Психология любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:42, курсовая работа

Описание

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви.
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
3. Раскрыть особенности содержания понимания любви в юношеском возрасте.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….3
§ 1. Анализ понятия «любовь» в разных науках ……………….……………5
§ 2. Психологические анализ понятия «любовь»………..………………….11
§ 3. Особенности понимания любви в юношеском возрасте .……………..21
§ 4. Формы работы с понятием «любовь» в юношеском возрасте …….….26
Заключение……………………………………………………………………28
Литература…………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

    Если  проанализировать все возможные  комбинации вышеперечисленных компонентов, получится классификация любви, по Р. Стернбергу:

    • симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;

    • безрассудная любовь (только страсть); любовь-«наваждение»; объект любви, как правило, идеализируется; всепоглощающая любовь (время, энергия, побуждения подчиняются страсти);

    • пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией (асимметрия усугубляется чувством вины);

    • романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют, партнеры полагаются на случай; брак маловероятен;

  • любовь в браке (интимность и решение/обязательства);
  • длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечений на стороне);

    • бессмысленная любовь (страсть и обязательства); « крайне восприимчива к разрушению», страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;

    • совершенная любовь (интимность и страсть и обязательства); «достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее»;

    • нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.

    Треугольная теория любви объясняет причины  отсутствия равновесия в любви. Графически акцентированный компонент можно  изобразить острым углом. Несовпадение треугольников партнеров ведет к разрыву отношений.  

    Р. Мей (1997) выделяют четыре традиционных типа любви:

    • секс, вожделение, либидо;

    • эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;

    • филия, или дружба, братская любовь;

    • агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.

    Любое человеческое чувство подлинной  любви является смесью (в различных  пропорциях) всех четырех типов любви. По мнению автора, эрос (жизнетворящая, смыслообразующая сила-энергия, движение, стремление вперед) спасает секс (удовлетворение физиологической потребности, затухание желания, апатия) от саморазрушения. Но эрос не может существовать без приязни (филии), братской любви и дружбы. Напряжение постоянного притяжения и постоянной страсти было бы невыносимым, если бы оно никогда не прекращалось. Приязнь – это расслабление в присутствии любимого человека, основанное на признании этого человека; это состояние, когда нам нравится быть с другим, нравится ритм походки, голос, все существо другого. Филия, в свою очередь, предполагает агапе. Автор определяет агапе как высокую оценку другого, как заботу о благополучии другого без всякой выгоды для себя, как бескорыстную любовь, подобную любви Бога к человеку. Однако агапе всегда несет в себе риск покровительственного отношения (это необходимо и можно принять). Однако каждый вид любви предполагает заботу, что придает смысл самой жизни. 

    Л. Я. Гозман (1987) считает, что возникновение эмоциональных отношений, в том числе и любови, можно объяснить межличностной аттракцией (привлекательностью одного для другого). Он использует результаты эмпирического изучения межличностной аттракции, которые показывают, что сильными детерминантами ее является сходство аттитюдов и выражение объектом аттракции своего положительного отношения к субъекту при высокой самооценке каждого. 

    К. Э. Изард (1997), один из ведущих специалистов в области исследования эмоций, полагает, что любовь складывается из таких эмоций, как интерес-возбуждение и удовольствие-радость. Эти базовые эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющие поведение в любви.

    Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную роль в развитии навыков, умений, интеллекта, участвует также в формировании чувства любви, увлеченности.

    Рассматривая  эволюционное значение эмоции интереса, необходимо отметить, что интерес  повышает сексуальное удовольствие и играет важную роль в поддержании отношений между представителями противоположных полов.

    У взрослого человека стремление к  цели и усилия, необходимые для  ее достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает радость, которая дает возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает новые перспективы, пробуждающие очередной интерес.

    Радость — одна из простейших эмоций, простейших с точки зрения мимического выражения  и возможности расшифровки этого  выражения». Эмоция радости имеет позитивное значение в формировании привязанности между взрослыми людьми: «Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости». 

    Теория  любви как привязанности (Шавеу, Хейзен и Брэдшоу) (по Л. Б. Шнейдер; 2005).

