Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 13:39, курсовая работа
Психология - (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
3. Особенность
индивида состоит в том, что
рождается он с
Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться».
Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание - пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа.
В отношениях с
окружающим миром человек выступает
как субъект собственных
- осознание состояния своего сознания (внутреннего);
- осознание окружающего мира (внешнего);
- осознание контакта
с окружающим миром (
- осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннего).
В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.
Психология изучает
сознание как причину и следствие
взаимодействия субъекта с окружающим
миром, внутренние и внешние влияния
на состояние сознания. Его живое
состояние предполагает постоянное
изменение и, стало быть, процессы
роста, в которых рождается и
преобразуется некоторая
В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.
Вместе с тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие - «воспринять», произвольная память - «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых - осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».
Человечество, вступившее
в новое тысячелетие, накопило огромный
объем информации. Ее систематизация
отразилась в отраслях научных знаний
об окружающем мире. А что человек
знает о себе? Эти знания сфокусированы
в системе психологической
* Семантика слова
«психология» определяет ее
* Затем психология
расширила свой предмет и
* На следующем
этапе психология опять
* Дальнейшее
расширение предмета
Второй этап становления психологической науки - накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым для понимания оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжала оставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление - бихевиоризм, который от безысходности попыток проникнуть в суть сознания, поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научные исследования известными методами, объявил предметом психологии - поведение как внешнее проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволял ставить эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявления особенностей сознания. Изучение поведения преодолело узость предмета психологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединения внутреннего и внешнего, изучения отношений субъективного и объективного. Однако достоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализация объяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт. Бихевиоризм подвергся критике за чрезмерный механицизм в объяснении поведения и снова встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказалась востребованной философская парадигма отношений бытия и сознания. Единство сущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального, отразилось в понимании осознанности действия.
* Функция осознания
целей проявляется в реальной
деятельности как
* Функция осознания
критериев деятельности, их выбора
в собственном внутреннем
* Функция осознанности
способов деятельности
Таким образом,
связь внутреннего и внешнего
состоит из «прямой» и «обратной».
Первичное осознание - проектирование
действия, вторичное осознание - рефлексия,
осознание после совершения действия.
Взаимопроникновение этих процессов предполагает
осознание собственного сознания, что
философия называет самосознанием. Если
говорить о современном состоянии предмета
психологии, то вероятно - это самосознание.
Самосознание предполагает осознание
природной компоненты («оставаться самим
собой»), осознание себя как личности («иметь
свое лицо»), осознание собственного духа
(уметь поддерживать «стержень сознания
- дух», силу духа).
3.СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ СДРУГИМИ НАУКАМИ
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания образует его целостность. Однако их следует различать.
Физиология, изучая
механизмы функционирования организма,
позволяет психологам понять сложнейшие
формы психической
Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понимание влияния социума на личность: психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают значимость влияния социума на сознание, в чем и состоит связь психологии с социологией.
Связь психологии с философией, как говорилось ранее, самая непосредственная. Еще со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональное) и духом (рациональное). Ограничение предмета современной психологии изучением души неправомерно, и его расширение включает понятие духа как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей разумные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, как чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой - как стремление творить красоту, созидать, препятствовать разрушению в духовном и материальном, стремиться к гармонии.
Категория сознания - междисциплинарное понятие. Огромное количество учебных дисциплин, отраслей научного знания считают ее своим предметом изучения, исследования. Философия и религия, наука и искусство, мораль и право многие века пытаются понять, объяснить сущность и явление человеческого феномена, называемого сознанием. Не только сущность сознания, но и возможность его познания разделила мудрейшие умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков и релятивистов. Многовековая история познания человеком окружающего мира и себя в нем накопила множество взглядов на сущность сознания. Теологи рассматривают сознание как искру божественного разума. Идеалисты отстаивают его первичность по отношению к материи. Материалисты определяют как форму отражения объективной действительности, свойственную лишь человеку. Новый взгляд на категорию сознания складывается благодаря всеобъемлющему принципу дополнительности применительно к отношениям духовного и материального, внутреннего и внешнего.
Информация о работе Психология как наука. Предмет психологии