Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель настоящей работы – рассмотреть основные принципы и положения некоторых психологических теорий личности.
Задачи исследования:
-Рассмотрение развития личности,
-Изучение природной среды (естественные реалии бытия человека); предметной среды (рукотворные реалии бытия человека); социальной среды (этническая среда, селение, родственные отношения, семья, соседство, экономико-хозяйственные связи, властные структуры); ценностно-символической среды (отражение всех реалий бытия в народном сознании через символы, знаки, образы).
-Изучение истории (жизнь индивидуального человека — дом — семья — деревня — край — страна); традиций (трансляция, изменение и трансформация культурных ценностей и форм в условиях межпоколенной преемственности).
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Понятие и основные качества личности……………………………….
1.1.Понятие личности…………………………………………………………..
1.2.Развитие личности…………………………………………………………..
Глава 2. Этапы становления личности……………………………………………
2.1.Стадии развития личности………………………………………………….
2.2.Периодизация психического развития психоаналитического направления (Э. Эриксон )……………………………………………………….
2.3.Отечественные теории личности………………………………………..
2.4.Зарубежные теории личности……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………..
Таблица 2. Восемь стадий психосоциального развития по Э Эриксону
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1. Рождение- 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2. 1-3 год |
Автономия - стыд |
Сила воли |
3. 3-6 лет |
Инициативность - вина |
Цель |
4. 6-12 лет |
Трудолюбие - неполноценность |
Компетентность |
5. 12-19 лет |
Становление индивидуальности – ролевое смешение |
Верность |
6. 20-25 лет |
Интимность - одиночество |
Любовь |
7. 26-64 года |
Продуктивность - застой |
Забота |
8. 65 лет - смерть |
Умиротворение - отчаяние |
Мудрость |
1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона, может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры, основу мировоззрения человека.
2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии начинают идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. Чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Такие дети бояться постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
4. Трудолюбие – неполноценность. У детей развивается чувство трудолюбия, когда они будут постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Опасность этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (т.е. приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
5. Становление
индивидуальности (
Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это верность. Она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.
6. Интимность – одиночество. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон под «интимностью» понимает, прежде всего, сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим близким людям. Но для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у него было определенное осознание того, кто он и что собой представляет. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие (работодатель-работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья).
Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Производительность – стагнация. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Основной темой психосоциального развития личности является забота о будущем благополучии человечества. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим
желаниям.
8. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его развития. Умиротворение проистекает из способности человека оглядеть всю прошлую жизнь (брак, дети, внуки, карьера, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. На закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала и искать какие-то новые пути. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у негодующих и раздраженных пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Таблица 3. Стадии и положительные и отрицательные выходы из каждой стадии
+ окончательная форма эгоидентичности «принятие себя, жизни», мудрость - разочарование в жизни |
Стадия 8 старость после 50 лет | |
+ творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью - опустошенность, застой, регрессия |
Стадия 7 зрелость до 50 лет | |
+ чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь - изоляция, одиночество |
Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет | |
+ цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание себя людьми
одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет
| |
+ уверенность в себе, компетентность - неполноценность, неверие в свои силы |
Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет | |
+ инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность - пассивность, подражание образцам, вина |
Стадия 3 Дошкольный возраст от 3 до 6 лет | |
+ автономия, самостоятельность, опрятность, воля
|
Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет | |
+ базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни
стремление к смерти |
Стадия 1 младенчество
|
Эриксон говорит: «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».
2.3.Отечественные теории личности
А. Мясищев, Смирнов, Малышев... Личность – это система отношений, отношения – это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется, прежде всего, социальным значением направленности (т.е. «доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека»). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью. Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... Личность – не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности – «некие абстрактные духовные образования». Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры – взаимосвязанные стороны личности (группы качеств):
1) социальная
подструктура (направленность, отношения,
мораль – не имеют
2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки);
3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д.);
4) биологически обусловленная подструктура – биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.
2.4.Зарубежные теории личности.
Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: