Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

Лидерство — один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.

Работа состоит из  1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

   В группе разные люди испытывают на себе различное влияние перечисленных выше рычагов власти. Есть такие, которые готовы принять лидера и идти за ним исключительно в силу готовности подчиниться власти. Для них сам фактор принадлежности (формальной или неформальной - благодаря волеизъявлению группы) лидера к иному уровню в иерархии является достаточной причиной, чтобы следовать за ним и выполнять его указания.

   Для других сильным мотивом будут  факты обладания лидером специальными знаниями и недоступными для остальных  участников группы каналами информации. Именно это повлияет на готовность прислушиваться к мнению руководства даже в том случае, когда решения кажутся не вполне оправданными и логичными ("Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!").

   Политика  кнута и пряника в течение  тысяч лет обеспечивала успех руководителям различных рангов, возможность поставить знак препинания в классическом предложении "Казнить нельзя помиловать" ("Казнить, нельзя помиловать!" или "Казнить нельзя, помиловать!") - одну запятую, стоящую многих признаков власти! Покопавшись в анналах народной мудрости, найдем немало советов для руководителя, который строит свою пирамиду власти именно на возможности поощрять и наказывать. "Люби, как душу, но тряси, как грушу!" - лишь одна сентенция из множества других подобных.

   При всем этом личность руководителя - самый сильный, перспективный и безотказный рычаг власти. Как человеческие, личностные качества проявятся в той или иной ситуации, можно лишь прогнозировать. Но даже прогноз погоды бывает обманчив. Лидерский тренинг дает возможность обкатки исходной ситуации на практике. Он делает лидерское поведение зримым и конкретным в искусственно созданных ситуациях, которые порой банальнее, чем жизнь, а иногда - гораздо запутанные, чем реальность. Тренинговые упражнения создают ощущение безопасности (всегда можно переиграть!) лидерства; с другой стороны, они обнажают личностные качества руководителя, делают наглядными его отношения с другими членами группы, подвергают испытаниям на прочность его позицию власти, отношения с организационными, социальными, естественными и искусственно созданными структурами.

   Стили лидерства

   Цели:
  • освоить активный стиль общения и развить в  группе отношения партнерства;
  • потренироваться в определении четких признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;
  • попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;
  • продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и Исполнению своих—лидерских функций, а также влиянию позиции лидера на результат групповой деятельности.

   Размер  группы: до 25 человек.

   Ресурсы: не требуются.

   Время: 1-1,5 часа

   Ход игры

   Во-первых, просим участников тренинга сесть поудобнее, сосредоточиться и представить  себе, как бы они продолжили предложение "Когда я думаю о лидере, то я представляю себе…". Кого рисует память? Чья личность приходит на ум? Давайте обменяемся результатами: расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

   Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: "Лидер - тот, кто стоит во главе группы, кто  определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение  ее членов"? Что бы вы могли добавить/изменить в предложенной формулировке?

   Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

   Лидеры  могут быть двух типов: деловой лидер (побуждает группу работать ради достижения целей) и социоэмоциональный (в совместной деятельности озабочен тем, как при  решении групповой задачи учитываются личные и общественные потребности членов команды). К какому из двух (или - к смешанному) типов относится личность, загаданная вами?

   Каков стиль лидерства у личностей, о которых вы рассказали, - демократический, авторитарный, попустительский?

   Второй  этап

   Делим группу на три подгруппы, в каждой просим выбрать одного представителя  на роль руководителя группы. После  того как выборы завершены, соглашаемся  с кандидатом первой подгруппы и  определяем для него роль лидера, работающего  в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

   Затем объявляем групповое задание (одинаковое для всех групп-участников): связать как можно более длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается пять минут.

   Завершение

   Прежде  всего проверяем, какая группа лучше других справилась с задачей, какая - на втором, а какая — на третьем месте?

   Обсуждаем ход игры. Как группа реагировала  на демократического/попустительствующего/авторитарного  лидера?

   Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд? Каков оптимальный стиль лидерства предполагает ситуация бытовой ссоры между супругами? Роли:

  • капитана корабля, терпящего крушение в океане?
  • лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю?
  • директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров?
  • учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами?
  • руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха?

   На  чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?

