Психология и педагогика в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 08:56, реферат

Описание

Целью исследования является изучение темы «Психологии и педагогики управленческой деятельности» с точки зрения новейших исследований этой темы, а так же рассмотрение проблем и методов управления организациями, принимая во внимание все психологические и педагогические основы управленческой деятельности.

Содержание

Введение
1. Гуманитарная, человеческая сущность социального
управления
2. Специфика психологического и педагогического
подхода к управлению
3. Психологические и педагогические основы организации
управления
4. Влияние личности руководителя
5. Конфликты в организациях
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 38.29 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКАЯ  ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По предмету: «Психология и педагогика»

На тему: «Психология и педагогика в управленческой деятельности» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 5 курса

группы  СиТ 902,903 озв

Факультета :

«Социально-культурный

сервис  и туризм»

Кузьмина  Инна 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

     Введение                                                                                                       3

  1. Гуманитарная, человеческая сущность социального

         управления                                                                                              5                           

  1. Специфика психологического и педагогического

          подхода к управлению                                                                          6

  1. Психологические и педагогические основы организации

          управления                                                                                             8

  1. Влияние личности руководителя                                                         9
  2. Конфликты в организациях                                                                  13

    Заключение                                                                                                 17

    Список  литературы                                                                                    19                                                               
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

Представленная  работа посвящена теме «Психологии  и педагогике управленческой деятельности». Проблема данного исследования носит  актуальный характер в современных  условиях, поскольку любой руководитель каждый день осуществляет деятельность по управлению подчиненным подразделением, сотрудниками. Иными словами, выполняет  функцию управления. Ведь руководители, в отличие от других специалистов, обеспечивающих управление, представляют собой группу должностных лиц, которым  делегированы права и обязанности  властного характера. Они могут  отдавать приказы, распоряжения, указания, обязательные для исполнения другими  сотрудниками. Такими же правами могут  обладать другие специалисты, но их компетенция  будет более ограниченной и не будет полностью покрывать всю совокупность основных управленческих функций.

      Целью исследования является изучение темы «Психологии и педагогики управленческой деятельности»  с точки зрения новейших  исследований этой темы, а  так же рассмотрение проблем и  методов управления организациями, принимая во внимание все психологические  и педагогические основы управленческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Управленческая  деятельность по своей природе сложна и многогранна, что обусловливает  большие трудности ее анализа. Психологический  характер сторон этой деятельности усугубляется ввиду действия мотивационных и  личностных факторов в поведении  людей, участвующих в общем трудовом процессе. Динамическая форма и структура  управления приводит к возникновению  многих противоречий, а подчас и  парадоксов, являющихся следствием самого процесса управления.

      Одна  из особенностей управленческой деятельности – временные и человеческие затраты. Исследование этого вида человеческой деятельности как сложной системы  взаимодействия многих составляющих полностью  исключает ее одностороннее рассмотрение. Только диалектический метод изучения управленческой деятельности может  приблизить нас к понимаю сущности этого сложнейшего явления. Внутри самой системы управления существуют в своем единстве противоречия и парадоксы, без которых не может быть ее дальнейшего развития. Однако устранить противоречия внутри управления полностью не представляется возможным, поскольку они наиболее стойкие и одновременно динамичные.  

      Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у Вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать. Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, умение их применять. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах деятельности. В честности и в сфере психологии. Работа руководителя – это прежде всего работа с людьми, которая является одним из сложных видов деятельности. Уже только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать свое поведение в зависимости от состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителя и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанности - создать сильный сплоченный коллектив, к котором каждый его член занимает свое место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и исполнять те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.

      Все эти многообразные функции менеджера  невозможно осуществить, не обладая  достаточными знаниями в области  психологии и опытом их применения в практической деятельности.  

1. ГУМАНИТАРНАЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО                          УПРАВЛЕНИЯ.

     Управление  по предназначению представляет собой  воздействие на систему для поддержания  ее  в установленных режиме, качестве, состоянии и перевода в иные. Сферы общества, учреждения, предприятия, организации – социальные системы. Главная особенность их в том, что они – общности людей. Это и определяет и сущности управления ими – управление поведением людей. Поэтому социальное управление успешно постольку, поскольку ориентировано на человека и имеет гуманный, человеческий характер. Это так же означает, что оно должно отвечать социальным, духовным и материальным потребностям людей и интересам общества.

      В системах, образованных людьми и обслуживающих  людей, всегда есть элементы психологии и педагогики. Комплекс психологических  и педагогических факторов в управлении включает две группы:

      1. Внутренний контур управления, т.е.  присущих самой организации.

