Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 13:39, курсовая работа
Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Московский
Государственный Открытый Университет
Реферат по дисциплине «Психология и педагогика».
На тему: Психология как наука.
Предмет
психологии.
Москва
2009г
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ
Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают
психологию? Все мы живем среди
людей и волей обстоятельств
должны понимать, учитывать психологию
людей, учитывать свои индивидуальные
особенности психики и
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
1.ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Психология как
наука обладает особыми качествами,
которые отличают ее от других дисциплин.
Как систему проверенных знаний
психологию знают немногие, в основном
только те, кто ею специально занимается,
решая научные и практические
задачи. Вместе с тем как система
жизненных явлений психология знакома
каждому человеку. Она представлена
ему в виде собственных ощущений,
образов, представлений, явлений памяти,
мышления, речи, воли, воображения, интересов,
мотивов, потребностей, эмоций, чувств
и многого другого. Основные психические
явления мы непосредственно можем
обнаружить у самих себя и косвенно
наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII--XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология
становится самостоятельной и
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь
психические процессы, состояния
и свойства человека, особенно в
их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не
рассматривать в зависимости
от условий жизни человека, от того,
как организовано его взаимодействие
с природой и обществом (деятельность
и общение). Общение и деятельность
также поэтому составляют предмет
современных психологических
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой -в его индивидуальном опыте, с третьей - в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной
психологии поведения в круг явлений,
изучаемых психологией, входят и
отношения между людьми в различных
человеческих объединениях - больших
и малых группах, коллективах.
2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем - это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.
Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.
Значительный
импульс для выделения в
Изучение состояний,
изменений, проявлений сознания в действиях,
поведении, деятельности, их объяснение
и прогнозирование остается актуальным
и сегодня и обусловливает
поиск системных подходов, системообразующих,
методов структурирования накопленного
знания. Долгие годы с разной степенью
обострения велись философские дискуссии
о первичности-вторичности
Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, - «Противоположности - не противоречия, они дополнения» - послужило новой методологией не только для естественных, но и гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос - порядок». Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность, самоопределение - свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это - процессы самоорганизации сознания.
Новая психологическая
парадигма, основанная на синергетических
подходах, требует прежде всего системного
подхода в понимании сущности
сознания, которое нельзя рассматривать
вне зависимости от окружающего
мира, его структуры и наполнения.
1. Каждый из нас часть природы, ее
вид, причем особенный, называемый индивидом.
Сознание индивида обусловлено природой,
рождением, родом, т.е. обладает свойствами,
переданными по наследству. Специфично
сознание женщины и мужчины (не зря
мы говорим «женская логика», «мужской
поступок»), отличительные черты
вносит в сознание возраст (вспомните
пословицу: «Если бы молодость знала,
если бы старость могла»), как наследственный
признак проявляется
Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.
Неодухотворенное лицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называется холодной.
2. Индивиды, вступая
во взаимодействие, обретают определенную
значимость для себе подобных,
обретают социальное лицо. Общение,
взаимодействие с другими
Информация о работе Психология как наука. Предмет психологии