Психологическое обеспечение профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:09, реферат

Описание

Целью этой работы является анализ психологического обеспечения профессионального самоопределения, формулирование выводов по данной теме.
Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности психологического самоопределения;
-охарактеризовать сферы профессиональной деятельности;
- провести исследование сферы профессиональных предпочтений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1.Самоопределение как качественная основа профессионализма…..
1.1 Особенности психологического и личностного самоопределения………………………………………………………..
1.2 Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности…………………………………………………………….
2. Характеристика сфер профессиональной деятельности…………..
3. Исследование сферы профессиональных предпочтений………….
Заключение………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………...
Приложение…………………..…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 76.29 Кб (Скачать документ)

Результаты опроса показали, что значительная часть, а именно 78% старших школьников нацелены на получение высшего образования, 10% планирует продолжить обучение в технических училищах и средне-специальных учебных заведениях,  4% опрошенных планируют поступление на работу (большинство это юноши, уже имеющие специальность водителя категории “В” и “С”), остальные 8% не определились в дальнейших профессиональной деятельности. Статистика последних лет подтверждает довольно высокий уровень притязаний старшеклассников. Целью нашего исследования было выявление предпочтений в профессиональной сфере.

Выявления профессиональных предпочтений проводились методике - дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климов:

Методика предназначена для выбора типа профессий согласно классификациисфер профессиональной деятельности Е.А. Климова. Такую методику можно применить как для подростков, так идля взрослых.

Содержание методики: испытуемому  предлагается 20 пар видов деятельности, в каждой из которых он выбирает только один вид и в соответствующей клетке бланка ответов ставит знак « + ». Инструкция и лист ответов приведена в Приложении 1.

Лист ответов оформлен таким образом, чтобы былоудобно подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов,каждый из которых соответствует определенному типу профессий: «Человек — Природа», «Человек — Техника», «Человек— Знак», «Человек — Художественный образ», «Человек — Человек». Испытуемому рекомендуется остановить свой выбор на  том тип профессий, который получил наибольшее количество знаков "+".Время обследования не ограничивалось. Однако, испытуемыхпредупредили о том, что над вопросами задумываться долго не следует. В среднем каждый потратилне более 20 минут.

Результаты данного исследования показали, что предпочтения школьников выглядят следующим образом:

Человек— Знак - 46%

Человек — Техника – 27%

Человек – Человек – 14%

Человек – Художественный образ – 8%

Человек – Природа -5%

На основании полученных данных, выявлено, что приоритетными для молодых людей являются профессии: экономист, юрист, инженер-строитель программист, военнослужащий. Безусловно, значительное влияние на выбор профессии оказывает устойчивый молодежный стереотип престижных профессий.В связи с этим стоит отметить возрастающий интерес молодежи к управленческому блоку специальностей. Управленческие специальности выбираются довольно часто. В то же время заметно снижен интерес выпускников к профессиям в области культуры, образования, медицины. Единичные профессиональные предпочтения отданы таким профессиям как археолог, дизайнер, журналист, разработка нефтяных месторождений,физик. Рабочие специальности, как показало исследование, не являются предпочитаемыми. Также практически не представлена в приоритетных профессиях для будущих выпускников сфера обслуживания, специальности, связанные с сельским хозяйством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессиональное самоопределение— это не стандартный выбор профессии или предполагаемых сценариев профессиональной деятельности, а процесс творческий динамический, неразрывно связанный с формированием личностного самоопределения, это процесс развития интересов, способностей, ценностей человека на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. В старшем школьном возрасте оно являетсяосновным, это сложный процесс выбора личностью дальнейшего пути в профессиональной жизни: кем стать,с кем работать,определить свой социальный статус.

Проблема профессионального самоопределения для подростка оказывается достаточно непростой. Все усугубляется, что внутренний мир, ориентировка в нем, и в личных качествах достаточно не проста, без чего сознательное самоопределение как осознанный выбор невозможно, поэтому необходимо компетентное педагогическое руководство процессом самоопределения.

Профессиональное самоопределение, выбор профессии, проблема занятости и трудоустройства молодежи  в современных условиях  сопровождаются рядом противоречий: между спросом и предложением на рынке труда; обязательным самообеспечением существования в новых конкурентных условиях и традицией надеяться на социальную защиту государства;потребность в квалифицированных кадрах на рынке труда и отсутствием повышенной квалификации у молодежи; желанием заниматься творчеством и не гарантированным трудоустройством.Зачастую выбор профессии противоречитличным интересам молодежи.Исследование доказало эту гипотезу - профессиональное самоопределение в наши дни незначительно зависит от склонностей и интересов, основную роль здесь играют перспективы трудоустройства.

Изучение профессиональных предпочтений молодежи окажет большое влияние на прогнозирование рынка труда. Именно этот сегмент предложения рабочей силы на современном рынке труда представляется наиболее прогрессивным, динамичным, адекватно реагирующим на изменения в социально-экономической сфере общественной жизни страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  2. Боровикова С.А, Водолазская Т.П, ДмитриеваМ.А., КорнееваЛ.Н.; Ред. НикифоровГ.С. /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие /; Санкт - Петербургский государственный университет. -- СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.
  3. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. - 2002.- № 2.
  4. Гинзбург М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2.
  5. Ермолин, А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. Наш проблемный подросток / А.В. Ермолин. - СПб.: Союз, 1999. - 78 с.
  6. Земечко, А.И. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А.И. Земечко, 2000.
  7. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983. №2. 95 с.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -  М.: изд-во Академия, 2010. - 304с
  9. Маркова, А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 230 с
  10. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. - Киев 2000. 143 с
  11. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

12.Сафин, В.Ф., Ников, Г.П. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5. – № 4.

13.Сафин, В. Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие / Е. Ф. Сафин. - Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. - 142 с.

14.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 2000

15.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Лист ответов

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

   

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

   

20б

 

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника:

1а. Ухаживать за животными.

или 
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

или 
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством  книжных иллюстраций, плакатов, художественных  открыток, грампластинок.

или  
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы  (дерево, ткань, металл, пластмассу  и т.п.). 
или 
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи.

или 
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). 
или 
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки,  изображения (или настраивать  музыкальные инструменты). 
или 
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять  людям нужные им сведения (в  справочном бюро, на экскурсии  и т.д.).

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в  подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. 
или 
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или 
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые  сорта растений.

или 
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры,  ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или 
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать  работу кружков художественной  самодеятельности. 
или 
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать  медицинские приборы, аппараты. 
или 
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать,  изображать события (наблюдаемые  и представляемые). 
или 
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные  анализы в больнице. 
или 
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать  стены помещений, поверхность  изделий. 
или  
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы  сверстников или младших в  театры, музеи, экскурсии, туристические  походы и т.п. 

или 
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по  чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. 
или  
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с  болезнями растений, с вредителями  леса, сада. 
или 
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).


Информация о работе Психологическое обеспечение профессионального самоопределения