   Два на два, или Новый Юлий Цезарь

   Цели:
  • эффективно  тренировать взаимодействие с партнером  при максимальной концентрации и  быстроте реакций;
  • дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;
  • развить умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности;
  • научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.

   Размер  группы: не важен.

   Ресурсы: упражнение требует по-настоящему большой и свободной от мебели комнаты, двух стульев, флип-чарта и маркера для записи результатов каждого раунда.

   Время: в зависимости от количества участников. Каждая четверка игроков находится в игре 10 минут.

   Ход упражнения

   Это упражнение возвращает нас к рассказам об императоре Юлии Цезаре, который обладал поразительной способностью одновременно и качественно выполнять несколько различных действий. Порой лидеру приходится применять на практике замечательные качества знатного римлянина.

   В каждом раунде игры будет участвовать  четверо игроков в поле и две  группы судей.

   (Количество  судей значения не имеет, так  что порой можно всех зрителей  разделить на две судейские  группы, каждая из которых получает  конкретное задание.)

   Итак, первая игровая четверка выходит на площадку и выносит с собой два стула. Первый и второй игроки садятся друг против друга на расстоянии 2—2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по комнате.

   Правила игры таковы. В течение двух минут  первый игрок обязан повторять все  движения второго игрока, выполняемые  им произвольно: любые движения сидя, стоя, в движении по комнате. Кроме того, первому игроку предстоит отвечать на непрерывные вопросы третьего и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Когда иссякнет фантазия одного из спрашивающих, в дело немедленно включается второй.

   Обратите  внимание, что в игре участвуют  и судьи. Они - самые справедливые и внимательные арбитры в мире. Одна группа судей будет следить за тем, чтобы первый игрок не пропускал движений партнера и повторял каждое из них. За каждый пропуск начисляется штрафное очко! Вторая группа следит за ответами на вопросы. Ответы могут быть абсолютно свободными, отличаться нелогичностью, отсутствием связи с вопросом и т.д. Важно, чтобы прозвучала осмысленная реакция первого игрока на вопросы двух ассистентов и чтобы в своих ответах он не пользовался запрещенными "Да!", "Нет!", "Не знаю!"

   Использование каждого запрещенного ответа приносит штрафное очко.

   Игра  продолжается в течение двух минут. Затем судьи первой и второй групп  сообщают о количестве заработанных игроком штрафных очков. Результат  записывается. После этого игроки меняются ролями: отвечать и повторять движения в течение двух минут будет теперь второй игрок.

   Вновь подведение итогов, запись и смена  ролей: теперь игровые стулья занимают третий и четвертый участники, а  первый и второй будут задавать вопросы.

   Это задание можно проводить по очереди со всей группой, чтобы определить абсолютного чемпиона - того, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

   Завершение: обсуждение упражнения.

   Какие действия было сложнее выполнять  — повторять движения партнера или  отвечать на вопрос?

   Случались ли во время игры мгновения кризиса, когда вы понимали, что теряете контроль над ситуацией? Что помогло вам преодолеть такие моменты и вернуться к выполнению задания?

   Что вы вынесли для себя из игры? Что  вы думаете сейчас о сильных и  слабых сторонах своего поведения в кризисной ситуации?

   Ведущий дискуссии

   Цели:
  • освоить активный стиль общения и развить в  группе отношения партнерства;
  • потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;
  • совершенствовать лидерские умения управлять группой;
  • поупражняться в риторике - науке убеждать.

   Размер  группы: какой угодно большой.

   Ресурсы: флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник", "Философ", "Дипломат", "Альтернативный лидер", "Равнодушный".

   Время: от получаса до часа.

   Ход игры

   Руководить  собранием, обсуждением, дискуссией -особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

  • быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;
  • владеть аудиторией, вниманием слушателей;
  • ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;
  • четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

   В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. Сначала группе раздаются записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написанного, каждый из участников тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. Затем определяется тема, которая по-настоящему занимает всех присутствующих. После краткого обсуждения, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тренинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. Вся полнота власти с этой минуты переходит к тому, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.

   Объявляется трехминутный перерыв, необходимый  для подготовки класса, расстановки  стульев; для того чтобы все игроки собрались с мыслями и по поводу избранной для обсуждения темы, и в связи с полученной ролью.

Информация о работе Психология лидерства. Обзор тренингов лидерства