Психология любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:42, курсовая работа

Описание

Цель: проанализировать теоретические подходы к пониманию любви.
Задачи:
1. Выделить сущность понятия любви в различных науках;
2. Определить сущность понятия любви в психологической науке;
3. Раскрыть особенности содержания понимания любви в юношеском возрасте.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….…….3
§ 1. Анализ понятия «любовь» в разных науках ……………….……………5
§ 2. Психологические анализ понятия «любовь»………..………………….11
§ 3. Особенности понимания любви в юношеском возрасте .……………..21
§ 4. Формы работы с понятием «любовь» в юношеском возрасте …….….26
Заключение……………………………………………………………………28
Литература…………………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮБВИ.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

    Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым юношу связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические (И. С. Кон; 1979).

    Юность  – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

    Юность  – период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокое чувство, другие – поверхностные эмоции. Именно от духовных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

    Юноши строже, чем девушки разграничивают любовь и дружбу. Потребность в  дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность  в любви (В. С. Мухина; 1985).

    В исследованиях 2002 г. (Л. Б. Шнейдер; 2005) о представлениях юношей и девушек о любви были получены разнообразные ответы респондентов, касающиеся понятия любви и положительных и отрицательных сторон этого чувства.

    Результаты  исследования могут быть объединены в три группы:

    1. Позитивное эмоциональное представление о любви.

    Более позитивное представление о любви  связано с большим предпочтением  любви как возможности заботиться о любимом человеке, а также  как поддержка и понимание. В  позитивных представлениях любовь —  это то, что предоставляет свободу, простор для собственного движения.

    2. Представление о любви, в котором  отсутствует и не подразумевается  объект.

    Отсутствие  в представлении любви указания на объект любви говорит о более  абстрактном, обобщенном представлении  любви, свидетельствует о представлении любви как о независимой от какого-либо объекта и от каких-либо конкретных свойств объекта. А также характеризует представление о любви как о ненаправленном отношении. То есть любовь вообще не представляется как отношение.

    3. Отношение к любви как к наивысшей ценности

    Обобщая, можно сказать, что для юношей и девушек с высокой личностной зрелостью любовь — это нечто  позитивное, самое желанное, ни от чего не зависящее (кроме самого субъекта), дающее человеку свободу для собственного проявления, или — самое притягательное независимое явление (существует не от чего и не для чего), дающее человеку свободу быть самим собой.

    Можно сделать вывод о том, что эмоциональное  переживание чувства любви (радость, эйфория, подъем, ощущение полного и подлинного счастья) является важным и преобладающим составляющим в любви, именно это наиболее важно для современного человека. Такие составляющие, как ответственность, понимание, тоже присутствуют в ответах испытуемых, но их не ставят на первое место. Как правило, эмоциональный компонент проявляется ярче всего в начале отношений и более характерен для молодых респондентов, когда все переживания, связанные с любовью, воспринимаются наиболее остро. На более позднем этапе развития отношений важными составляющими любви выступают ответственность, понимание, верность, уважение, знание.

    Понятие и восприятие любви юношами и  девушками достаточно вариативно, многолико. Причем специфика жизненного опыта  отдельной личности накладывает  свой отпечаток и на аспекты переживаемой им любви. Сам термин «любовь» используется во многих различных смыслах: и как сознательное чувство индивида, и как бессознательное стремление к самоотдаче, самопожертвованию, и как мотив отношений объединения и солидарности с другими.

    Большая часть испытуемых понимают любовь как заботу о любимом человеке и заботу любимого о них самих, а также желание находиться рядом с любимым человеком. Они выделяют такие позитивные моменты в любви, как поддержка, понимание, стремление разделить жизнь с другим человеком, желание совершать добрые поступки. В качестве основной положительной стороны в «любви» назван эмоциональный подъем. 

    Вывод:

    Этап  юношеского возраста очень важен  в построении взаимоотношений с  противоположным полом. На этом этапе  у юношей и девушек складываются определенные стереотипы поведения, что и определяет их взаимоотношения. Зачастую именно в этом возрасте юноши и девушки переживают чувство первой любви. Юношеская мечта о любви выражает первым делом потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны.

    В большинстве случаев возникающее  чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные  качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления.

    § 4. Формы работы  

    Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с  множеством моральных проблем. Старшеклассники  остро нуждаются в помощи старших, первым делом родителей и учителей. поэтому очень важно знать примерные формы работы с юношами и девушками по формированию/коррекции понятия любви.

    В силу специфики данного возраста По результатам проведенного нами исследования половой идентичности можно дать некоторые рекомендации.

    В силу специфики старшего школьного  возраста с испытуемыми можно  провести следующие мероприятия:

    1. Индивидуальная беседа. В такой беседе можно выявить индивидуальные особенности юноши/девушки, выявить факторы, которые могут повлиять на формирование понятия любви.

    2. Групповая беседа может быть проведена в форме круглого стола «Любовь во взаимоотношениях с противоположным полом». Эта форма имеет отличия от индивидуальной беседы в том, что может позволить каждому участнику высказать свое мнение по поводу приемлемого для него определения понятия «любовь». При этом каждый на основе убедительности противоположной точки зрения может скорректировать свое мнение. Очень важна для организации такой беседы подготовленность руководителя процесса, его умение налаживать контакт с любым участником. В заключении такой беседы можно будет сделать вывод о том, каково понимание современной молодежью любви, в чем отличительные особенности.

