Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:55, реферат

Описание

История изучения конфликта в отечественной и зарубежной психологии

Работа состоит из  1 файл

Конфликт. ГЛАВА 1..docx

— 52.94 Кб (Скачать документ)

Обыденное представление  о конфликте связано с отрицательной  стороной последствий конфликта, так  как конфликт нарушает привычный  темп жизни, отнимает силы. Научные  взгляды на функциональность конфликта  не столь однозначны. Есть теоретики, которые считают конфликт сигналом о том, что система связей нарушена и необходимо восстановить баланс. Конфликты порождают нестабильность всех внутренних и внешних частей, поэтому требуют немедленной реакции на устранение всех обнаруженных противоречий. Такой взгляд на конфликт считает любую конфликтную ситуацию неестественной и ненормальной для межличностных отношений и для общества в целом.

Например, теория систем и  функционального конфликта Т. Парсонса относится к такому пониманию конфликта.

Функции конфликта:

    1. позитивные (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт);
    2. негативные (явление, когда конфликт разрушает отношения).[56; 59-61 c.]

Другие теоретики склонны  считать конфликт явлением необходимым  и естественным для общества, так  как через конфликт общество развивается  и совершенствует свои связи. Теоретиков данного направления в научном  мире гораздо больше, чем придерживающихся противоположной точки зрения. Например, взгляды Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса, Козера, Дарендорфа оправдывают положительные характеристики конфликта.

В обществе на протяжении всего  исторического развития существует недостаток тех или иных ресурсов, происходит смена ценностей. Стремление к обладанию дефицитными ресурсами, сохранение значимых ценностей естественным образом провоцируют конфликты. Конфликт приводит индивидов к свободе, считает Дарендорф [27; 100-102 c.], не отвергает негативных характеристик конфликта (например, уменьшение сотрудничества во время конфликта, материальные и эмоциональные затраты на этапе разрешения конфликта, снижение производительности труда), но считает их менее значимыми в сравнении с позитивными последствиями конфликта.

Различная оценка функциональной значимости конфликтов для общества и отдельного человека делает каждую функцию конфликта одновременно и позитивной, и деструктивной. Наука  конфликтология еще не определила четких критериев оценки, а субъекты конфликта  не способны дать объективное обобщенное мнение. Для каждого участника  оценка может происходить по-разному. Поэтому необходимо осознавать двойственность функций конфликта. [57; С. 224]

На основании вышеизложенного, можно сделать выводы, что понятие конфликта принадлежит науке и обыденному сознанию. Так же понятием  конфликта  пользуются  разнообразные  научные дисциплины, отождествляя его с разными явлениями.

Классификации конфликтов обычно подчеркивают их разноуровневый характер. При этом широта предметного поля затрудняет корректное определение конфликта, релевантное всем его видам.

Анализ и сравнение разных определений  конфликта позволяет выделить в  качестве инвариантных такие его  характеристики, как биполярность, активность, направленная на преодоление противоречий, субъектность {наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта).

Выделение инвариантных характеристик  конфликта позволяет наложить ограничение  на рамки его предметного поля. Конфликт — это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее  себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Наиболее продолжительными и развитыми в науке являются философско-социологическая и психологическая исследовательские традиции, рассмотрение которых может способствовать уточнению понятия конфликта, а также его предметной области.


Информация о работе Психология конфликта