Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:55, реферат
История изучения конфликта в отечественной и зарубежной психологии
Так, Вильфредо Парето (1848-192) [20; С. 76], считается создателем теории политических групп. Он выдвинул концепцию элиты. Как неодинаковы люди по их биологическим показателям, так неодинаковы и общества, социальные группы, среди которых есть более качественные, элитарные, занимающие лучшие места у кормушки. Борьба за звание элиты - суть социальных конфликтов. Круговорот элит обеспечивается именно такими конфликтами и способствует эволюции общества.
Свои представления о конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из отцов политологии), Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и другие. [34; С. 53-56], А вот французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847-1922) [34; С. 53-56], высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют.
В противовес ему некоторые ученые (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество в состоянии покоя. [34; С. 63-65],
Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот пе6риод Горовиц и Бордман [17; С. 83], создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд [17; С. 87], разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.
Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях.
Сегодня западная конфликтология
распространяет свое влияние и на Россию.
Интернет позволяет познакомиться с последними
конфликтологическими разработками ученых
и практиков всех стран мира. Однако следует
помнить: никогда нельзя пользоваться
неадаптированными методиками. Конфликты
разных этносов слишком специфичны. Экспансия
западной культуры иногда приводит к конфликтам
разных уровней, а вовсе не способствует
их решению. Феминизм, защищающий западных
женщин от многих неприятностей, в мусульманских
странах зачастую является причиной трагедий.
Современные представления о конфликтах отличаются таким разнообразием знаний, развивающихся практик, борьбы мнений, что судить о состоянии дел в этой области - задача слишком сложная и заведомо обреченная на критику. Однако есть вещи, которые на данный момент считаются общепринятыми, устоявшимися в теории и практике современной конфликтологии.
В современной психологии
конфликта наметилась явное предпочтение
практических направлений работы. В
публикациях последних лет чаще
встречаются разборы конкретных
случаев, описания терапевтической
работы, анализ конфликта, чем теоретические
результаты исследований. Это, по-видимому,
явилось результатом общего кризиса
психологической теории, о котором
нередко говорят сегодня. Сомнение
в истинности психологического знания,
добываемого с помощью
От гуманистической традиции идет также изменение отношения к конфликту как явлению не только естественному и закономерному, но и выполняющему важные функции в психической жизни человека. По мнению одного из основателей гуманистической психологии Р.Мэя, ошибкой психоаналитического подхода было признание противоречия души признаком дезинтеграции, если не патологии личности.
«Предельная целостность человеческой личности, - пишет Р.Мэй, - не только невозможна, но и нежелательна. Безделие в райских кущах или небесное блаженство, как известно, означают гибель для личности. Личность динамична, а не статична, ее стихия - творчество, а не прозябание. Наша цель - новое, конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные (курсив Р.Мэя)» [34; С. 30]. Переживание конфликтов - тяжелый и болезненный процесс, но это часть нашей жизни, и человек не должен в связи с этим чувствовать себя виноватым или считать неудачником. Конфликт - это нормально и необходимо как для нашей внутренней жизни, так и для взаимодействий с другими людьми. «Люди должны перестать рассматривать конфликты как аномалию, нечто «неправильное», поскольку, полагая так, они будут требовать послушания от детей, повиновения от окружающих и подавлять конфликты в самих себе» [15, С. 67].
Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, выполняющего в человеческой жизни не только негативные, но и позитивные функции.
Конфликт, будучи формой противоречия, является источником развития как личности, так и группы. На эту функцию конфликта указывали Э. Эриксон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов.
Конфликт является сигналом к изменению. В.Ф. Василюк так оценивает роль внутренних конфликтов в жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями» [20, С. 94]. Так же точно конфликты свидетельствуют о необходимости изменения в межличностных отношениях.
Например, конструктивной реакцией взрослых на подростковый бунт должно быть восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений своего поведения, своих требований и ожиданий к новому уровню развития ребенка.
Конфликт - это возможность
снижения напряжения в отношениях между
людьми, способствующая их сближению.
На психологическом материале могут
быть найдены примеры «коммуникативно-
Однако подчеркивание
положительных возможностей эффективного
разрешения конфликта не исключает
реального понимания его
Так, неопреодоленность конфликта при использовании психологически неэффективных стратегий, направленных на смягчение и ослабление назревшего противоречия, может оказаться разрушительной для здоровой личности.
1.3. Структура, виды и функции конфликтов
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.
В структуру конфликта входят следующие основные элементы конфликтного взаимодействия:
Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.
Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;
Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта.
Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:
1) представление о самих себе;
2) восприятие других участников конфликтной ситуации;
3) понимание образа внешней среды. [55; С. 24]
В современной литературе существует множество классификаций конфликтов по различным основаниям.
Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов. [34; С. 22-24]
Исходя из его классификации, конфликты подразделяются по следующим видам и типам:
Конфликты оказывают значительное
влияние, как на участников, так и
на их социальное окружение. Это влияние
неоднозначно. В рамках функционального
анализа рассматриваются все
возможные последствия