Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:55, реферат

Описание

История изучения конфликта в отечественной и зарубежной психологии

Работа состоит из  1 файл

Конфликт. ГЛАВА 1..docx

— 52.94 Кб (Скачать документ)

Так, Вильфредо Парето (1848-192) [20; С. 76],  считается создателем теории политических групп. Он выдвинул концепцию элиты. Как неодинаковы люди по их биологическим показателям, так неодинаковы и общества, социальные группы, среди которых есть более качественные, элитарные, занимающие лучшие места у кормушки. Борьба за звание элиты - суть социальных конфликтов. Круговорот элит обеспечивается именно такими конфликтами и способствует эволюции общества.

Свои представления о  конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из отцов политологии),  Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и другие. [34; С. 53-56],   А вот французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-1922) [34; С. 53-56],  высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют.

В противовес ему некоторые ученые (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество в состоянии покоя. [34; С. 63-65],  

Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот пе6риод Горовиц и Бордман [17; С. 83],  создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд [17; С. 87],  разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке  напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию  по разрешению конфликтов как часть  ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях.

Сегодня западная конфликтология распространяет свое влияние и на Россию. Интернет позволяет познакомиться с последними конфликтологическими разработками ученых и практиков всех стран мира. Однако следует помнить: никогда нельзя пользоваться неадаптированными методиками. Конфликты разных этносов слишком специфичны.  Экспансия западной культуры иногда приводит к конфликтам разных уровней, а вовсе не способствует их решению. Феминизм, защищающий западных женщин от многих неприятностей, в мусульманских странах зачастую является причиной трагедий.                                               

 

    1. Современное состояние проблемы

 

Современные представления  о конфликтах отличаются таким разнообразием  знаний, развивающихся практик, борьбы мнений, что судить о состоянии  дел в этой области  - задача слишком  сложная и заведомо обреченная на критику. Однако есть вещи, которые  на данный момент считаются общепринятыми, устоявшимися в теории и практике современной конфликтологии.

В современной психологии конфликта наметилась явное предпочтение практических направлений работы. В  публикациях последних лет чаще встречаются разборы конкретных случаев, описания терапевтической  работы, анализ конфликта, чем теоретические  результаты исследований. Это, по-видимому, явилось результатом общего кризиса  психологической теории, о котором  нередко говорят сегодня. Сомнение в истинности психологического знания, добываемого с помощью лабораторных исследований социального поведения  человека, также способствовало доминированию  практической ориентации в этой области. Кроме того, такое направление  обусловлено все большим влиянием гуманистической психологии с ее направленностью на решение реальных проблем и оказание помощи человеку.

От гуманистической традиции идет также изменение отношения  к конфликту как явлению не только естественному и закономерному, но и выполняющему важные функции  в психической жизни человека. По мнению одного из основателей гуманистической  психологии Р.Мэя, ошибкой психоаналитического подхода было признание противоречия души признаком дезинтеграции, если не патологии личности.

«Предельная целостность человеческой личности,  - пишет Р.Мэй,  - не только невозможна, но и нежелательна. Безделие в райских кущах или небесное блаженство, как известно, означают гибель для личности. Личность динамична, а не статична, ее стихия  - творчество, а не прозябание. Наша цель  - новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные (курсив Р.Мэя)» [34; С. 30]. Переживание конфликтов - тяжелый и болезненный процесс, но это часть нашей жизни, и человек не должен в связи с этим чувствовать себя виноватым или считать неудачником. Конфликт  - это нормально и необходимо как для нашей внутренней жизни, так и для взаимодействий с другими людьми. «Люди должны перестать рассматривать конфликты как аномалию, нечто «неправильное», поскольку, полагая так, они будут требовать послушания от детей, повиновения от окружающих и подавлять конфликты в самих себе» [15, С. 67].

Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, выполняющего в  человеческой жизни не только негативные, но и позитивные функции.

Конфликт, будучи формой противоречия, является источником развития как личности, так и группы. На эту функцию конфликта указывали Э. Эриксон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов.

Конфликт является сигналом к изменению. В.Ф. Василюк так оценивает роль внутренних конфликтов в жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями» [20, С. 94]. Так же точно конфликты свидетельствуют о необходимости изменения в межличностных отношениях.

Например, конструктивной реакцией взрослых на подростковый бунт должно быть восприятие происходящего не как  неповиновения, но как сигнала о  необходимости изменений своего поведения, своих требований и ожиданий к новому уровню развития ребенка.

Конфликт - это возможность  снижения напряжения в отношениях между  людьми, способствующая их сближению. На психологическом материале могут быть найдены примеры «коммуникативно-информационной» и «связующей» (в терминологии Козера) функций конфликта. Возможность использования этой функции конфликта в педагогической практике показал А.С. Макаренко, который рекомендовал разрешать назревшее в коллективе противоречие путем «взрыва»,  т.е. доведения конфликта до последнего предела. В процессе «взрыва» происходит ломка неверно сложившихся отношений, на месте которых выстраиваются новые, более конструктивные.

Однако подчеркивание  положительных возможностей эффективного разрешения конфликта не исключает  реального понимания его вероятной  деструктивной функции.

Так, неопреодоленность конфликта при использовании психологически неэффективных стратегий, направленных на смягчение и ослабление назревшего противоречия, может оказаться разрушительной для здоровой личности.

 

1.3. Структура,  виды и функции конфликтов

 

Под структурой любого объекта  понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

В структуру конфликта входят следующие основные элементы конфликтного взаимодействия:

  • Объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта  конфликта или его подмена  усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает  по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность  через ценности. Ценность – это  объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к  обладанию которыми стремятся конфликтующие  стороны;

  • Предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта.
  • Инцидент - формально является началом конфликта. То есть активные, целенаправленные действия против оппонента, имеющие характер противоборства, имеющие цель устранить угрозу и снизить ресурсы.
  • Участники конфликта - это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:
    • отдельная личность;
    • социальная группа;
    • организация;
    • государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют  в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых  участников. От того, какую поддержку  у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями  обладает, зависит степень его  влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта.

  • Социально-психологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит  от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три  уровня субъективного отношения:

1) представление о самих  себе;

2) восприятие других участников  конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды. [55; С. 24]

В современной литературе существует множество классификаций  конфликтов по различным основаниям.

Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов. [34; С. 22-24]

Исходя из его классификации, конфликты подразделяются по следующим  видам и типам:

  1. По источникам возникновения:
  • конфликты интересов,
  • ценностей,
  • идентификации.
  1. По социальным последствиям:
  • успешные,
  • безуспешные,
  • созидательные или конструктивные,
  • разрушительные или деструктивные.
  1. По масштабности:
  • локальные,
  • региональные,
  • межгосударственные,
  • глобальные,
  • микро-, макро-, и мегаконфликты.
  1. По формам борьбы:
  • мирные,
  • немирные.
  1. По особенностям условий происхождения:
  • эндогенные,
  • эксогенные.
  1. По отношению субъектов к конфликту:
  • подлинный,
  • случайный,
  • ложный,
  • латентный.
  1. По использованной сторонами тактики:
  • сражение,
  • игра,
  • дебаты.

Конфликты оказывают значительное влияние, как на участников, так и  на их социальное окружение. Это влияние  неоднозначно. В рамках функционального  анализа рассматриваются все  возможные последствия конфликта, а также роль, которую он играет в обществе.

Информация о работе Психология конфликта