Психологическое обеспечение профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:09, реферат

Описание

Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме.
Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности психологического самоопределения;
-охарактеризовать сферы профессиональной деятельности;
- провести исследование сферы профессиональных предпочтений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1.Самоопределение как качественная основа профессионализма…..
1.1 Особенности психологического и личностного самоопределения………………………………………………………..
1.2 Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности…………………………………………………………….
2. Характеристика сфер профессиональной деятельности…………..
3. Исследование сферы профессиональных предпочтений………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………...
Приложение…………………..…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 76.29 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

2. Характеристика  сфер профессиональной деятельности

 

В современном мире профессий и специальностей по данным различных отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач необходима систематизация сфер профессиональной деятельности, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).Сфера профессиональной деятельности –отрасль, имеющая определенные границы применения труда.

По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства;непроизводственную сферу.               

Сфера  материального производства является совокупностью отраслей, в которых создаются материальные блага, которые удовлетворяют определенные личные или общественные потребности человека.Результатами трудовой деятельности данной сферы являетсядва вида продукции: средства производства и предметы потребления. 

Непроизводственная сфера представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, кроме производства материальных благ, которые удовлетворяют потребности каждого человека и общества в целом. Эти потребности представляют собойорганизацию и произведение обмена, распределения и потребления материальных благ, производство духовных благ и разностороннее развитию личности, включая укрепление и охрану здоровья людей. Данная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, а так жеразличных отраслей экономики и управления.     

Очевидна взаимосвязь  между  сферой материального производства и непроизводственными отраслями. Непроизводственная сфера, ее развитие и состояниезначительно влияют на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его характеристиками.      В результате интенсивного социально-экономического развития общества численность людей, занятых в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере увеличивается.

Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету трудаЕ.А. Климов определяет пять сфер профессиональной деятельности: «Человек — Природа», «Человек — Техника», «Человек— Знак», «Человек — Художественный образ», «Человек — Человек».[8, с. 104].

Человек – природа (Ч-П).Предметами труда представителей этого типапрофессий являются  растительные и животные организмы, микроорганизмы и условия их существования, объектами труда - почва, лес, атмосфера, вода, семена, растения, полезные ископаемые, животные. Области труда в данной сфере это животноводство, растениеводство, микробиология, лесное хозяйство. Представителями сферы человек-природа можносчитать агронома, зоотехника, ветеринара, микробиолога.Важными качествами необходимыми для успешной деятельности в данной профессиональной сфере можно обозначить любовь к животным и растениям, наблюдательность, навыки прогнозирования изменчивых природных факторов, точность движений,смелость, настойчивость и терпеливость,выносливость,образное мышление.

Человек – техника (Ч-Т) и неживая природа. Работники 
имеют дело с неживыми, техническими объектами труда, а именно с техникой, приборами, аппараты, грунтами, оборудованием, пластмассой, горными породами, древесиной, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция. Предметами труда в данной сфере являются механизмы, машины, агрегаты, технические системы.   Областью труда являются  профессии: по добыче и обработке грунтов и горных пород; металлообработка; монтаж, ремонт, сборка накладка, обслуживание техники,электро-и радиооборудования, зданий и сооружений; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов. Представителями данной сферы можно назвать следующие профессии: электрослесарь,слесарь-сборщик, техник-механик, техник-технолог,инженер-электрик. Профессионально важные качества работника для успешной деятельности: это точность, определенность действий. Так каксоздателем технических объектов практически всегда является сам человек, в мире техники открываются особенно широкие возможности для выдумки, новаторства, технического творчества. В области техникинаряду с творческим подходом к делу от профессионала требуется высокая исполнительская дисциплина. Этот тип профессий требует от человека высокого уровня развития наглядно-образного мышления, технической осведомленности и сообразительности,пространственных представлений, хороших двигательных навыков, ловкости.  

Человек - знаковая система (Ч-З) Представители профессий этого типа хорошо ориентируются, разбираются в условных обозначениях, языковых естественных и искусственных системах, документах, текстах. Они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов, чертежи, карты.Предметами труда для них являются знаки, формулы, символы, слова, цифры, коды, тексты; объектами- ЭВМ,  индикаторы, измерительные приборы, схемы, рисунки, графики, чертежи, карты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, ноты, документы. Область труда: оформление документов, делопроизводство, связь, анализ и перевод текстов, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, картография, топография, геодезия, статистика, работа на ЭВМ, черчение, конструирование, модельное и архивное дело.Исполнительно-двигательная сторона активности человека здесь повсеместно практически свернута. Самая же главная и трудная составляющая такой работы относится к области познавательной деятельности, гностических действий. К представители этого типа профессий можно отнести оператора фотонаборного автомата, чертежника-картографа, программиста, математик, редактор издательства, бухгалтер, языковед.      Профессионально важные качества для успешной деятельности: зрительное восприятие, способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, оперативная память, логическое мышление, концентрация внимания,  аккуратность и усидчивость,  способность к математике.

Человек – человек (Ч-Ч) к этой сфере профессиональной деятельности относятся все профессии, связанные с воспитанием, обучением,обслуживанием людей, общением с ними. Предметами труда выступают люди, группы людей, коллективы, условия воспитания. Объектами труда этой группыявляютсяметоды, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.Область труда в сфере профессиональной деятельности человек-человек:руководство людьми, воспитание, обучение, медицинское,социально-бытовое, торговое, информационное обслуживание людей. Сюда относят все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие, например продавец, парикмахер, врач, учитель, инженер-организатор производства,  социальный работник.

