренней сути. Н.С. Пряжников в своих трудах рассматривает личностное самоопределение как выявлениесобственно «образа я», совершенствование этого образа и утверждение его в обществе. Т.М. Буякас описывает личностное самоопределение как преобразование самих себя в новом личностном опыте [3, с.34].
Во втором подходе, процесс личностного самоопределения психологамипредставлен как процесс осуществления выбора. Так, М.М. Шибаева предполагает, что личностное самоопределение – это некий выбор форм и способов реализации жизненной системы взглядов, Л.И. Божович определяет его как «выбор будущего пути»[1, с. 380], В.Ф. Сафин - «выбор цели и способов ее достижения» [13, с. 10]. Очевидна непосредственная связь между осуществлением выбора с дальнейшей его реализацией в деятельности и процессом формирования целей и мотивов, а также с осознанием личностных ценностей.
В третьем случае личностное самоопределение представлено как процесспоискацели и смыслажизни человека, происходящий относительно ценностей, принятых в обществе, выявляющий для себя ценностно-смысловые ориентирыосновных жизненных аспектов.
М.Р. Гинзбург предложил наиболее полное и охватывающее все эти точки зрения определение личностного самоопределения. Он считал что, определение индивидом себя как личности в обществе есть «определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым определение смысла своего существования» [4, с. 24].
Следовательно, в классическом направлении личностное самоопределения существует на границе взаимодействия личности и общества и возможно,из-за первоначальной раздельности всего на «субъективную» и «объективную» реальности.
Особое внимание психологи уделяют личностному самоопределению в подростковом и юношеском возрастах. Однако, личностное самоопределение не завершается на данных этапах жизненного пути, а продолжается в период взрослости. В этот период у человекаснова возникаетпроблема личностного самоопределения, решение которой приводит кновым или переосмысленным старым жизненным целям, и поиску личностью иной по сравнению с ранним возрастом осмысленности жизни. Человекна протяжении всего существованияпытается понять свое отношение к окружающей действительности, осуществляет множество выборов, основываясь на свои ценностные предпочтения,а, следовательно, в ходе своей жизни он постоянно приходит к новому личностному самоопределению.
Как уже отмечалось, профессиональное и личностное самоопределение тесно связаны, но все-таки можно выделить между нимидвапринципиальных отличия:
1. Профессиональное
2. Профессиональное самоопределение в
значительной степени зависит от внешних
(благоприятных) условий окружающей действительности,
а личностное - от самого человека.
В жизнедеятельности человека профессиональная деятельность играет одну из главных ролей, обеспечивая полную самореализацию личности, актуализирует все её возможности. Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) [7, с. 62].
Самоопределение включает не только самореализацию, но и постоянное расширение личных изначальных возможностей, самотрансценденцию - способность выходить за рамки самого себя, а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни[15, с.81].Следовательно, именно смысл определяет сущность, самоосуществления, самоактуализации.
Профессиональное
1.2. Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности
Управленческая деятельность — деятельность прикладного характера, так как ее смыслом является обслуживание реализации целей и функций управления, обеспечение подготовки и проведения в жизнь управленческих действий и решений, и самоценности данная деятельность не несет.Управленческую деятельность можно представить как совокупность сформировавшихся, благодаря накопленному историческому опыту, научному познанию и таланту людей умений,навыков, вариантов, средств целесообразных поступков и действий человека в области управления.
Для данной деятельности характерным отличиемявляется интеллектуальное содержание, поскольку онапостоянно направлена на принятие и практическую реализацию решений управленца, позволяющих изменять в искомом смысле состояние и изменение общественных процессов, поведение,сознание и деятельность людей. Она должна обладать способностью отражать социальную действительность и все изменения, происходящие в ней, вскрывать имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, выбиратьнаилучшие способы ее совершенствования и перевода на более высокий уровень. Основная ее цель - получение нового качества управляемого процесса, чтобез серьезных творческих усилий практически невозможно. Однако, часто в управленческой деятельности возникает много формального, однообразногов связи с чем и объективные результаты ее обычно весьма не высоки.
В формирование самоопределения в управленческой деятельности можно выделить следующие этапы:
- осознание общественной значимости управленца, что является ценностно-нравственной основой самоопределения.
-общеепонятие социально-экономической ситуации в стране, прогноз ее изменения, дальнейшие перспективы.
- осознание значимости профессиональнальной подготовки для самоопределения и самореализации.
-общая ориентировка в профессиональном мире - основа самоопределения будущих руководителей.
-выделение дальнейшей итоговой профессиональной цели и ее сопоставление с другими важными, жизненными целями.
-определение ближних и профессиональных ближайших целей как этапов на пути к дальнейшейцели.
-представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.
-владение информацией о вариантах и способах преодоления внешних препятствий.
- представление о внутренних недостатках,затрудняющих достижение профессиональных целей и осознание своих достоинств,благоприятствующих реализации намеченных планов и перспектив, т.е. самопознание, котороеявляется важнейшей основой самоопределения.
-знание способов и путей преодоления внутренних препятствий и оптимальное использование достоинств, что способствует подготовке к самоопределению и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
-начало практической реализации профессиональной личной перспективы и постоянное совершенствование.
Для верногоформирования самоопределения руководителяогромное значение имеют объективная оценка своих интеллектуальных возможностей, готовности к ответственности и риску,направленности познавательных интересов и склонностей, способности к управленческой деятельности и лидерских качеств, которые выражаются, прежде всего, в умении увлекать за собой людей, решительности и других личностных особенностях управленца.
Информация о работе Психологическое обеспечение профессионального самоопределения