Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
1.Ведение 3 стр.
2.Что такое психология 3
3.Возникновение психологии
4.Предмет психологии
5.Задачи структура и методы современной психологии
6.Место психологии в системе наук
7.Заключение
8. Список литературы
Содержание
1.Ведение 3 стр.
2.Что такое психология 3
3.Возникновение психологии
4.Предмет психологии
5.Задачи структура и методы современной психологии
6.Место психологии в системе наук
7.Заключение
8. Список литературы
1.Введение.
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.
Так, С.Л. Рубинштейн
в книге «Основы общей психологии»
(1940) писал:
«Специфический круг явлений, который
изучает психология, выделяется отчетливо
и ясно – это наши восприятия, чувства,
мысли, стремления, желания и т.п., – то
есть все то, что составляет внутреннее
содержание нашей жизни и что в качестве
переживания как будто непосредственно
нам дано…».
Еще древний
мудрец сказал, что нет для человека
интереснее объекта, чем другой человек,
и он не ошибся. В основе развития
психологии лежит постоянно усиливающийся
интерес к природе
В настоящее
время невозможно осуществление
многих видов деятельности на производстве,
в науке, медицине, искусстве, преподавании,
в игре и спорте без знания и
понимания психологических
2.Что такое психология
Что же представляет
собой психология как наука? Ответ
на этот вопрос не так прост, как
кажется на первый взгляд. Чтобы
ответить на него, необходимо обратиться
к истории психологической
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука).
Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая психология». [2, 5]
Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология – учение о психике.
Отечественный психолог М.С. Роговин утверждал, что можно выделить три этапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии, философской психологии и, наконец, научной психологии. [2, 8]
Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:
. личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим собой;
. общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи, представления, передаваемые из поколения в поколение.
Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто вообще не осознается как знание.
Философская психология
– знание о психике, полученное с
помощью умозрительных
На уровне философской психологии первоначально
смутное, целостное понятие души подвергается
анализу и мысленному расчленению с последующим
объединением. По сравнению с донаучной
психологией, которая ей предшествует
и, особенно на ранних этапах, оказывает
на нее большое влияние, для философской
психологии характерным является не только
поиск некоторого объяснительного принципа
для психического, но и стремление установить
общие законы, которым душа должна подчиняться
так же, как подчиняются им и все природные
стихии.
Научная психология
возникла относительно недавно –
во второй половине
XIX века. Обычно ее появление ассоциируется
с использованием в психологии экспериментального
метода. Некоторые основания для этого,
несомненно, есть:
«создатель» научной психологии В. Вундт
писал, что если определять разработанную
им физиологическую психологию по методу,
то ее можно охарактеризовать как «экспериментальную».
Однако, сам Вундт неоднократно подчеркивал,
что экспериментальная психология — это
далеко не вся психология, а лишь ее часть.
Знание в научной
психологии имеет эмпирическую, фактологическую
основу. Факты добываются в специально
проводимом исследовании, которое использует
для этого специальные процедуры (методы),
главными среди которых являются целенаправленное
систематическое наблюдение и эксперимент.
Теории, конструируемые научной психологией,
имеют эмпирическую основу, подвергаются
(в идеале) всесторонней проверке.
3.Возникновение
психологии
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность - до определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании. [1, 15]
В связи с
условностью периодизации развития
психологии, естественной практически
для любого исторического исследования,
возникают некоторые
Вундта, то есть с началом развития экспериментальной
психологии. Однако психологическая наука
определилась как самостоятельная значительно
раньше, с осознания независимости своего
предмета, уникальности своего положения
в системе наук - как науки и гуманитарной
и естественной одновременно, изучающей
и внутренние и внешние (поведенческие)
проявления психики. Такое самостоятельное
положение психологии было зафиксировано
и с появлением ее как предмета изучения
в университетах уже в конце XVIII - начале
XIX веков.
Таким образом, правильнее говорить о
появлении психологии как самостоятельной
науки именно с этого периода, относя к
середине XIX века становление экспериментальной
психологии.
Но в любом
случае необходимо признать, что время
существования психологии как самостоятельной
науки значительно меньше, чем
период ее развития в русле философии.
На протяжении более чем 20 веков
психологическая наука
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии). От философии психология взяла важное для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, то есть соединения веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской психологии от донаучной.
Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего, энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же частиц, что и окружающий мир. [3, 19]
Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, то есть именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В это время
ученые впервые стали задумываться
над тем, как же происходит построение
образа мира, какой процесс - ощущение
или разум - является ведущим и
насколько построенная
Начало нового
этапа в развитии психологии было
связано с фактическим
Поэтому психология должна была либо полностью
уступить богословию исследование психики,
либо найти себе некоторую нишу для исследования.
Именно в связи с поисками возможности
для изучения единого предмета в разных
его аспектах происходили основные изменения
во взаимоотношениях богословия и психологии.
При появлении
христианства ему было необходимо доказать
свою уникальность и оттеснить другие
религии, не совместимые с ним. С
этим связана и нетерпимость к
греческой мифологии, так же как
и к психологическим и
Такое положение
просуществовало несколько
Именно в это
время и зародилась схоластика, которая
в этот момент была достаточно прогрессивным
явлением, так как предполагала не
только пассивное усвоение старого,
но и активное разъяснение и модификацию
готового знания, развивала умение
логически мыслить, приводить систему
доказательств и строить свою
речь. Тот факт, что это знание
уже готовое, то есть схоластика связана
с использованием репродуктивного,
а не творческого мышления, тогда
мало настораживал, так как даже
репродуктивное мышление направлено на
получение и доказательство знания.
Однако со временем схоластика начала
тормозить развитие новых знаний,
приобрела догматический