Психология любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:42, курсовая работа

Описание

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви.
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
3. Раскрыть особенности содержания понимания любви в юношеском возрасте.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….3
§ 1. Анализ понятия «любовь» в разных науках ……………….……………5
§ 2. Психологические анализ понятия «любовь»………..………………….11
§ 3. Особенности понимания любви в юношеском возрасте .……………..21
§ 4. Формы работы с понятием «любовь» в юношеском возрасте …….….26
Заключение……………………………………………………………………28
Литература…………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования 

    «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

    Факультет психологии

    Кафедра возрастной и педагогической психологии 
 

    Курсовая  работа 

    Психология  любви 
 
 

    Выполнила

    студентка 4-го курса 401 группы

    Камаева О. Р. 

    Научный руководитель

    Кузьменкова О. В. 
 
 

    Оренбург 2008

    Содержание  

    Введение  ………………………………………………………………….…….3

    § 1. Анализ понятия «любовь» в разных науках ……………….……………5

    § 2. Психологические анализ понятия «любовь»………..………………….11

    § 3. Особенности понимания любви  в юношеском возрасте .……………..21

    § 4. Формы работы с понятием «любовь» в юношеском возрасте …….….26 

    Заключение……………………………………………………………………28

    Литература…………………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение  

    На современном этапе развития общества идет становление новых жизненных ценностей, новых жизненных смыслов, которые еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. Одной из таких ценностей является любовь. Любовь как психологическая категория является одной из наиболее важных составляющих ценностно-смысловой сферы человека. На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном сознании. Любовь является основой внутреннего мира личности, ее духовного «Я» как совокупности смысловых значимостей.

    На  сегодняшний момент данное понятие  наполняется новым смыслом и  содержанием. Если раньше представления  о любви ассоциировались с пониманием, уважением, доверием, то в современном обществе данное понятие настолько искажается, что сужается до понимания любви как сексуальных отношений.

    Любовь является психологическим новообразованием этапа юности, на котором она впервые осознается как переживание и понимание ценности, необходимости. Именно потому, что идет изменение содержания данного понятия, необходимость изучения данного феномена в юношестве как никогда актуальна. Она позволит выявить такое понимание любви, которое может способствовать построению адекватных отношений с противоположным полом. 

    Несмотря  на значимость переживания любви  в юношеском возрасте с точки зрения развития личности, данное психологическое явление остается малоизученным в психологической науке. Кроме того, исследования последних лет (М. Мингалиева, А. Н. Харитонов) свидетельствуют, что социальная ситуация развития юношества характеризуется становлением нового типа сексуальной культуры. В данном контексте тема юношеской любви приобретает новый смысл. Возникает противоречие между острой необходимостью изучить особенности понимания любви в юношеском возрасте и фактическим уровнем разработанности данной проблемы в психологической науке. Данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс восприятия содержания любви из сложившихся стереотипов в обществе во внутриличностный план в юношеском возрасте не полностью исследован с психологических позиций. Поэтому изучение психологических особенностей любви современных юношей и девушек имеет особую важность и является актуальным.

    Долгое  время тема любви игнорировалась психологией, в отношении данного  психологического явления исследователи  занимали позицию агностицизма. В  немногочисленных эмпирических исследованиях в центре данного феномена были сексуальное поведение и изучение когнитивных составляющих (З. Фрейд, Э. Фромм Э. Берн). На современном этапе развития психологической науки предметом исследований становятся все более сложные явления внутреннего мира личности, набирает силу гуманитарный подход (К. Изард, Р. Мей, Л. Я. Гозман и др.). Недостатком исследований понимания любви является недостаточная проработанность практического инструментария и небогатый теоретический обзор данной проблематики в психологической науке в юношеском возрасте. Поэтому обращение к изучению любви как психологического явления вполне закономерно.

    Исходя  из всего вышесказанного, мы поставили  следующую цель нашего исследования:

    Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви.

    Задачи:

  1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
  2. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
  3. Раскрыть особенности содержания понимания любви в юношеском возрасте.

    Объект: понимание любви.

    Предмет: понимание любви в юношеском возрасте. 

