Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:35, контрольная работа
Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества
Главным исследованием данной контрольной работы является психология личности в правоохранительной деятельности.. Под личностью понимают социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.
Введение
Понятие личности в правоохранительной деятельности
Понятия личности, человека, индивида, индивидуальность и их соотношение
Механизмы психологической защиты
Структура и социализация личности
Свойства и эмоционально-психологические особенности личности
Характер
Темперамент
Способности
Чувства и эмоции
Воля
3. Использование знаний особенностей личности в профессиональной деятельности юриста
Заключение
Список использованной литературы
Динамическая
структура личности включает направленность
личности, опыт, особенности психических
процессов и биологические
Под направленностью следует понимать убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы и желания. Основным способом формирования направленности личности является воспитание.
Опыт состоит из привычек, умений, навыков и знаний. Опыт вырабатывается в процессе обучения и практической деятельности.
К особенностям психических процессов относят волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Эти особенности формируются в подавляющем большинстве случаев в процессе упражнений.
Биопсихические свойства личности представлены темпераментом и некоторыми возрастными особенностями. Способами формирования этих свойств прежде всего следует считать тренировку.
Еще одной существенной характеристикой личности следует считать ее социализацию.
Социализация личности представляет собой процесс формирования в определенных социальных условиях. Как правило, уже в детстве человек включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений. Этот процесс включения индивида в социальные отношения и называется социализацией.
Социализация осуществляется в процессе воздействия на человека таких факторов, как целенаправленное воспитание, обучение и сплошь и рядом случайные социальные воздействия.
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может изменяться го психика.
Социализация личности – процесс многогранный. Одним из основных его направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются ею как собственные жизненнее установки. Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, но в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение различных антисоциальных проявлений с его стороны3.
К главным факторам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентаций. Основными ячейками социализации могут считаться: семья, различные дошкольные учреждения, школы, неформальные объединения, высшие средние учебные заведения и трудовые коллективы.
Основные
социально-психологические
Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей.
Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.
Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает интенсивнее.
Комфортность – податливость влиянию группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок индивида, составляющем первоначально не разделявшейся им позиции большинства.
Существует несколько стадий социализации личности.
Стадия индивидуализации, которая включает подростковый и ранний юношеский возраст.
Стадия интеграции. На этой стадии отчетливо проявляется желание найти свое место в жизни, «вписываться» в общество.
Трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, всю трудовую деятельность. В этой стадии социализации индивид воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.
Послетрудовая стадия включает пожилой возраст человека. На этой стадии большинством людей вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколением.
Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала.
Следует подчеркнуть, что человек развивается как личность на протяжении всей его жизни.
2.1.
Характер
Характер – это определенное, присущее личности сочетание существенных психических особенностей (черт), определяющих своеобразие его поведения в определенных жизненных ситуациях. Характер – склад личности, образуемый индивидуальным своеобразием и типологическими чертами, и проявляется он в особенностях поведения, устойчивого отношения к окружающей социальной действительности.
Характер представляет интеграцию психических свойств личности, по отношению к которой психические процессы и состояния человека производны.
В структуре характера выделяют две группы черт. К первой относятся черты, выражающие направленность личности человека, систему его отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Направленность личности, то есть потребности и мотивы деятельности человека составляют основу склада личности человека. Без сложившейся системы убеждений, интересов, идеалов нет определенного характера.
Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. Интеллектуальные черты характера в современных условиях юридической деятельности выдвигаются на первый план.
Волевые черты определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей и препятствий, и направлять поведение в соответствии с определенными принципами и задачами.4
Характер
– это одновременно нечто устойчивое
и подвижное. Устойчивость характеров
позволяет соответствующим
Отношение работника юридического труда к своей служебной деятельности включает, по крайней мере, три момента: оценка им труда вообще как определенной социальной ценности, отношение к своей юридической профессии и специальности, представляющей определенный вид трудовой деятельности и отношение к труду. Все эти три отношения различаются и в то же время взаимопроникают друг в друга как общее, частное и единичное. Отношение к труду включает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности юридической деятельностью вообще, профессией или работой, различным уровнем привязанности к ним и т.д., но эти не исчерпывается. Оно определяется социальным положением и ролью личности в процессе труда.
Все эти моменты характера (отношение к труду, другим людям и к самому себе), их уровень так или иначе сочетаются, переплетаются, объединяются, взаимообуславливаются с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми качествами. Сильный характер у человека проявляется в отношении к миру, труду, другим людям и самому себе и определяется высоким уровнем развития умственных способностей, волевыми качествами и глубоким переживанием чувств.
Человек с сильным характером отличается тем, что его поступки полностью соответствуют его взглядам. Сила характера – в цельности, единстве составляющих его компонентов.
Как
свойство личности характер тесно связан
с темпераментом.
2.2.
Темперамент
Среди
индивидуально-психологических
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными.
Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Следует отметить, что с точки зрения социальной полезности «плохих» людей по темпераменту не существует. Сам по себе темперамент не существует, он всегда конкретно проявляется в личности, в органической связи с ее моральными и другими свойствами.
Люди всех типов темперамента могут быть социально полноценными. Темперамент оценивается всегда лишь в единстве с другими особенностями личности: направленностью, моральными качествами, умственным развитием и т.д. для любой сферы деятельности, в том числе в юридической, можно выявить свойственные им черты темпераментов или отдельные их черты.
Главное
различие темперамента и характера
состоит в том, что темперамент
определен главным образом
И
хотя умение управлять темпераментом
составляет одну из важнейших задач
воспитания в условиях служебной
деятельности, речь преимущественно
должна идти об учете темперамента
юристов в их деятельности. Ведь
отрицательные с точки зрения юридической
профессии черты темперамента могут быть
выравнены, как говорил И.П. Павлов, лишь
«с течением времени посредством медленных
и повторных упражнений…».
Способности – это личность и ее продуктивности. Пока человек не начал заниматься определенной деятельностью, у него существуют только потенциальные способности. Как только он начинает этой деятельностью заниматься, его потенциальные способности становятся актуальными. Они проявляются и формируются в этой деятельности.6
Способность – это динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний и выполнения человеком определенной деятельности.
У работника юридического труда способности тесно связаны с такими качествами, как специфические особенности памяти, эмоциональные свойства, черты характера, качества интеллекта. В отношении к знаниям, навыкам и умениям юристов способности выступают как условие, обеспечивающее их приобретение.
Все способности человека как психические явления могут быть классифицированы в четыре группы: элементарные, сложны, общие и частные.
Элементарными общими способностями, присущими всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, являются основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Эти элементарные общие способности лежат в основе трех других групп.
Элементарными
частными способностями, свойственными
уже не всем людям и имеющими у
различных лиц большие
Информация о работе Психология личности в правоохранительной деятельности