    В этой теории любовные отношения рассматриваются как аналог привязанности, существующей между матерью и ребенком. В обоих случаях отношения основаны на доверии, чувстве защищенности; и там и здесь присутствует страх оказаться отвергнутым, боязнь разлуки, а также невербальная коммуникация.

    Согласно  Шаверу, Хейзену и Брэдшоу, взрослый человек строит свои отношения с  другими людьми по образу и подобию  своих отношений с матерью  в раннем детстве. Однако не во всех случаях отношения между матерью и младенцем бывают безупречными. Если мать не спешит реагировать на плач ребенка или если она постоянно препятствует его спонтанной активности, ребенок нередко становится беспокойным. А если мать игнорирует его попытки к физическим контактам, когда он старается прикоснуться к ней или просится на руки, то ребенок может научиться избегать ее.

    Шавер, Хейзен и Брэдшоу используют те же самые категории для описания отношений между взрослыми людьми. Они различают спокойную любовь уверенных в себе людей, которых не тревожит возможность оказаться брошенными; беспокойную любовь недоверчивых, не желающих подпустить к себе слишком близко людей, и, наконец, такую, которую можно охарактеризовать как нервозную/амбивалентную. Замкнутым, недоверчивым людям неприятна слишком большая близость с кем-либо и им трудно полностью открыться партнеру. В отличие от этого нервозные любовники не уверены в прочности отношений. Их все время тревожит мысль, что партнеры на самом деле их не любят или не хотят оставаться с ними; любовь таких людей часто становитсяй назойливой и невыносимой. 

    Пессимистическая  модель предложена Л. Каслером (Г. Крайг; 2000). Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться: 1) потребность в признании; 2) удовлетворение сексуальных потребностей; 3) конформистская реакция (так принято). Любовь, по Каслеру, — это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, свободный человек не испытывает любви. Согласно Л. Каслеру, любовь также является признаком невротической личности.  

    По  мнению В. И. Мустейна (Л. Б. Шнейдер; 2005), в понятие «любовь» входят множество характеристик: альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, г) здравый смысл. Однако ни один из них не является ведущим критерием определения «любви». По мнению В. И. Мустейна, можно выделить три стадии «любви»: а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо, если партнеры находятся в длительной связи до брака, базируется на хорошей осведомленности, на «постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию». Последовательность стадий может быть следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь.  

    Вывод:

    Итак, сложность и важность в определении понятия «любовь» продиктованы тем, что в ней соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Любовь как психологический эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса. Многие психологи обращались к феномену любви, проводили исследования, предметом которых являлись разные аспекты этого явления. Проанализировав психологические теории любви, можно объединить их определением А. В. Петровского:

    «Любовь – это интенсивное, напряженное  и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости». 

    § 3. Особенности понимания любви в юношеском возрасте 

    Юность  – возраст специфической эмоциональной  сенситивности (под ред. А. А. Реана; 2007). В данный период интенсивно реализуются  и расцветают при благоприятных  условиях все те потенции эмоциональности  человека, которые заложены в его  натуре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» - не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.

    Для эмоциональной жизни юноши характерно то, что в эти годы не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные (чувство прекрасного, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

    Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» (А. Н. Леонтьев).

    Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется  появлением чувства любви; юношеская  любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.

    Потребность в  любви наиболее свойственна  человеку в юности. Однако закономерный и неизбежный в этом возрасте всплеск  страсти далеко не всегда вызывается собственно любовью, и довольно часто за это прекрасное чувство принимается влюблённость. Любовь предполагает единственность избранника и соответственно гармоничное слияние трёх влечений — души, ума и тела. У влюблённости же этого слияния нет, эмоциональная привязанность основывается только на одном (максимум на двух) из влечений: на уважении, дружбе или желании.

    В большинстве случаев возникающее  чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления.

    Появление любимого человека противоположного пола снижает эмоциональный накал  однополой дружбы, и друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным значимым близким обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или любимая. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность.

    Юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном  контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.

Информация о работе Психология любви