    § 1. Анализ понятия «любовь» в разных науках 

    Этимологический анализ понятия «любовь»

    Глагол  любить по своему происхождению и  форме – каузативный, т. е. означает «вызывать в ком-то или чем-то соответствующее действие, заставлять кого-то или что-то делать это». По своей форме – любити - он в точности соответствует древнеиндийскому lobhauati – «возбуждать желание, заставлять любить, влюблять». Также возможно провести параллели к глаголу лыбнуться, корни которого мы находим в русском языке: у-лыбнуть (обмануть), у-лыбнуться (пропасть), лыбить, лыбиться, у-лыбиться, «улыбаться». В значении этого русского глагола видны компоненты «обмануть», «исчезнуть», которые можно объединить в одном – «сбить со следа». Глагол лъбнуть в такой форме долго не существовал, а стал по форме приближаться к другому глаголу – льнути, лнути, лнуть «льнуть телом и душой к кому-либо». Словарь Д. Н. Ушакова определяет его так: «Испытывая нежное, дружеское влечение, стремится быть ближе к кому-либо». Каузативный глагол любить, покинув свое исходное место и значение (вызывать любовь, влюблять), занял место глагола лъбнуть и, в сочетании с приставкой по-, принял его значение – «впасть в состояние любви, полюбить». Глагол лъбети «пребывать в состоянии любви, влечения к чему-либо или кому-либо», сохранялся дольше в виде любети. С приставкой у- он означал «понравится, полюбиться». Улюбити был активным глаголом действия «полюбить кого-либо, что-либо», а улюбети глаголом неактивного состояния «понравится, полюбиться». Фонетическое сходство любити и любети способствовало тому, что последний по форме и семантике как бы влился в первый. Таким образом, глагол любить занял место остальных глаголов и вобрал в себя их значения, были стерты смысловые различия.

    Ближайшую и единственно точную параллель  к славянскому дает готский язык, где имелось прилагательное liufs «милый, любимый» и производные от того же корня. Однако это качество было лишь одним из значений данного корня. Косвенным образом, по семантическим следам восстанавливают еще два значения: «надежный» - готское ga-laubjan; «верить», «ценный» - готское ga-laufs; все эти значения как бы совмещены в древне-верхне-немецком ga-laub - «возбуждающий доверие, приятный».

    Глагол  любить, первоначально означал, что  некто, «сам» возбуждает желание, чувство любви в «другом», после чего наступает «состояние любви». Это заставляет обратить внимание на элемент «попеременного сравнения», взаимного уподобления двух лиц.

    Резюмируя, следует сказать, что внутренняя, языковая форма слова «любовь» складывается из трех компонентов:

    - «взаимное подобие» двух людей;

    - «установление, или вызывание этого подобия действием»;

    - осуществление этого действия.  

    Любовь  с точки зрения философии 

    В глубокой древности любовь рассматривалась  как некий абсолют, объединяющая сила мироздания или как путь человека приблизиться, слиться с этим абсолютом. Возможно, это и составляет архетипическое содержание понятия «любовь». В классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон (Ю. Б. Рюриков; 1986) утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода. Он считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос». По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

    Классической  типологией видов любви до сих пор считается античная типология, различающая такие типы любви как: филия, сторге, агапе, эрос.

    филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.

    сторге - (storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности.

    агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве.

    эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.

    Новые ступени в психологии любви (Ю. Б. Рюриков; 1986) запечатлевают римские  поэты I в. до н.э. – Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Любовь – уже сложное чувство, состоящее как бы из отдельных потоков. Рождение этого чувства – звено в цепи тех огромных психологических и социальных переворотов, которые происходят во времена эллинизма в человеке и обществе. Античная философия практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равного Богу. Любовь понимается в Новом завете как любовь к родственникам и всем людям вообще, как добродетельная жизнь, как исполнение всех нравственно этических норм – божественных    заповедей.

    В эпоху Возрождения тема любви  расцвела в обстановке общего интереса ко всему земному и человеческому. Рене Декарт (Л. Б. Шнейдер; 2005) в трактате «Страсти души» утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими».

    Апогей  гуманистического толкования любви  был достигнут в творчестве И. В. Гете («Страдания юного Вертера»). Любовь формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество, делая ее способной идти наперекор всему, даже собственной жизни, бросая вызов предрассудкам губит в своей роковой судьбе, но и спасает и очищает.

    Ф. Ницше (под ред. Д. П. Горского; 1990) не принимал любовь, считая ее выражением слабости и самоотрицания. Согласно Ницше, потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь.

    В свою очередь И. Кант провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к богу) и «патологической» (чувственное влечение). Любовь – это благоволение, имеющее своим следствием благодеяние. Любовь у Канта – один из моментов долга и моральной обязанности.

    Л. Фейербах определяет любовь как совершенно земную любовь между полами, и вообще между всеми людьми, она соединяет их наподобие религиозного братства. Любовь у Фейербаха - символ единства человека с человеком и главная социологическая категория.

    Любовь  по Шелеру («Сущность и формы симпатии»), существует независимо от наших представлений о ней. Она материальна, но не в привычном понимании материи, а как начало чувственности. Чтобы любовь стала действительностью, необходимо чтобы был хотя бы один любящий человек. Этот человек не вносит в мир любовь, а своей любовью открывает мир. Шелер выделял три основные ступени развития любви как ориентации на определенные ценности: любовь к добру, любовь к высшим обретениям культуры и любовь к священному.

Информация о работе Психология любви