Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.
1.Ведение 3 стр.
2.Что такое психология 3
3.Возникновение психологии
4.Предмет психологии
5.Задачи структура и методы современной психологии
6.Место психологии в системе наук
7.Заключение
8. Список литературы
Отметим, что
до сих пор теоретические методы
психологической науки описаны,
проанализированы и исследованы
явно недостаточно. Это — одна из
первоочередных задач методологии
современной психологической
6.Место психологии
в системе наук.
Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается большое количество самостоятельных научных дисциплин. От того, какое место занимает психология в системе наук, в большой степени зависит решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?
В XIX веке большой
популярностью пользовалась классификация
наук, разработанная создателем философии
позитивизма, французским ученым О.
Контом. В классификации Конта места для
психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма
полагал, что психология не стала еще положительной
наукой. Для первой половины XIX века эта
констатация была в целом справедливой.
С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали мысли о том, что психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой для наук о духе.
Классификации
наук разрабатывались и в XX веке.
Одной из наиболее популярных считается
классификация, разработанная отечественным
философом и науковедом Б.М. Кедровым,
Согласно Кедрову, классификация наук
имеет нелинейный характер. Кедров выделяет
три группы научных дисциплин: естественные,
социальные и философские. Схематически
это можно представить в виде треугольника,
вершины которого соответствуют естественным
(верхняя), социальным (левая) и философским
(правая) дисциплинам. Психология имеет
тесные связи со всеми тремя группами
наук, поэтому располагается внутри треугольника,
так как человеческое мышление (один из
существенных разделов психологии) изучается
не только психологией, но и философией
и логикой.
Психология, таким образом, имеет связи
со всеми научными дисциплинами, но наиболее
тесные с философией. [2, 21]
Несколько иначе
подошел к вопросу об определении
места психологии в системе наук
выдающийся швейцарский психолог Ж.
Пиаже. Традиционно вопрос о связи
психологии с другими науками
рассматривается в таком
Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе:
что может дать психология другим наукам?
Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития». [2, 21] Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». [2, 22]
Плодотворное
будущее психологии видится в
развертывании
Б.Г. Ананьев
в работе «Человек как предмет
познания» рассмотрел связи психологии
с другими научными дисциплинами.
Анализ этих связей в рамках разработанной
Ананьевым концепции
Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не заняла центрального положения среди других наук. Таким образом, приходится признать, что прогнозы и надежды на то, что психология займет ведущие позиции в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии вовсе не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно.
Пересмотрев узкое,
неадекватное понимание своего предмета,
психология обретет возможность
реального конструктивного
7.Заключение
Самые большие
тайны в истории – это тайны
человеческого сознания.
Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты
хода мыслей очень часто непредсказуемы.
В своей работе я попыталась проследить
историю становления и развития психологии,
одной из самых сложных и загадочных наук.
Ведь эта наука – заманчивый мир явлений,
вызывающих особый, исключительный интерес
на протяжении многих веков.
Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.
Значение знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь между интересом к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.
Зная основы
психологии, человек может лучше
понять себя, своих близких, познать
человеческие отношения, объяснить
поступки людей. Эти знания помогут
ему справиться с жизненными проблемами.
8. Список литературы:
1. Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003.
2. Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002.
3. Ждан А.Н., История психологии. От античности до наших дней, М.,
2002.
4. Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва,
2001.
5. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-
Петербург, 2000.
6. Немов Р.С., Психология, М., 1998.
7. Психологический
словарь под ред. Зинченко В.П.
М., Педагогика-Пресс, 1997.