Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.

Работа состоит из  1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

   Дискуссия продолжается обычно 15—20 минут. Затем  группа переходит к обсуждению игры.

   Завершение

   Обсуждение  строится на нескольких уровнях.

   Первый  уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

   Второй  уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Сначала группа пробует  самостоятельно определить, кто был  спорщиком, кто альтернативным лидером, а кто занудой. Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализируют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

   Третий  уровень: самоанализ и обсуждение группой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мнение меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем — его несомненный успех? Соответствовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содержание его речи? Поддерживался ли визуальных контакт с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимулирующие выражение собственного мнения слушателями использовал ведущий?

   В итоге предлагаем обсудить с группой  некоторые идеи из блестящей книги Рона Хоффа.

   Записки на полях

   Хофф  Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М.: Класс, 1996.

   "…Золотой  совет для вашего следующего  выступления: "Не давайте мячу  упасть!" Всякое выступление в большей степени превращается в зрелище. Публика воспринимает все глазами - и вам, выступающему, тоже будет полезно мыслить зрительными образами. Если воображаемая картинка помогает вам удержать в памяти какую-нибудь мысль или понятие, воспользуйтесь этим! Пусть она какая-то странная или даже глуповатая - тем легче вам будет ее запомнить. Кроме того, она предназначена только для вас. Вот одна такая картинка - это настоящий золотой самородок, она поможет вам наглядно представить себе свое будущее выступление. Она немного необычна, но в ней есть смысл, и она может пригодиться вам, когда вы выйдете на трибуну. Представьте себе, что ваше выступление - это большой, легкий, надувной мяч, которому нельзя дать упасть на землю. Главная ваша забота — чтобы он держался в воздухе. Подкидывайте его вверх, жонглируйте им, можете даже иногда ловко отбивать его головой. Время от времени бросайте его кому-нибудь из публики. Пусть мяч летает взад и вперед, пусть в этом участвуют все, но он должен всегда возвращаться к вам - потому, что это вы не даете ему упасть на землю.

   В ходе любого вашего выступления происходят две вещи:

  1. Выступающий принимает на себя некое обязательство перед публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку слушателей и вылиться в некое действие.
  2. Слушатели оценивают это обязательство. "Есть в этом смысл?", "Точны ли эти факты?", "Внушает ли мне доверие этот человек?" К концу выступления, если выступающий справился с задачей, слушатель должен развести руками и сказать: "Ну да, я вас понял. Я согласен. Я готов попробовать".

   Выступление - это обещание выступающего помочь слушателям что-то сделать. В то же время  на протяжении всего выступления  слушатели оценивают способность  выступающего убедить их, выполнив тем самым свое обещание.

   А потом публика, разумеется, выносит  приговор. Точь-в-точь как в суде. "Я намерен сделать то-то, - говорит  выступающий. -Я обещаю то-то". "Посмотрим, как тебе это удастся", - говорит  публика.

   Неужели все так просто? На самом деле все еще проще, потому что есть одна вещь, которая может служить выступающему подсказкой. Выступающий может постоянно следить за тем, как идет его выступление, - для этого ему достаточно смотреть, как реагируют слушатели. Мы называем это языком телодвижений.

   "Я  не могу без вас. Вы не можете без меня". Нет, это не страстный шепот влюбленного. Это суть взаимоотношений, которые должны установиться между выступающим и его слушателями. Чтобы понять динамику выступления, важно помнить, что это скорее сотрудничество, чем пассивное зрелище, скорее объединение, чем противостояние, скорее сближение, чем отталкивание. Вся суть здесь — во взаимной потребности. Если ее нет, выступать не имеет смысла".

     Использование невербальной коммуникации. Основные положения:
  • помните правило: 55% - язык тела, 38% - голос (тон, тембр, интонация и т.д.), 7% - слова;
  • переходите от языка тела к невербальной коммуникации;
  • осознавайте невербальную коммуникацию окружающих;
  • следите за собственной невербальной коммуникацией:

   - улыбайтесь глазами;

   - используйте открытую позу;

   - следите за тем, чтобы ваш  взгляд выражал заинтересованность;

   - стойте прямо, лицом к собеседнику;

   - используйте открытые, а не указывающие  жесты;

   - развивайте навыки получения обратной связи. 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Подводя итоги, можно сказать, что лидерство  является неотъемлемой частью современного мира. Именно лидеры и инноваторы развивают новые подходы, расширяют горизонты и создают видение современного мира на десятки лет вперёд.

   Воспитание  лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой  людей, устанавливать отношения  с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

   Лидер должен соответствовать требованиям  времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства. Лидер должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств.

   Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку лидерство - цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют. 
Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он остается руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным.
 
 
 
 
 

   Список  используемой литературы

   Андреева  Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.

   Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

   Психологическая энциклопедия. – 2-е изд., / Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.

Информация о работе Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства