Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности.
Задачи исследования:
-Рассмотрение развития личности,
-Изучение природной среды (естественные реалии бытия человека); предметной среды (рукотворные реалии бытия человека); социальной среды (этническая среда, селение, родственные отношения, семья, соседство, экономико-хозяйственные связи, властные структуры); ценностно-символической среды (отражение всех реалий бытия в народном сознании через символы, знаки, образы).
-Изучение истории (жизнь индивидуального человека — дом — семья — деревня — край — страна); традиций (трансляция, изменение и трансформация культурных ценностей и форм в условиях межпоколенной преемственности).
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и основные качества личности……………………………….
1.1.Понятие личности…………………………………………………………..
1.2.Развитие личности…………………………………………………………..
Глава 2. Этапы становления личности……………………………………………
2.1.Стадии развития личности………………………………………………….
2.2.Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон )……………………………………………………….
2.3.Отечественные теории личности………………………………………..
2.4.Зарубежные теории личности……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности – социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности – показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология. К. Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности и на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго – это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность – это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность – это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж. Роттер. Личность – результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология. Дж. Келли – теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное – то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.
Заключение.
Исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений «индивид—общество» оно не может быть понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.
Представления о личности рассмотренных нами авторов говорят о несхожести этих концепций. В то же время следует признать, что обобщенное представление о личности с позиций разных авторов гораздо выпуклее и многограннее, чем в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Тем не менее, анализ этих концепций позволяет выделить и общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения.
Психологические особенности личности, развивающейся в условиях традиционной преемственности, заключаются прежде всего: в специфике ценностных ориентаций (ценность семейно-родственных отношений, ориентация на традиционное мнение старших поколений, общины, значимость взаимосвязи с природными реалиями и др.); в превалировании семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я»; в выраженности мифологических представлений о мире и взаимодействии с ним.
В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение человека организуется и интегрируется на уровне личности. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальных различий между людьми. В большинстве определений именно личность «отвечает» за устойчивость поведения. Именно она обеспечивает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.
Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности.
Список литературы.
1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1998.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1992. С.5.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1986.
5. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А Психология личности. – М.: МГУ, 2002.
6. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.
7. Кон И.С. Социология личности. — М., 1967,
8. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1997.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995.
11. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1996.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000.
13. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыдаевой. – СПб.: Евразия, 2001.
14. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – Спб, 2002.
15. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. М.- Воронеж, 1995.
16. Немое Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М., 1998.
17. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986.
18. Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. – СПб.: прайм-Еврознак, 2003.
19. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
20. Поленов А.Я. Современные концепции личности. – М.: ТЕРРА, 2005.
21. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
23. Столяров Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
24. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990.
25. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Ком, 1998.
27. Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. – СПб.: Питер , 2003.