    В группе можно организовать и дискуссию. Учащихся можно разделить на подгруппы, каждая из которых будет отстаивать определенную точку зрения по поводу особенностей содержания понятия «любовь». В результате такой групповой работы можно составить общее определение, отражающее необходимые характеристики понятия.

    3. Тренинги по формированию адекватного понятия «любовь». Участники научатся исследовать и видеть закономерности в том, как они привлекают и проявляют любовь. На каком языке любви говорят они сами. Узнают, как увеличить свой арсенал способов проявления этого чувства. Узнают, какие существуют особенности в мужской и женской психологии, и как строить отношения с учётом этих особенностей.

    Такой тренинг позволит повысить толерантность к другому мнению, расширить диапазон понятия.

    Формы работы на тренинге могут быть разные, как анализ понятийного аппарата, информирование по вопросам причин, обусловливающих вкладывание различного смысла в понятие, так и упражнения, направленные на расширение понятия, на рефлексию чувств.

    Примеры упражнений:

    Упражнение. Любовь – это... Участник тренинга дает свое определение любви. В результате каждый участник осознает, что у каждого человека любовь – это нечто свое, полученное из его жизненного опыта, его ценностей и знаний.

    Упражнение. Любовь – это... Определение любви философами, психологами, другими учеными. В результате у участников становится высокий уровень понимания, что такое любовь.  

    Вывод:

    Таким образом, в данном возрасте можно  проводить как просветительскую (например, в контексте тренинга) работу, так и консультативную (индивидуальную, групповую) работу. Особое место в контексте коррекции понятия «любовь» в юношеском возрасте занимает развивающая работа. Она может проводиться в виде тренингов. Основным достоинством такой формы работы является развитие толерантности к мнению другого, а также расширению понимания любви как психологического феномена, его важность в построении взаимоотношений в юношеском возрасте. 

    Заключение 

    Необходимо подвести некоторые итоги. Любовь как феномен рассматривается в различных науках. При этом, например, в философии, изучением данного вопроса занимались ученые, начиная с античных времен. Но, несмотря на это, однозначного понятия данного термина не существует до сих пор. Основной точкой зрения на любовь в философии является рассмотрение данного феномена как смысла человеческого существования. Необходимо отметить,  что философия как наука является методологической наукой, поэтому диапазон рассмотрения данного термина очень широк. В педагогике дается более узкое понимание любви – любовь рассматривается как необходимое условие в контексте взаимоотношений «учитель-ученик».

    В психологической науке любовь рассматривается  с точки зрения различных теорий. В основе каждой из них любовь рассматривается как психологический феномен, имеющий свои особенности. Но общим для всех теорий является то, что данное понятие рассматривается как чувство, как специфическая человеческая эмоция. Психологи выделяют различные виды любви. Любовь является важной составляющей ценностно-смысловой сферы личности.

    Необходимо  отметить, что очень важно для формирования личности школьников юношеского возраста, чтобы потребности, мотивы, ценностные ориентации, проявляющиеся во взаимоотношениях с представителями другого пола, соответствовали бы интересам и требованиям общества. Другими словами, система отношений личности должна быть максимально адекватной общественным требованиям и их содержанию. Ценностные ориентации личности как раз и являются такими психологическими образованиями, которые обусловливают содержание и структуру системы эмоциональной сферы человека и тем самым в значительной мере определяют особенности его поведения.

    Любовь  как проявление высшего чувства  имеет огромную значимость в юношеском  возрасте. Именно этот возрастной этап многие психологи выделяют как сенситивный  в эмоциональном отношении.

    На  этой стадии возрастного развития оформляются  представления о взаимоотношениях с противоположным полом, с которыми юноши и девушки идут дальше по жизни и, основываясь на которых, выстраивают свои отношения с  противоположным полом.

    Хотя  юноши и девушки вкладывают разный смысл в понимание любви, все-таки любовь остается высшей ценностью человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995.
  2. Берн Э. «Секс в человеческой любви», М., 1998.
  3. Гозман Л.Я., Психология эмоциональных отношений, МГУ 1987.
  4. Изард К. Г. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб., 1999.
  5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  6. Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М.: Российское педагог. агентство, 1995.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225с.: ил. – (Психологическая наука – школе).
  9. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
  10. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  11. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психология страстей / Пер. с нем. С. С. Панкова. – СПб., 1998.
  12. Мингалиева М. Зрелые межличностные отношения: условия развития / М. Мингалиева, Н. Ничипоренко // Прикладная психология и психоанализ. - 2001.- № 2.- С. 57-66.
  13. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
  14. Мэй Р. Любовь и воля– М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. Психоаналитическое исследование любви мужчин и женщин / А. Н. Харитонов // Мир психологии. – 2007. – № 2. – с. 151-166.
  15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  16. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
  17. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2007. – 320 с.
  18. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
  19. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 651 с.
  20. Рюриков Ю. Б. Три влечения: Любовь, ее вчера, сегодня, завтра. — Минск, 1986.
  21. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. – М.: Академия, 2000.
  22. Соловьев В. С. "Смысл любви" - Киев: Лыбидь - АСКИ, 1991;
  23. Философия любви: В 2 ч. /Под общ. ред. Д. П. Горского. — М., 1990.
  24. Франкл В. Человек в поисках смысла// Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. – СПб: 2000. – С.234-244
  25. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. — М., 1992.-С. 207-243.
  26. Фромм Э. «Искусство любить» /пер. с англ.; под ред. Д. А. Леонтьева, СПб.: Азбука-классика, 2005.
  27. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М.: изд-во СОБОРЪ, 1997.
  28. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». – 2005. – 928 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

Информация о работе Психология любви