Профессионально важные качества для успешной деятельности: любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, отзывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоциональная устойчивость.

Человек — художественный образ (Ч—X) представителей профессий этой сферы занимаютявления, факты, процессы художественного отображения действительности. Предметы труда для данного типа профессии это:художественный образ и закономерности его создания, объектами являютсякраски,художественная речь, ноты, буквы, слова, пластика тела, материалы.Области труда:изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография,  архитектура, литература, телевидение. Сюда относят профессии, связанные с созданием, копированием, изучением и воспроизведением художественных образов:актер драматического театра, художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета. Профессионально важные качества для успешной деятельности:развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.),творческое, образное мышление,  наблюдательность, яркое воображение, художественный вкус, художественные специальные способности.

Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

-гностические, связанные с познавательным трудом –дегустатор,контролер,корректор, приемщик и др.;

-преобразовательные, по своим целям связанные с активным изменением свойств и состояний предметов - токарь, строитель, учитель, животновод и др.;

-изыскательские, профессии, в которых цель выходит на первый план связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи - архитектор, модельер, программист,психолог-профконсультант, конструктор, живописец и др.

На следующем уровне профессии  классифицируются по орудиям, или по средствам труда. Средства труда  могут быть вещественными и функциональными:

-ручной труд,

-механизированный труд,

-автоматизированный труд,

-труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.).

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

-труд на открытом воздухе,

-труд в нормальных бытовых условиях,

-труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.),

-труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей [8, с. 122].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исследование  сферы профессиональных предпочтений

 

Профессиональные предпочтения представляют собойприоритет одним профессиям по сравнению с другими и в целом они отражаютпрофессиональное самоопределение, профессиональный выбор молодых людей в некой динамике.Как уже отмечалось, процесс профессионального самоопределения – процесс длительный, охватывающийзначительный период жизни человека — от зарождения профессиональных склонностей и интересов в детстве до утверждения в избранной профессиональной сфере в годы зрелости. Однако,понятия предпочтение и самоопределение не тождественны. Предпочтения результат наших желаний, фантазий и устремлений, самоопределение же в значительной степени отвечает действительности и указывает на завершенность конкретного решения по какому-либо вопросу. Это же применимо и к профессиональному предпочтению и профессиональному самоопределению. Без учета профессиональных предпочтений невозможнопрофессиональное самоопределение личности. Но помимо предпочтений на окончательный профессиональный выбор влияет множество других факторов: способности, уровень образования, экономическая целесообразность и т.п.

К концу подросткового  возраста практически укаждогочеловека возникают достаточно устойчивые мотивы, которые связанные с его намерениями  и представлениямикасательно своей дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Представляя мотив, в общем, как сложное психическое образование, А.В. Ермолин включает в его содержание и потребность, и цель, и побуждение, и намерение. Отсюда, мотив может осуществлять следующие функции: побудительную, направляющую, смыслообразующую, стимулирующую [5, с.43].

Мотивационные факторы, влияющие на профессиональное предпочтение, могут  быть как внутренними, так и внешними.

Внешние мотивационные факторы:

- факторы давления – указания, рекомендации, советы со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (материальное положение семьи, служба в армии,); личные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);

- факторы притяжения-отталкивания -  наглядные примеры в непосредственного окружения человека; принятые эталоны «социального преуспевания» (предрассудки, мода, престиж);

- факторы инерции - привычные занятия (создаются под воздействием школьных предметов, увлечений); сформировавшиеся стереотипы наличных социальных ролей (членство в неформальных группах, семейные).

Внутренние мотивационные  факторы:

- собственные мотивационные факторы выбранной профессии - процесс труда (разнообразие - однообразие деятельности,привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, предопределенность - случайность успеха, индивидуальный – коллективный труд,трудоемкость работы, возможности развития человека в данном труде)предмет труда; результаты труда;

- условия труда - физические (динамические характеристики,климатические, работы); организационные условия (объективность - субъективность в оценке труда, самостоятельность - подчиненность,); территориально-географические ( необходимость разъездов, близость месторасположения); социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства;свободный - ограниченный режим; надежность положения работника; социальный микроклимат);

- возможности для осуществления в непрофессиональных целей - возможности для общественной работы; для создания материального благополучия;для достижения желаемого общественного положения; для отдыха и развлечений; для психического самосохранения и развития; возможности, для сохранения и укрепления здоровья, предоставляемые работой и профессией для общения [6, c. 33].В современной литературе нет единой классификации мотивов выбора будущей профессии.

Е.М. Павлютенков выделяет следующие мотивы выбора профессии: 1. социальные мотивы; 2. моральные мотивы; 3. этические мотивы; 4. познавательные мотивы; 5. творческие мотивы; 6. мотивы, связанные с содержанием труда; 7. материальные мотивы; 8. престижные мотивы; 9. утилитарные мотивы [10, с.69].

Экспериментальное исследование сферы профессиональных предпочтений проводилось на базе СОШ №62 г Тюмени. Выборка составила 78учащихся одиннадцатых классов. Методом исследования является опрос.

Опрос – это предварительно организованное общение, цель которого задана со стороны.Опросы - весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получили интервью и анкеты. Отличает их  форма контакта с объектом исследования. Анкетирование предполагает наличие письменного оформления всех вопросов (анкеты), с которыми работает респондент. Интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера. Эти группы настолько гармонично дополняют друг друга.

Информация о работе Психологическое обеспечение профессионального самоопределения