Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:09, реферат
Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме.
Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности психологического самоопределения;
-охарактеризовать сферы профессиональной деятельности;
- провести исследование сферы профессиональных предпочтений.
Введение…………………………………………………………………
1.Самоопределение как качественная основа профессионализма…..
1.1 Особенности психологического и личностного самоопределения………………………………………………………..
1.2 Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности…………………………………………………………….
2. Характеристика сфер профессиональной деятельности…………..
3. Исследование сферы профессиональных предпочтений………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………...
Приложение…………………..…………………………………………
2. Характеристика
сфер профессиональной
В современном мире профессий и специальностей по данным различных отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач необходима систематизация сфер профессиональной деятельности, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).Сфера профессиональной деятельности –отрасль, имеющая определенные границы применения труда.
По результатам трудовой
деятельности, продуктам труда различают
две крупные сферы профессиональной деятельности:
сферу материального производства;
Сфера материального производства является совокупностью отраслей, в которых создаются материальные блага, которые удовлетворяют определенные личные или общественные потребности человека.Результатами трудовой деятельности данной сферы являетсядва вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, кроме производства материальных благ, которые удовлетворяют потребности каждого человека и общества в целом. Эти потребности представляют собойорганизацию и произведение обмена, распределения и потребления материальных благ, производство духовных благ и разностороннее развитию личности, включая укрепление и охрану здоровья людей. Данная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, а так жеразличных отраслей экономики и управления.
Очевидна взаимосвязь между сферой материального производства и непроизводственными отраслями. Непроизводственная сфера, ее развитие и состояниезначительно влияют на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его характеристиками. В результате интенсивного социально-экономического развития общества численность людей, занятых в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере увеличивается.
Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету трудаЕ.А. Климов определяет пять сфер профессиональной деятельности: «Человек — Природа», «Человек — Техника», «Человек— Знак», «Человек — Художественный образ», «Человек — Человек».[8, с. 104].
Человек – природа (Ч-П).Предметами
труда представителей этого типапрофессий
являются растительные и животные
организмы, микроорганизмы и условия их
существования, объектами труда - почва,
лес, атмосфера, вода, семена, растения,
полезные ископаемые, животные. Области
труда в данной сфере это животноводство,
растениеводство, микробиология, лесное
хозяйство. Представителями сферы человек-природа
можносчитать агронома, зоотехника, ветеринара,
микробиолога.Важными качествами необходимыми
для успешной деятельности в данной профессиональной
сфере можно обозначить любовь к животным
и растениям, наблюдательность, навыки
прогнозирования изменчивых природных
факторов, точность движений,смелость,
настойчивость и терпеливость,выносливость,
Человек – техника (Ч-Т) и
неживая природа. Работники
имеют дело с неживыми, техническими объектами
труда, а именно с техникой, приборами,
аппараты, грунтами, оборудованием, пластмассой,
горными породами, древесиной, строительные
материалы, энергия, сельскохозяйственная
продукция. Предметами труда в данной
сфере являются механизмы, машины, агрегаты,
технические системы. Областью труда являются
профессии: по добыче и обработке грунтов
и горных пород; металлообработка; монтаж,
ремонт, сборка накладка, обслуживание
техники,электро-и радиооборудования,
зданий и сооружений; управление подъемными
и транспортными средствами; переработка
сельхозпродуктов. Представителями данной
сферы можно назвать следующие профессии:
электрослесарь,слесарь-
Человек - знаковая система
(Ч-З) Представители профессий этого типа хорошо ориентируются,
разбираются в условных обозначениях,
языковых естественных и искусственных
системах, документах, текстах. Они создают
и перерабатывают тексты, документы, таблицы,
формулы, перечни, каталоги каких-либо
объектов, чертежи, карты.Предметами труда
для них являются знаки, формулы, символы,
слова, цифры, коды, тексты; объектами-
ЭВМ, индикаторы, измерительные приборы,
схемы, рисунки, графики, чертежи, карты,
деньги, фотографии, письменная и устная
речь, ноты, документы. Область труда: оформление
документов, делопроизводство, связь,
анализ и перевод текстов, бухгалтерское
дело, экономика, финансы, страхование,
кредитование, картография, топография,
геодезия, статистика, работа на ЭВМ, черчение,
конструирование, модельное и архивное
дело.Исполнительно-
Человек – человек (Ч-Ч) к этой сфере профессиональной деятельности относятся все профессии, связанные с воспитанием, обучением,обслуживанием людей, общением с ними. Предметами труда выступают люди, группы людей, коллективы, условия воспитания. Объектами труда этой группыявляютсяметоды, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.Область труда в сфере профессиональной деятельности человек-человек:руководство людьми, воспитание, обучение, медицинское,социально-бытовое, торговое, информационное обслуживание людей. Сюда относят все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие, например продавец, парикмахер, врач, учитель, инженер-организатор производства, социальный работник.
Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, отзывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоциональная устойчивость.
