Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:55, реферат

Описание

История изучения конфликта в отечественной и зарубежной психологии

Работа состоит из  1 файл

Конфликт. ГЛАВА 1..docx

— 52.94 Кб (Скачать документ)

 

 

ГЛАВА I.  КОНФЛИКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

    1. История изучения конфликта в отечественной и зарубежной психологии

 

История отечественной конфликтологии.  Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие «конфликт» и его производные. Как самостоятельная наука, конфликтология в России существует с начала 90-х годов. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П. О. Гриффин и М. И. Могилевский [2; 66]. Она носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам.

По мнению А. Анцупова и А. Шипилова [2; С. 66], в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов:

  • 1 период - до 1924 года. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются  как  практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах, запечатленное в философии, религии, литературе, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.
  • 2 период - 1924-1990 годы. Период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук – отраслей конфликтологии. В  это  время  конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение и социология),  а к концу периода - 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается.

Второй период включает 4 этапа:

  • Первый этап - 1924-1934 гг. Охватывает первую  «волну» публикаций.  Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, математике, социобиологии.
  • Второй этап - 1935-1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой отечественной войной и обстановкой в стране в целом.
  • Третий этап - 1949-1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии,  педагогике, исторических и политических науках.
  • Четвертый этап - 1973-1989 гг. Ежегодно публикуется  не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации.
  • 3 период - 1990 год - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные  исследования, конфликтология начинает  выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций  (от 60 до 250),  создаются центры, группы по исследованию и урегулированию конфликтов.

 

 Итак, библиографический  поиск позволил выделить 11 отечественных  наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки.  Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, защищено 225 диссертаций, опубликовано около 300 книг [7; С. 18]. 

У нас в стране сегодня  существует несколько серьезных организации, спектр интересов которых находится в области изучения конфликтов - это Центр конфликтологии, научно-экспертный совет по конфликтологии при Институте социологии РАН в Москве и Исследовательский конфликтологический центр при Государственном университете Санкт-Петербурга, Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ. В Ростове-на-Дону недавно создана и зарегистрирована ассоциация конфликтологов - общественная организация «Роза мира». Издается журнал «Конфликт и консенсус».

Характеристика  основных этапов развития зарубежной конфликтологии. Как и в отечественной конфликтологии, в зарубежной науке основной вклад в развитие конфликтологических знаний внесли психологи, социологи и политологи.

Но существуют несколько  обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта пробовали создать еще в далеком теперь ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемой проблеме. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие - западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер. 

Однако вернемся к трем наукам, изучающим конфликты.

1. Психология. В рамках этой науки условно выделяются два этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену [2; С. 68].

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта  в первой половине ХХ в. выделяются:

  • психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К. Г. Юнг);
  • социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
  • этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
  • теория групповой динамики (К. Левин; Д. Креч, Л. Линдслей);
  • фрустрационно-агрессивное (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер);
  • поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);
  • социометрическое (Д. Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд);
  • интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель). [2; С. 67]

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:

  • теоретико-игровое (М. Дойч);
  • теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
  • теория и практика переговорного процесса (Р. Фишер, Д. Прюитт, Д. Рубин, У. Юри). [2; С. 74]

2. Социология. Первые попытки создать  социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии» [27; С. 99], где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления.

Приблизительно в это  же время развивалась марксистская теория конфликта [27; С. 100], основные тезисы которой заключались в следующем:

  • глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов;
  • вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов;
  • открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов;
  • поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая в свою очередь зависит от идеологической унификации членов коллектива;
  • степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени поляризации господствующих классов;
  • уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.

Несколько позже - в конце  ХIХ века появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля [17; С. 34]. Его «Социология» (1908) [17; С. 34]. ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта - функциональной теории конфликта. Зиммель [17; С. 34] также предполагал универсальность изучаемого явления, предполагал, что полностью гармоничное объединение людей вообще не может существовать. Объясняется это тем, что конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной ступени развития. Структуры же, лишенные динамики, в условиях нашего мира нежизнеспособны.

Огромное значение имеют  выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. [17; С. 35]. Ученый первым обратил внимание на такие особенности: во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника. Порочный круг замыкается.

Проблема конфликта пронизывает  все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога Макса Вебера: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. При анализе властных отношений Вебера [27; С. 102]. интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу [27; С. 102], наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания. В центре понимания конфликта лежит противодействие материальных и идеальных интересов различных статусных групп.

В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Интенсивно развивались прикладные социологические исследования, велся поиск эффективных путей решения конфликтных ситуаций местного уровня. Однако уже в середине ХХ века  появились новые теории конфликта. [8].

Структурный функционализм, как направление исследования конфликта, был сформулирован и обоснован Толкоттом (Талкоттом) Парсонсом (1902-1979) в работе «Структура социального действия» [56; С. 59-61]., в которой конфликт рассматривается не как следствие, а как причина дестабилизации общества, как социальная аномалия. Поэтому главной задачей становится поддержание бесконфликтного существования общества. Схема действия, основанная на рациональном понимании субъектом своих собственных интересов, представляется Парсону [56; С. 59-61] недостаточной. В состав исходных элементов социального действия - цели. Средства и условия действования - он вводит и понятие нормы, которая проистекает из веберовского понимания действия. Если субъект действия учитывает в своих намерениях и целях реакцию других, то само это учитывание становится своего рода нормативным требованием к формулировке целей.

В середине ХХ века теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Козера «Функции социального конфликта» (1956) [27; С. 100-102],  в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. По мнению Козера [27; С. 100-102], борьба между группами способствует разряжению напряжения, выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга, конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого конфликт должен быть управляем.

В конце 50-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф [27; С. 100-102]  обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества». Она зафиксирована в основном труде ученого - «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе». Дарендорф [27; С. 100-102] утверждал, что общество в каждый момент своего существования меняется на всех уровнях, поэтому любое общество испытывает и все виды разноуровневых конфликтов. Этот ученый рассматривал марксизм как одно из серьезнейших направлений в развитии наших представлений о действительности, и его теория подверглась влиянию последнего. В частности, он взял за основу понимания классового конфликта марксовскую теорию превращения «класса-в-себе» в «класс-для-себя».

В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг [17; С. 116-117],  предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте - «общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта - статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.

В 1962 году появляется работа Н. Смелсера «Теория коллективного поведения» [17; С. 116-117],  в которой развиваются некоторые мысли Парсонса (Смелсер, кстати, был другом и соавтором последнего). [17; С. 116-117],   Здесь ученый рассматривает те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как иррациональные. К их числу относятся разного рода возмущения, бунты, формы коллективного помешательства, паники. Коллективное поведение он определяет как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие».

В дальнейшем наметилась тенденция  интеграции различных подходов к  изучению конфликта. 

3. Политология. Собственно конфликтологические теории в этой группе отсутствуют. Однако в области изучения конфликтов сделано настолько много, что не сказать ничего об этой отрасли знаний просто невозможно.

Информация о работе Психология конфликта