Психологическое развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности.
Задачи исследования:
-Рассмотрение развития личности,
-Изучение природной среды (естественные реалии бытия человека); предметной среды (рукотворные реалии бытия человека); социальной среды (этническая среда, селение, родственные отношения, семья, соседство, экономико-хозяйственные связи, властные структуры); ценностно-символической среды (отражение всех реалий бытия в народном сознании через символы, знаки, образы).
-Изучение истории (жизнь индивидуального человека — дом — семья — деревня — край — страна); традиций (трансляция, изменение и трансформация культурных ценностей и форм в условиях межпоколенной преемственности).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и основные качества личности……………………………….
1.1.Понятие личности…………………………………………………………..
1.2.Развитие личности…………………………………………………………..
Глава 2. Этапы становления личности……………………………………………
2.1.Стадии развития личности………………………………………………….
2.2.Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон )……………………………………………………….
2.3.Отечественные теории личности………………………………………..
2.4.Зарубежные теории личности……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

psikhologichesko_lichnosti.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

 

 

психологическое развитие личности

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Понятие и основные качества личности……………………………….

     1.1.Понятие личности…………………………………………………………..

     1.2.Развитие личности…………………………………………………………..

Глава 2. Этапы становления личности……………………………………………

    2.1.Стадии развития личности………………………………………………….

    2.2.Периодизация  психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон )……………………………………………………….

    2.3.Отечественные теории личности………………………………………..

    2.4.Зарубежные теории личности……………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Актуальность. В настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе человека.

Степень изученности: В исследованиях западных ученых в большей степени проводился анализ взаимосвязей между отдельными личностными конструктами и культурными переменными. Целостные концепции изучения личности во взаимосвязи с культурой существуют в психоаналитических работах, однако методами исследования выступают в основном различные способы интерпретации и анализа существующего этнологического материала (Фрейд З. , Юнг К.Г., Самуэль С., Нойман Э., Джонсон Р.А., Франц М.-Л., Хендерсон Дж., Эриксон Э. и др.). В центре внимания отечественных ученых (Бэр В.К., Надеждин Н.Д., Кавелин К.Д., Шпет Г.Г. и др.) изначально стояла проблема психологии народа, отталкиваясь от которой, наука пришла к проблеме личности. Первоначальные материалы о личности в контексте культурных традиций, собираемые в этнографических экспедициях, носили описательный характер. Большое внимание в исследованиях уделялось языку как источнику этнопсихологических особенностей (Потебня А.А., Шпет Г.Г.).

Объектом данного  исследования, могут выступать психологические закономерности поведения, деятельности и взаимодействия людей, обусловленные включением их в социальные группы, что, по сути, и определяет специфику социальной психологии как науки.

Предмет исследования – личность человека в совокупности всех его психологических свойств и качеств.

Цель настоящей  работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности.

Задачи исследования:

-Рассмотрение развития личности,

-Изучение природной среды (естественные реалии бытия человека); предметной среды (рукотворные реалии бытия человека); социальной среды (этническая среда, селение, родственные отношения, семья, соседство, экономико-хозяйственные связи, властные структуры); ценностно-символической среды (отражение всех реалий бытия в народном сознании через символы, знаки, образы).

      -Изучение истории (жизнь индивидуального человека — дом — семья — деревня — край — страна); традиций (трансляция, изменение и трансформация культурных ценностей и форм в условиях межпоколенной преемственности).

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Понятие и основные качества  личности.

     1.1.Понятие личности

 

Личность - одна из центральных  тем современной психологии, понятие "личность" и "личностное" имеет свою историю и понимается по-разному.

К числу личностных не относятся особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. К числу личностных не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. "Личностные" особенности - это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты  и характеристики человека, описывающие  его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. Черты личности - это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Если понятие "личность" трактовать в самом широком понимании, как перечень всех ее отличительных от других особей внутренних, психологических свойств, то личность практически то же самое, что индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности  характера и темперамента - все, что  традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника.

На этом уровне говорится  о личности младенца, изучаются характерные  черты личности преступника, можно  говорить об особенностях личности дауна... При разговоре на этом уровне владельцы собак убеждены, что каждый пес - совершенно своеобразная личность со своим особенным характером, а психологи, находящие признаки психики у растений, могут говорить о личности растений. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, по крайней мере в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере "личность", а кто-то - в меньшей.

Другие психологи различают  личность и индивидуальность. Если индивидуальность - особенности конкретного человека, делающие его непохожим на других, то личность в узком смысле - человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления.

 

   1.2. Развитие личности.

Личностное  развитие  происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.

Личностный  рост обусловлен множеством внешних  и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы  становления личности.

2.1.Стадии развития личности.

 

Строение личности постоянно  меняется. Каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития. Проблема развития личности имеет ступенчатый характер. Давайте посмотрим на основные стадии, периоды, которые можно чётко выделить в развитии личности человека.

Младенчество (до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое  доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок  и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход).

Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда и сомнения. Значимые отношения  – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном  – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность). Проблема развития личности в психологии в этот период весьма специфичны.

Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность).

Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства  неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция). Проблема развития личности человека уже начинает приобретать более взрослых характер.

Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения –  группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной  самотождественности», не просто сумма  принятых индивидом ролей, но также  и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость).

Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих).

Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный  труд и общий дом. Формируется  ответственность и забота (в деструктивном  варианте – отвержение). Проблема развития личности человека в психологии обуславливается зрелыми качествами, приобретённые на более ранних стадиях развития самого человека.

Зрелость (от 60 лет) целостность  против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес  к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Период

Ведущая деятельность

Ведущая сторона

Социализации

1

2

3

1. Младенчество (0-1г.) – этап «доверия к миру»

Эмоциональное общение со взрослыми

А – освоение норм отношения между людьми

2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности»

Предметная деятельность

Б – усвоение общественно  выработанных способов деятельности с предметами

3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»

Игра

А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми

4. Младший школьный  возраст (6-11 лет) – этап «мастерства»

Учебная деятельность

Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности

5. Подростковый (11-14 лет)

Общение со сверстниками

А – освоение норм отношений  между людьми

6. Юношеский (14-18 лет)  – этап самоопределения «мир и я»

Учебно-профессиональная деятельность

Б – освоение профессиональных знаний, умений.

7. Поздняя юность (18-25 лет)  – этап «человеческой близости»

Трудовая деятельность, профессиональная учеба

А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений

8. Этап человеческой  зрелости

   

 

 

2.2.Периодизация  психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон).

 

Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через  несколько универсальных для  всего человечества стадий. Полноценно функционирующая личность формируется  только путем прохождения в своем  развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью.  Все 8 стадий в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:

Информация о работе Психологическое развитие личности