Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:42, курсовая работа
Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви.
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
3. Раскрыть особенности содержания понимания любви в юношеском возрасте.
Введение ………………………………………………………………….…….3
§ 1. Анализ понятия «любовь» в разных науках ……………….……………5
§ 2. Психологические анализ понятия «любовь»………..………………….11
§ 3. Особенности понимания любви в юношеском возрасте .……………..21
§ 4. Формы работы с понятием «любовь» в юношеском возрасте …….….26
Заключение……………………………………………………………………28
Литература…………………………………………………………………….30
Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится классификация любви, по Р. Стернбергу:
• симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;
• безрассудная любовь (только страсть); любовь-«наваждение»; объект любви, как правило, идеализируется; всепоглощающая любовь (время, энергия, побуждения подчиняются страсти);
• пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией (асимметрия усугубляется чувством вины);
• романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют, партнеры полагаются на случай; брак маловероятен;
• бессмысленная любовь (страсть и обязательства); « крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;
• совершенная любовь (интимность и страсть и обязательства); «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;
• нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.
Треугольная
теория любви объясняет причины
отсутствия равновесия в любви. Графически
акцентированный компонент
Р. Мей (1997) выделяют четыре традиционных типа любви:
• секс, вожделение, либидо;
• эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;
• филия, или дружба, братская любовь;
• агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.
Любое
человеческое чувство подлинной
любви является смесью (в различных
пропорциях) всех четырех типов любви.
По мнению автора, эрос (жизнетворящая,
смыслообразующая сила-энергия, движение,
стремление вперед) спасает секс (удовлетворение
физиологической потребности, затухание
желания, апатия) от саморазрушения. Но
эрос не может существовать без приязни
(филии), братской любви и дружбы. Напряжение
постоянного притяжения и постоянной
страсти было бы невыносимым, если бы оно
никогда не прекращалось. Приязнь – это
расслабление в присутствии любимого
человека, основанное на признании этого
человека; это состояние, когда нам нравится
быть с другим, нравится ритм походки,
голос, все существо другого. Филия, в свою
очередь, предполагает агапе. Автор определяет
агапе как высокую оценку другого, как
заботу о благополучии другого без всякой
выгоды для себя, как бескорыстную любовь,
подобную любви Бога к человеку. Однако
агапе всегда несет в себе риск покровительственного
отношения (это необходимо и можно принять).
Однако каждый вид любви предполагает
заботу, что придает смысл самой жизни.
Л.
Я. Гозман (1987) считает, что возникновение
эмоциональных отношений, в том числе
и любови, можно объяснить межличностной
аттракцией (привлекательностью одного
для другого). Он использует результаты
эмпирического изучения межличностной
аттракции, которые показывают, что сильными
детерминантами ее является сходство
аттитюдов и выражение объектом аттракции
своего положительного отношения к субъекту
при высокой самооценке каждого.
К. Э. Изард (1997), один из ведущих специалистов в области исследования эмоций, полагает, что любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и удовольствие-радость. Эти базовые эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющие поведение в любви.
Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную роль в развитии навыков, умений, интеллекта, участвует также в формировании чувства любви, увлеченности.
Рассматривая эволюционное значение эмоции интереса, необходимо отметить, что интерес повышает сексуальное удовольствие и играет важную роль в поддержании отношений между представителями противоположных полов.
У взрослого человека стремление к цели и усилия, необходимые для ее достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает радость, которая дает возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает новые перспективы, пробуждающие очередной интерес.
Радость
— одна из простейших эмоций, простейших
с точки зрения мимического выражения
и возможности расшифровки
Теория любви как привязанности (Шавеу, Хейзен и Брэдшоу) (по Л. Б. Шнейдер; 2005).
В этой теории любовные отношения рассматриваются как аналог привязанности, существующей между матерью и ребенком. В обоих случаях отношения основаны на доверии, чувстве защищенности; и там и здесь присутствует страх оказаться отвергнутым, боязнь разлуки, а также невербальная коммуникация.
