Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
1.Ведение 3 стр.
2.Что такое психология 3
3.Возникновение психологии
4.Предмет психологии
5.Задачи структура и методы современной психологии
6.Место психологии в системе наук
7.Заключение
8. Список литературы
В познании сущности
психических явлений важнейшая
роль принадлежит категориям диалектического
материализма. Б.Ф. Ломов в уже
упомянутой книге выделил базовые
категории психологической
Как известно, прежние
десятилетия психология была преимущественно
теоретической (мировоззренческой) дисциплиной.
В настоящее время ее роль в
общественной жизни существенно
изменилась. Она все более становится
областью особой профессиональной практической
деятельности в системе образования,
в промышленности, государственном
управлении, медицине, культуре, спорте
и т.д. Включение психологической
науки в решение практических
задач существенно изменяет и
условия развития ее теории.
Задачи, решение которых требует психологической
компетентности, возникают в той или иной
форме во всех сферах жизни общества, определяясь
возрастающей ролью так называемого человеческого
фактора. Под «человеческим фактором»
понимается широкий круг социально-психологических,
психологических и психофизиологических
свойств, которыми обладают люди и которые,
так или иначе, проявляются в их конкретной
деятельности.
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология
представляет собой не единую науку,
а целый комплекс научных дисциплин,
многие из которых претендуют на то,
чтобы считаться
Ядром современной
психологии является общая психология,
которая изучает наиболее общие
законы, закономерности и механизмы
психики.
Важнейшей психологической дисциплиной
стала история психологии, в центре внимания
которой — исторический процесс формирования
и развития психологического знания.
Многочисленные отрасли психологии выделяются по различным основаниям.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная
деятельность (психология труда,
медицинская, педагогическая
2) развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
3) социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.). [4, 38]
Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач». Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии. [6, 41]
В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.
Современная психология использует различные методы.
Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.
Современная психология
использует развернутую систему
методов, которые могут
«методы, то есть пути познания, — это
способы, посредством которых познается
предмет науки. Психология, как каждая
наука, употребляет не один, а целую систему
частных методов, или методик. Под методом
науки — в единственном числе — можно
разуметь систему ее методов в их единстве»
[6,43]
Первоначально
(при выделении в
Задача науки мыслилась Вундтом как логическое
упорядочивание фактов.
Никаких теоретических методов не предусматривалось.
Хорошо известно, что интроспективная
психология, сознания столкнулась с большими
трудностями.
Реакцией на
неразрешимые проблемы традиционной психологии
явилось появление психологии поведения
(объективной психологии). Первоначально
предполагалось, что новая трактовка
предмета психологии — как «поведения»
— снимает все проблемы. Объективный
метод в форме наблюдения или
эксперимента позволял, как полагали
представители этого
Дальнейшее развитие
психологической науки (в первую
очередь исследования Фрейда) показало,
что метод исследования в психологии
может быть только косвенным, опосредствованным:
бессознательное может
Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства и эмоции являются промежуточными переменными или конструктами и, в сущности говоря, составляют часть психологии поведения». [2, 21]
В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн), также разрабатывалось представление об опосредствованном характере психологии методов.
В самом общем
виде метод объективного опосредствованного
исследования заключается в следующем:
1) фиксируются условия, в которых
происходит психическое явление; 2)
фиксируются объективные
В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъектный подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.
Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.
Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.
Ананьевым выделяются следующие группы методов:
1) организационные (сравнительный, комплексный);
2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, биографический);
3) обработки данных (количественный и качественный);
4) интерпретационные
(различные варианты
Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.
Альтернативную
классификацию методов
1) эмпирические,
при которых осуществляется
2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования);
3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаковосимволическими представлениями объекта.
Особого внимания
заслуживают теоретические
1) дедуктивный
(аксиоматического и
2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему;
3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.
Результатом использования
первого метода являются теории, законы,
второго — индуктивные
Дружинина, в психологическом исследовании
центральная роль принадлежит методу
моделирования, в котором различаются
две разновидности: структурно- функциональное,
что в первом случае исследователь хочет
выявить структуру отдельной системы
по ее внешнему поведению, для чего выбирает
или конструирует аналог (в этом и состоит
моделирование) — другую систему, обладающую
сходным поведением. Соответственно, сходство
поведений, по мысли автора, позволяет
сделать вывод (на основе правила логичного
вывода по аналогии) о сходстве структур.
Этот вид моделирования, как утверждает
Дружинин, является основным методом психологического
исследования и единственным в естественнонаучном
психологическом исследовании. В другом
случае по сходству структур модели и
образа исследователь судит о сходстве
функций, внешних проявлений и пр.
Важным представляется
описание иерархии исследовательских
приемов.
Дружинин предлагает выделять в этой иерархии
пять уровней: уровень методики, уровень
методического приема, уровень метода,
уровень организации исследования, уровень
методологического подхода. Им предложена
трехмерная классификация психологических
эмпирических методов. Рассматривая эмпирические
методы с точки зрения взаимодействия
субъекта и объекта, субъекта и измеряющего
инструмента, объекта и инструмента, автор
дает новую классификацию эмпирических
психологических методов. За основу им
берется система «субъект — инструмент
— объект». В качестве оснований для классификации
выступают отношения между компонентами
модели. Два из них
(мера взаимодействия исследователя и
исследуемого и мера использования внешних
средств или субъективной интерпретации)
являются главными, одно производным.
Согласно Дружинину, все методы делятся
на: деятелъностные, коммуникативные,
обсервационные, герменевтические. Выделяются
также восемь
«чистых» исследовательских методов (естественный
эксперимент, лабораторный эксперимент,
инструментальное наблюдение, наблюдение,
интроспекция, понимание, свободная беседа,
целенаправленное интервью). В свою очередь
выделяются синтетические методы, объединяющие
в себе черты чистых методов, но не сводящиеся
к ним (клинический метод, глубинное интервью,
психологическое измерение, самонаблюдение,
субъективное шкалирование, самоанализ,
психодиагностику, консультационное общение).
[6, 47]