Психология личности в правоохранительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:35, контрольная работа

Описание

Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое определяется уровнем развития данного общества
Главным исследованием данной контрольной работы является психология личности в правоохранительной деятельности.. Под личностью понимают социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе.

Содержание

Введение
Понятие личности в правоохранительной деятельности
Понятия личности, человека, индивида, индивидуальность и их соотношение
Механизмы психологической защиты
Структура и социализация личности
Свойства и эмоционально-психологические особенности личности
Характер
Темперамент
Способности
Чувства и эмоции
Воля
3. Использование знаний особенностей личности в профессиональной деятельности юриста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по юридической психологии.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     Сложными  общими способностями, которыми в той  или иной степени наделены все  люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности.

     Сложные частные способности развивались  в истории человечества сначала  к ремеслам, а потом к профессии. Их иногда называют профессиональными, специальными, особенными. Именно к  ним относятся способности к  оперативно-розыскной деятельности и следственной деятельности и т.д.

     Иногда  о способностях юристов говорят  только тогда, когда они исключительные, или проявляются как одаренность, или приближаются к таланту.

     Одаренность – это совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность.

     Талантом  называют такую совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

     Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности.

     В психологии творчества выделяют особый вид способностей – творческие способности. Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

     Все перечисленные виды способностей не присущи человеку как нечто врожденное. Они формируются в жизни деятельности.  
 
 
 
 
 
 

    1. Чувства и эмоции

     Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира.

     Деятельность  работников юридического труда часто  протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

     Эмоция  – это переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности.

     Термин  «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания  чувств.

     Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны, они имеют существенные различия. Переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от  холода, во сне, в самосохранении, относятся к эмоциям.

     В процессе общественно-исторического развития, социальной жизни людей в сфере их переживаний появляется особая форма и отражения и отношения к окружающему миру – чувства, специфически человеческие переживания, возникающие на основе удовлетворения или неудовлетворения человека как личности (таких, как потребности в общении, в познании и т.д.)

     Своеобразие эмоций и чувств проявляется в  особой субъективности, зависящей от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений  окружающей действительности.

     Эмоции  и чувства характеризуются полярностью  и пластичностью. Каждой эмоции и  любому чувству противостоят противоположные  переживания, между которыми существуют множество переходов.

     Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценка испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать. 7

     Эмоции  и чувства различаются большим  разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность – стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность – астетические.

     В процессе развития человека, на практике сложились системы положительных  и отрицательных эмоций.

     Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, гордость, восхищение, уверенность, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность и т.д.

     Отрицательные эмоции – горе, тоска, печаль, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, злость, ревность, стыд, отвращение.

     В жизни человека названные выше эмоции создают у личности формы эмоциональных  состояний: настроение, страсть и аффект.

     Настроение  – это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний.

     Юрист-практик  должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причины и обстоятельства, которые вызывают настроение. Их складывается в основном четыре:

    • Органические процессы;
    • Внешняя среда;
    • Взаимоотношения между людьми;
    • Мыслительные процессы.

     Страсть – сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Она активизирует деятельность человека, подчиняет себе его мысли и поступки, мобилизирует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей; страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть в борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако, страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

     Аффект  – эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта:

    • Бурное внешнее проявление;
    • Кратковременность;
    • Безотчетность поведения человека во время аффекта;
    • Диффузность переживания

     Чувства в отличие от эмоций характеризуются  осознанностью и предметностью. Выделяют низшие чувства – переживания и высшие чувства – переживания. Различают три группы чувств: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

     Нравственные  чувства отражают отношение человека к требованиям морали.

     Эстетические  чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явление природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

     Интеллектуальные  чувства – связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности.

     Интеллектуальные  чувства, обладая движущей силой  человеческого познания, усиливают  породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Воля
 

     Воля  – сознательное регулирование человеком всего поведения (деятельности общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это – способность человека, которая проявляется самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.8

     Основные  признаки волевого акта:

    • Приложение усилий для выполнения волевого акта;
    • Наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
    • Усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
    • Нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

     В настоящее время в психологической  науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются  попытки разобрать целостное  учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

     Волевая регуляция поведения характеризуется  состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в  необходимом направлении.

     Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий.

     На  уровне личности проявление воли находит  свое отражение в таких свойствах  как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (учение  тормозить действия, чувства, мысли, мешающиеся осуществлению принятого решения), энергичность и др. это – первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

     Существуют  и вторичные, развивающиеся в  онтогенезе позже, чем первичные, волевые  качества: решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

     К третичным следует отнести волевые  качества, теснейшим образом, связанные  с нравственными: ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность, организованность, исполнительность.

     Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить и т.д.

     Развитее  воли у человека связано:

      1. с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
      2. с приобретением человеком контроля над своим поведением;
      3. с выработкой волевых качеств личности;
      4. с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

     Формирование  волевых качеств личности модно  рассматривать как движение от первичных  к вторичным и далее – к  третичным качествам.  
 
 
 
 
 
 

3. Использование знаний особенностей личности

в профессиональной деятельности юриста 

     С необходимостью изучения конкретной личности юристам приходится сталкиваться всегда при решении самых различных вопросов. Это позволяет им в целом понимать возможности, поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на конкретного человека и т.д. В деятельности юриста важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действий, но и более стойкие, более глубокие психологические свойства личности, что должно давать ему возможность прогнозировать отношение к процессу расследования, отдельным действиям. В юридической психологии изучение личности рассматривается как необходимое условие последующего воздействия на нее для осуществления целей предварительного расследования и правосудия. Для того, чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, необходимо, прежде всего, изучить конкретную личность и знать все ее особенности. Изучение личности обвиняемого в суде помогает решению тех же вопросов, которые возникают на предварительном следствии, но кроме того, суду необходимо решить вопрос о мере наказания, о необходимости изоляции от общества, определении режима и т.д. суды возвращаются к изучению личности и при решении вопроса об освобождении от наказания, досрочном освобождении, снижении наказания и т.д.

     В настоящее время закон прямо  обязывает суд, следователей, прокурора, адвоката по каждому делу устанавливать  не только наличие состава преступления, лиц, совершивших противоправные действия, но также причины и условия, способствовавшие их совершению. Эти причины и условия никогда не могут быть несколько полностью вскрыты без учета психических особенностей субъекта, совершившего преступление, без выяснения условий формирования его личности. Чтобы установить связь между условиями жизни и совершенным преступлением, необходимо, опять же, тщательное изучение всех качеств личности, совершившей преступление.

           Знание и учет механизмов психологической защиты помогают юристу творчески работать со своим сознанием, понимать и учитывать их проявления в поведении и сознании тех людей, с которыми приходится контактировать в процессе профессиональной деятельности юриста.

Информация о работе Психология личности в правоохранительной деятельности