Человек — художественный образ (Ч—X) представителей профессий этой сферы занимаютявления, факты, процессы художественного отображения действительности. Предметы труда для данного типа профессии это:художественный образ и закономерности его создания, объектами являютсякраски,художественная речь, ноты, буквы, слова, пластика тела, материалы.Области труда:изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, архитектура, литература, телевидение. Сюда относят профессии, связанные с созданием, копированием, изучением и воспроизведением художественных образов:актер драматического театра, художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета. Профессионально важные качества для успешной деятельности:развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.),творческое, образное мышление, наблюдательность, яркое воображение, художественный вкус, художественные специальные способности.
Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:
-гностические, связанные с
познавательным трудом –дегустатор,контролер,
-преобразовательные, по своим целям связанные с активным изменением свойств и состояний предметов - токарь, строитель, учитель, животновод и др.;
-изыскательские, профессии,
в которых цель выходит на первый план
связанные с поиском наилучшего варианта
решения сложной практической задачи
- архитектор, модельер, программист,психолог-
На следующем уровне профессии классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда могут быть вещественными и функциональными:
-ручной труд,
-механизированный труд,
-автоматизированный труд,
-труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.).
По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:
-труд на открытом воздухе,
-труд в нормальных бытовых условиях,
-труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.),
-труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей [8, с. 122].
3. Исследование
сферы профессиональных
Профессиональные предпочтения представляют собойприоритет одним профессиям по сравнению с другими и в целом они отражаютпрофессиональное самоопределение, профессиональный выбор молодых людей в некой динамике.Как уже отмечалось, процесс профессионального самоопределения – процесс длительный, охватывающийзначительный период жизни человека — от зарождения профессиональных склонностей и интересов в детстве до утверждения в избранной профессиональной сфере в годы зрелости. Однако,понятия предпочтение и самоопределение не тождественны. Предпочтения результат наших желаний, фантазий и устремлений, самоопределение же в значительной степени отвечает действительности и указывает на завершенность конкретного решения по какому-либо вопросу. Это же применимо и к профессиональному предпочтению и профессиональному самоопределению. Без учета профессиональных предпочтений невозможнопрофессиональное самоопределение личности. Но помимо предпочтений на окончательный профессиональный выбор влияет множество других факторов: способности, уровень образования, экономическая целесообразность и т.п.
К концу подросткового возраста практически укаждогочеловека возникают достаточно устойчивые мотивы, которые связанные с его намерениями и представлениямикасательно своей дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.
Представляя мотив, в общем, как сложное психическое образование, А.В. Ермолин включает в его содержание и потребность, и цель, и побуждение, и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять следующие функции: побудительную, направляющую, смыслообразующую, стимулирующую [5, с.43].
Мотивационные факторы, влияющие на профессиональное предпочтение, могут быть как внутренними, так и внешними.
Внешние мотивационные факторы:
- факторы давления – указания, рекомендации, советы со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (материальное положение семьи, служба в армии,); личные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);
- факторы притяжения-отталкивания - наглядные примеры в непосредственного окружения человека; принятые эталоны «социального преуспевания» (предрассудки, мода, престиж);
- факторы инерции - привычные занятия (создаются под воздействием школьных предметов, увлечений); сформировавшиеся стереотипы наличных социальных ролей (членство в неформальных группах, семейные).
Внутренние мотивационные факторы:
- собственные мотивационные факторы выбранной профессии - процесс труда (разнообразие - однообразие деятельности,привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, предопределенность - случайность успеха, индивидуальный – коллективный труд,трудоемкость работы, возможности развития человека в данном труде)предмет труда; результаты труда;
- условия труда - физические (динамические характеристики,климатические, работы); организационные условия (объективность - субъективность в оценке труда, самостоятельность - подчиненность,); территориально-географические ( необходимость разъездов, близость месторасположения); социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства;свободный - ограниченный режим; надежность положения работника; социальный микроклимат);
- возможности для осуществления в непрофессиональных целей - возможности для общественной работы; для создания материального благополучия;для достижения желаемого общественного положения; для отдыха и развлечений; для психического самосохранения и развития; возможности, для сохранения и укрепления здоровья, предоставляемые работой и профессией для общения [6, c. 33].В современной литературе нет единой классификации мотивов выбора будущей профессии.
Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: 1. социальные мотивы; 2. моральные мотивы; 3. этические мотивы; 4. познавательные мотивы; 5. творческие мотивы; 6. мотивы, связанные с содержанием труда; 7. материальные мотивы; 8. престижные мотивы; 9. утилитарные мотивы [10, с.69].
Экспериментальное исследование сферы профессиональных предпочтений проводилось на базе СОШ №62 г Тюмени. Выборка составила 78учащихся одиннадцатых классов. Методом исследования является опрос.
Опрос – это предварительно организованное общение, цель которого задана со стороны.Опросы - весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получили интервью и анкеты. Отличает их форма контакта с объектом исследования. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов (анкеты), с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера. Эти группы настолько гармонично дополняют друг друга.
Информация о работе Психологическое обеспечение профессионального самоопределения