Психология личности в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества
Главным исследованием данной контрольной работы является психология личности в правоохранительной деятельности.. Под личностью понимают социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.

Содержание

Введение
Понятие личности в правоохранительной деятельности
Понятия личности, человека, индивида, индивидуальность и их соотношение
Механизмы психологической защиты
Структура и социализация личности
Свойства и эмоционально-психологические особенности личности
Характер
Темперамент
Способности
Чувства и эмоции
Воля
3. Использование знаний особенностей личности в профессиональной деятельности юриста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по юридической психологии.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

Филиал  Санкт-Петербургского института внешнеэкономических

связей, экономики и права  в г.Перми

Юридический факультет

Заочное отделение

Кафедра юридических дисциплин 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине «Юридическая психология»

Тема: Психология личности в правоохранительной деятельности 
 
 
 

    Студента II курса

Преподаватель:


г.Пермь

2008 год

Содержание

Введение
  1. Понятие личности в правоохранительной деятельности
    1. Понятия личности, человека, индивида, индивидуальность и их соотношение
    2. Механизмы психологической защиты
    3. Структура и социализация личности
  2. Свойства и эмоционально-психологические особенности личности
    1. Характер
    2. Темперамент
    3. Способности
    4. Чувства и эмоции
    5. Воля

3. Использование  знаний особенностей личности  в профессиональной деятельности  юриста

Заключение

Список  использованной литературы

3

4

4 

6

8

11

11

13

15

17

20

22 

24

25 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     На  сегодняшний день профессия юриста является одной из самых престижных в современной российском обществе. Огромное количество молодых людей и девушек мечтают стать юристами.

     Можно с уверенностью скачать, что многие из тех, кто стремится к юридическому образованию, не знают, с какими сложностями  могут столкнуться в процессе своей трудовой деятельности.

      Проблема  личности является центральной среди всех проблем юридической психологии. В системе «человек – право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания. Принимаемая на практике формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» - не синонимы и человек может не быть личностью, личность – это всегда человек, и личности нет ни у кого, кроме человека.

     Однако  человек – это не только личность, но и организм, вершина живых существ. Элементами структуры человека, взятого как цельность, являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства. Особенностей человека, то есть единичных свойств как индивидуальных различий очень много, и их описанию посвящены художественная литература и искусство, основными объектами которых являются люди как индивидуальности.

     Личность  – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения  им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества

     Главным исследованием данной контрольной работы является психология личности в правоохранительной деятельности.. Под личностью понимают социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.  

  1. Понятие личности
    1. Понятия личности, человека, индивида, индивидуальность

и их соотношение 

           Психология трактует понятие «личность» как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря жизни человека в обществе.

     Человек в качестве общественного существа приобретает новые (личностные) качества, когда он вступает в определенные отношения с другими людьми, и эти отношения в большинстве случаев становятся «создающими» или «образующими» его личность.

     В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, о значимых для людей черты и поступках.

     Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности  человека, которые обусловлены природой и не зависят от его жизни в обществе.

     К числу личностных не относятся психологические  качества человека, характеризующие  его познавательные процессы или  индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

     Наряду  с понятием «личность» часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия в значительной степени переплетены между собой.

     Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесение существа к высшей ступени развития природы – к человеческому роду.1 Именно в понятии «человек» определяется генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

     Как живое существо человек подчиняется  основным биологическим и физиологическим законам, а как социальное – законам развития общества.

     Специфические человеческие свойства и способности, к которым можно отнести речь, сознание, трудовую деятельность, не передаются людям по наследству, а формируются  в процессе жизни путем усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями.

           Участвуя в труде  и различных формах практической деятельности, люди развивают и совершенствуют те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у  человечества.

     Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens». В качестве индивидов люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рос, телосложение, цвет кожи, глаз и т.), но и психологическими свойствами (способности, эмоциональность, темперамент).

     Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Именно, сюда можно отнести своеобразие его психофизиологической структуры (физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Понятие «индивидуальность» в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Механизмы психологической защиты 

     Для комфортного и рационального функционирования личности важное значение имеют механизмы психологической защиты, которые стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе или других людях, сохраняют и вырабатывают позитивный взгляд на свои действия и поступки.

     В профессиональной деятельности юриста механизмы психологической защиты играют важную роль. В связи с  этим целесообразно более подробно рассмотреть наиболее часто встречающиеся.

     Вытеснение  – это такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для индивида мысли, переживания или воспоминания как бы удаляются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать определенное влияние на проведение личности, нередко проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

     Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. При этом механизме психологической защиты те чувства и действия, которые должны были быть направлены на определенный объект, вызвавший агрессию или тревогу, переносятся на совершенно другой объект.

     Идентификация основана на том, что один человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация нередко носит и позитивный характер.

     Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. В житейском смысле данный механизм психологической защиты известен нам как «позиция страуса», который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Сплошь и рядом мы психологически отрицаем явную угрозу, не замечаем ее вместо того, чтобы предпринять какие-либо шаги для ее ликвидации.

     Проекция  – это чаще всего неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира

     Рационализация  имеет своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

     При действии этого механизма психологической  защиты происходит блокировка осознания  тех мотивов, которые выступают  как социально неприемлемые или  неодобряемые.2

     Реактивные образования сводятся к трансформации травмирующего мотива в свою противоположность.

     Регрессия – это возврат личности от высших форм поведения к низшим. Суть этого психологического защитного механизма состоит в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешные.

     Сплошь  и рядом регрессию оценивают  как негативный для личности механизм (например, инфантильность). Под инфантильностью  в психологии понимают особенность психологического склада личности, при которой обнаруживаются черты, свойственные более раннему возрасту, такие как эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиненность, несамостоятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Структура и социализация личности
 

     Наряду  с механизмами психологической  защиты юристу важно иметь представление  о структуре и социализации личности.

     В психологии существуют понятия статической и динамической структуры личности.

     Под статистической структурой подразумевается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида.

     Основанием  для выделения основных параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов  психики человека по степени их представленности в структуре личности. При этом, как правило, выделяют следующие составляющие:

    1. Всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции и др.);
    2. Социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
    3. индивидуально-неповторимые свойства психики, которые характеризуют индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (характер, темперамент, способности).

     Динамическая  структура личности фиксирует основные компоненты в психике конкретного  индивида уже не отвлеченно от каждодневного  существования человека, а наоборот лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности.

Информация о работе Психология личности в правоохранительной деятельности