Согласно Шаверу, Хейзену и Брэдшоу, взрослый человек строит свои отношения с другими людьми по образу и подобию своих отношений с матерью в раннем детстве. Однако не во всех случаях отношения между матерью и младенцем бывают безупречными. Если мать не спешит реагировать на плач ребенка или если она постоянно препятствует его спонтанной активности, ребенок нередко становится беспокойным. А если мать игнорирует его попытки к физическим контактам, когда он старается прикоснуться к ней или просится на руки, то ребенок может научиться избегать ее.
Шавер,
Хейзен и Брэдшоу используют те же
самые категории для описания
отношений между взрослыми
Пессимистическая
модель предложена Л.
Каслером (Г. Крайг; 2000). Он выделяет
три причины, которые заставляют человека
влюбляться: 1) потребность в признании;
2) удовлетворение сексуальных потребностей;
3) конформистская реакция (так принято).
Любовь, по Каслеру, — это сплав совокупности
эмоций, среди которых ведущую роль играет
страх потери источника удовлетворения
своих потребностей. Влюбленность, конструируемая
постоянным страхом потерять его, делает
человека несвободным, зависимым и мешает
личностному развитию. Позитивное эмоциональное
состояние влюбленного он связывает с
благодарностью человека за удовлетворение
своих потребностей. Следовательно, свободный
человек не испытывает любви. Согласно
Л. Каслеру, любовь также является признаком
невротической личности.
По
мнению В. И. Мустейна
(Л. Б. Шнейдер; 2005), в понятие «любовь» входят
множество характеристик: альтруизм, интимность,
восхищение, уважение, участие, доверие,
согласие, гордость. Каждую характеристику
можно, кроме того, классифицировать по
способу выражения:
а) чувство, б) установка, в) поведение,
г) здравый смысл. Однако ни один из них
не является ведущим критерием определения
«любви». По мнению В. И. Мустейна, можно
выделить три стадии «любви»:
а) страстная любовь; б) романтическая;
в) супружеская любовь. Страстная любовь
включает сильное возбуждение и основана
на сексе, хотя сексуальных отношений
может и не быть из-за внутренних и внешних
барьеров. Романтическую любовь сконцентрирована
на идеализации партнера, а не на сексуальности.
Супружеская любовь бывает либо после
заключения брака, либо, если партнеры
находятся в длительной связи до брака,
базируется на хорошей осведомленности,
на «постоянно возрастающем знании друг
о друге, заменяющем фантазию». Последовательность
стадий может быть следующая: страстная
любовь (физическая аттракция), быстро
следующая за идеализацией (романтическая
любовь), затем переходящая в длительную
супружескую любовь. Однако некоторые
начинают с дружбы, затем следуют романтическая
и страстная любовь.
Вывод:
Итак, сложность и важность в определении понятия «любовь» продиктованы тем, что в ней соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Любовь как психологический эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса. Многие психологи обращались к феномену любви, проводили исследования, предметом которых являлись разные аспекты этого явления. Проанализировав психологические теории любви, можно объединить их определением А. В. Петровского:
«Любовь
– это интенсивное, напряженное
и относительно устойчивое чувство,
физически обусловленное
§ 3. Особенности
понимания любви в юношеском
возрасте
Юность
– возраст специфической
Для
эмоциональной жизни юноши
Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» (А. Н. Леонтьев).
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется появлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.
Потребность в любви наиболее свойственна человеку в юности. Однако закономерный и неизбежный в этом возрасте всплеск страсти далеко не всегда вызывается собственно любовью, и довольно часто за это прекрасное чувство принимается влюблённость. Любовь предполагает единственность избранника и соответственно гармоничное слияние трёх влечений — души, ума и тела. У влюблённости же этого слияния нет, эмоциональная привязанность основывается только на одном (максимум на двух) из влечений: на уважении, дружбе или желании.
В
большинстве случаев
Появление любимого человека противоположного пола снижает эмоциональный накал однополой дружбы, и друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным значимым близким обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или любимая. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность.
Юношеская
мечта о любви выражает прежде
всего потребность в