       - психологические: особенности людей,  работающих в ней, их профессиональной  деятельности, управленческой деятельности, психологии коллектива;

       - педагогические особенности образования,  обученности, воспитанности и развитости сотрудников организации, отдельных групп, руководства и коллектива.

      2. Внешний контур управления: психологический  и педагогические особенности  людей, коллективов и деятельности  других организаций, с которыми  контактирует данная организация  и на которые она влияет, решая  свои задачи. Эта среда функционирования, имеющая общественные, ведомственные,  региональные, местные особенности. 

      Все эти факторы нуждаются при  управлении в понимании, должной  оценке, принятии во внимание и при  необходимости в изменении.  

2. СПЕЦИФИКА  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

      Теория  и практика знает разные подходы  к построению управления. По степени властности «центра», органа управления, руководителя широко известна триада: авторитарное управление, демократическое управление и либеральное управление; по степени устойчивости факторов, которым отдается приоритет при управлении: организационное и ситуативное управление; по качественным особенностям факторов, оптимизация которых составляет главную работу управления: административное управление, «классическое» управление – «система Тейлора», нормативное управление и гуманитарное управление.

      Обычно  управление на практике содержит разные сочетания типов и все они могут быть приемлемы в конкретных условиях. Мировой опыт, однако, показал неприемлемость авторитарного и либерального типов управления как постоянных и массовых. Недостатки первого хорошо известны по 70-летнему опыту социалистического периода истории нашей страны. Попытки применения либерального типа управления – период реформ 90-х годов – продемонстрировали его псевдогуманитарность и псевдодемократичность: люди действовали практически бесконтрольно, свободу многие воспринимали как вседозволенность, получили развитие индивидуализм, безответственность, авантюризм, криминал, резко упал уровень жизни и морали в обществе, в стране возникла разруха.

      XXI век – время бурного развития интенсивных, тонких, интеллектуальных, высокопрофессиональных технологий, которые требуют максимального проявления работающими способностей, энтузиазма, ума, профессионализма. Японские управляющие говорят; «Силой можно было принудить орудовать кувалдой, но понимать, думать, творить силой не принудишь».1

Сущность  психологического и педагогического  подхода – в соответствующих  приоритетах управления:

      - главные задачи управления –  психологические и педагогические: руководитель существует не для  того, чтобы заставлять каждого  сотрудника трудиться, а для  того, чтобы психологические и  педагогические условия в организации  побуждали всех и каждого и  учили трудиться добросовестно  и профессионально;

      - организационный порядок, благоприятные  организационные условия – первая  часть непосредственной среды  в организации, которая побуждает  сотрудника к четкой, слаженной  ответственной и добросовестной  совместной работе, положительно  сказывается на их воспитанности  и обученности;

      - психология коллектива, социально-психологический  климат и взаимоотношений, воздействия  на своих членов – вторая  часть непосредственной среды,  мотивирующая сотрудников, побуждающая  к дружной работе и характеризующая  воспитывающий коллектив;

      - условия для удовлетворения интересов  и потребностей. Личностного роста  и материального благополучия  каждого работника – третья  часть непосредственной среды, мобилизирующая на проявление всех своих способностей на работе и педагогически благоприятно сказывающаяся на них. 

     3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

     К основным психологическим факторам, лежащим в основе организации  порядка, относятся:

     - психологические особенности личностей,  которые работают в учреждении;

     - психология коллектива, распространенные  в нем массовидные социально-психологические явления и взаимоотношения;

     - целевое единство персонала;

     - развитость саморегуляции в коллективе;

     - особенности личности, профессионально-психологической  подготовленности, стиля и содержания  управленческой деятельности персонала  и прежде всего руководителя;

     Организационный порядок связан и с педагогическим факторами:

     - образованностью, обученностью, развитостью людей, из которых состоит трудовой коллектив;

     - социально-педагогической подготовленностью  руководителя служб и подразделений;

     - свойствами трудового коллектива  как воспитывающего, обучающего  и развивающегося коллектива.

     Реальность  этих факторов и их влияние требуют, чтобы при управлении проводилась  систематическая психологическая  и педагогическая работа по управлению организационного порядка, включающая:

     - профессионально-психологический и  педагогический отбор при приеме  на работу, расстановке кадров  и особенно выдвижении на управленческие  должности;

     - организационное обучение и воспитание, предполагающее знание каждым  работником обязанностей, прав, ответственности;

     - воспитательная работа – индивидуальная, с группами, коллективом и через  коллектив, обеспечивающая сплоченность, рабочее настроение, добросовестный  труд, взаимную поддержку;

     - профессиональное обучение, непрерывное  повышении профессионализма работников;

     - привлечение работников к участию  в управлении жизнью и деятельностью  организации, что улучшает решение  ее задач.  

<

Информация о работе Психология и педагогика в управленческой деятельности