Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:19, контрольная работа
Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»
Заочное
отделение
Факультет
Социальных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
Социальная психология
на тему:
Психология лидерства. Обзор тренингов
лидерства
Фамилия Абрамова
Сургут 2012 год
Оглавление:
Введение
Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.
Вот один из вопросов, который задавали себе многие исследователи: «Лидерами рождаются или становятся, и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большое количество исторических примеров показывает, что многие известные лидеры слепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можно формировать и развивать. Но с чего начать?
Самая
большая проблема, с которой столкнулись
исследователи, изучающие лидерство, —
это выбор подходов и язык описания лидерского
феномена. В своей жизни и в истории мы
можем встретить лидеров, которые очень
сильно отличаются друг от друга, но в
то же время в них определённо есть общие
черты. Но именно это общее кажется чем-то
неуловимым и постоянно ускользает. И
даже в случае нахождения определённых
закономерностей трудно найти инструменты,
позволяющие эти закономерности измерить,
описать, а затем сформулировать в виде
простых, чётких рекомендаций и инструкций,
которые могли бы помочь развить в себе
лидерский потенциал.
Понятие лидерства
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям, лидерство это способ влияния и управления. Для многих лидер – это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.
Но ведь люди пойдут не за любым человеком, знающим куда идти. Лидер должен обладать внутренней силой, если хотите притягательностью (харизмой). К лидеру должны тянутся. Лидер даёт людям веру, надежду, импульс. За лидером, не умеющим дать это, люди просто не пойдут. И конечно, для того чтобы определить цель для своих последователей, лидер должен уметь мотивировать, уметь доносить мысли идеи до окружающих. Уметь создавать вокруг себя пространство, в котором бы хотелось находиться, и будущее, в которое хотелось попасть.
И конечно, для современного лидера просто необходимо знать тот мир, который нас окружает, с его законами и рамками. Он должен владеть необходимой информацией. Только человек обладающей достаточной информацией может быть лидером в современном мире – мире информационных потоков и сумасшедших скоростей, поскольку она позволяет ему ориентироваться в нем и выбирать верное направление. Просто обладать информацией недостаточно. Важно уметь фильтровать информационные потоки, выделять главное. Отслеживать нужные связи, выделять ключевые элементы и рассчитывать нужные точки опоры и воздействия. А так же уметь видеть границы различных систем и уметь выходить за их пределы. То есть, обладать навыками системного мышления.
Само ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером, как человеком. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Харизма – это психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям в их достижении. Зачастую люди склонны думать, что харизма – это божий дар, поскольку именно такое определение наиболее распространено. Однако мало кто знает продолжение этого определения. Если продолжительное время одаренному человеку с харизматической силой изменяет успех, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным/последователям, то его харизматический авторитет может исчезнуть (Вебер, 1999. С. 56). Харизматичный лидер сам по себе является «магнитом» для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера, и ее необходимо развивать. Не спроста этому феномену в политике уделяется такое огромное значение, где харизматичность формируют при помощи специальных политтехнологий. Помимо харизматичности, лидер должен транслировать убеждения и вдохновляющие идеи, которые способствуют продвижению людей к цели внутри системы. Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри. Создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность. Говоря языком психологии, в этом состоит внутренняя согласованность человека.
Лидер должен уметь
Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и взаимодействовать с ним, учитывая свои и его интересы. Действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.
Лидерство в малой группе
Лидерство
в малой группе - это феномен
воздействия или влияния
Парыгин Б.Д. называет следующие признаки лидерства: 1)лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе; 2)лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа); 3)лидерство возникает стихийно; 4)явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы; 5)в руках лидера нет руководства над подчиненными; 6)лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7)сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером.
В лабораторных экспериментах, проведенных еще в 50-е годы было отчетливо показано, что выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Причем, исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить как минимум две крупные сферы его приложения:
Соответственно указанным сферам рассматривались две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и эмоционального (экспрессивного) лидера.
Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор, лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.
На первый взгляд, они не предполагают наличие организационного момента. Однако в действительности, при более глубоком рассмотрении, оказывается, что их реализация, будучи сопряжена с высокой степенью психологического влияния лидера на партнеров, при определенных условиях имеет своим следствием рост мотивации и упорядочения групповых действий, достаточно строгое подчинение их решению стоящей перед группой задачи.
Роль такого рода составляющей в детерминации лидерства отчетливо показана в ряде исследований, проведенных, например, в спортивных командах.
Оказалось, что среди норм-качеств, реализация которых способствовала лидированию членов команды в сфере ее инструментальной активности, фигурировали такие, как «играет на команду», «инициативный», «способен в тяжелую минуту взять игру на себя», «тактически сильный», «хладнокровный». Применительно к лидированию спортсменов в сфере эмоциональной активности спортивного коллектива речь шла о характеристиках типа «доверяет товарищам по команде», «общительный», «надежный как товарищ», «способен своими действиями в игре зажечь команду», «чуткий».
Именно названные выше характеристики образуют организационно-управленческую составляющую ценностного вклада члена команды, способствуют приобретению им лидерского статуса. Действительно, в первом случае (собственно игровая деятельность) они «работают» на организацию игровых действий спортсменов, управление ими в ситуациях спортивного поединка; во втором случае (межличностное общение) способствуют единению команды, созданию в ней необходимого для успеха в игре эмоционального настроя.
В
настоящее время имеются
Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации.
Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью.
Сторонники
ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел,
Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу,
что эффективность лидерства определяется
соответствием качеств лидера и особенностей
его поведения в ситуации (по характеру
решаемой задачи, степени благоприятности
отношений лидера с членами группы, величине
реальной власти, которой обладает лидер
в группе и др.). Ф. Фидлер обнаружил интересную
закономерность: стиль лидерства, ориентированный
на задачу, чаще эффективен в наиболее
и наименее благоприятных ситуациях, а
стиль, ориентированный на человека, -
в умеренно благоприятных условиях.
Информация о работе Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства