Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.

Работа состоит из  1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

         ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

 

Заочное отделение 

  Факультет   Социальных технологий  

  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине:   Социальная психология 

на тему:    Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства 
 

                                                       
 
 
 
 
 
 

 

                                                               Выполнил: студент 91 гр. III курса

                                      Связи с общественностью

                                                   

                                                             

                Фамилия    Абрамова

                                                               Имя    Диана

                                                               Отчество    Александровна

                                                       

                                                              Проверил:    Алексеева В.П.

                     
 
 
 
 
 
 

Сургут 2012 год

Оглавление: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.

   Вот один из вопросов, который задавали себе многие исследователи: «Лидерами  рождаются или становятся, и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большое количество исторических примеров показывает, что многие известные лидеры слепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Но с чего начать?

   Самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить в себе лидерский потенциал.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Понятие лидерства

   Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

   Тема  лидерства является ключевой для  многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям, лидерство это способ влияния  и управления. Для многих лидер  – это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

       Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянутся. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, люди просто не пойдут. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли идеи  до окружающих. Уметь создавать вокруг себя  пространство, в котором бы хотелось находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.

   И конечно, для современного лидера просто необходимо знать тот мир, который  нас окружает, с его законами и  рамками. Он должен владеть необходимой  информацией. Только человек обладающей достаточной информацией может быть лидером в современном мире  – мире информационных потоков и сумасшедших скоростей, поскольку она позволяет ему ориентироваться в нем и выбирать верное направление. Просто обладать информацией недостаточно. Важно уметь фильтровать информационные потоки, выделять главное. Отслеживать нужные связи, выделять ключевые элементы и рассчитывать нужные точки опоры и воздействия. А так же уметь видеть границы различных систем и уметь выходить за их пределы. То есть, обладать навыками системного мышления.

   Само  ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером, как человеком. Но чтобы  притягивать к себе людей, лидер  должен обладать харизмой.  Харизма  – это психологическая  притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям в их достижении. Зачастую люди склонны думать, что харизма – это божий дар, поскольку именно такое определение наиболее распространено. Однако мало кто знает продолжение этого определения. Если продолжительное время одаренному человеку с харизматической силой изменяет успех, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным/последователям, то его харизматический авторитет может исчезнуть (Вебер, 1999. С. 56). Харизматичный лидер сам по себе является «магнитом» для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера, и ее необходимо развивать. Не спроста этому феномену в политике уделяется такое огромное значение, где харизматичность формируют при помощи специальных политтехнологий. Помимо харизматичности, лидер должен транслировать убеждения и вдохновляющие идеи, которые способствуют продвижению людей к цели внутри системы. Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри. Создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность. Говоря языком психологии, в этом состоит внутренняя согласованность человека.

       Лидер должен уметь стимулировать  себя и свою команду. В любой,  даже самой безвыходной ситуации  лидер верит в то, что выход  существует. Лидер должен уметь  вдохновлять и побуждать других  к действию.

       Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и взаимодействовать с ним, учитывая свои и его интересы. Действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Лидерство в малой группе

   Лидерство в малой группе - это феномен  воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение  группы в целом или отдельных  ее членов.

   Парыгин Б.Д. называет следующие признаки лидерства: 1)лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе; 2)лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа); 3)лидерство возникает стихийно; 4)явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы; 5)в руках лидера нет руководства над подчиненными; 6)лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7)сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером.

   В лабораторных экспериментах, проведенных еще в 50-е годы было отчетливо показано, что выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Причем, исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить как минимум две крупные сферы его приложения:

  • сферу инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи;
  • сферу эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение.

   Соответственно  указанным сферам рассматривались  две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и эмоционального (экспрессивного) лидера.

   Внутри  каждой из сфер групповой жизнедеятельности  могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.

   На  первый взгляд, они не предполагают наличие организационного момента. Однако в действительности, при более  глубоком рассмотрении, оказывается, что  их реализация, будучи сопряжена с  высокой степенью психологического влияния лидера на партнеров, при определенных условиях имеет своим следствием рост мотивации и упорядочения групповых действий, достаточно строгое подчинение их решению стоящей перед группой задачи.

   Роль  такого рода составляющей в детерминации лидерства отчетливо показана в  ряде исследований, проведенных, например, в спортивных командах.

   Оказалось, что среди норм-качеств, реализация которых способствовала лидированию  членов команды в сфере ее инструментальной активности, фигурировали такие, как  «играет на команду», «инициативный», «способен в тяжелую минуту взять игру на себя», «тактически сильный», «хладнокровный». Применительно к лидированию спортсменов в сфере эмоциональной активности спортивного коллектива речь шла о характеристиках типа «доверяет товарищам по команде», «общительный», «надежный как товарищ», «способен своими действиями в игре зажечь команду», «чуткий».

   Именно  названные выше характеристики образуют организационно-управленческую составляющую ценностного вклада члена команды, способствуют приобретению им лидерского статуса. Действительно, в первом случае (собственно игровая деятельность) они «работают» на организацию игровых действий спортсменов, управление ими в ситуациях спортивного поединка; во втором случае (межличностное общение) способствуют единению команды, созданию в ней необходимого для успеха в игре эмоционального настроя.

   В настоящее время имеются серьезные  возражения по поводу существования  универсального набора психологических  качеств, делающих человека лидером. В  частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надёжность, ответственность, независимость, общительность.

   Однако, как показывают исследования, взаимосвязь  между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.

   Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.

   Наибольшую  известность получили классификации  стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.

   Сторонники  ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях. 
 

Информация о работе Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства