Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:25, реферат
Интерес к механизмам образования и распространения моды традиционно велик. Большинство исследователей приходят к единому мнению относительно этой проблемы и считают, что модные процессы регулируются, прежде всего, социально-психологическими механизмами. Другими словами, на развитие моды оказывают существенное влияние как особенности социума, так и характеристики отдельных представителей данного социума. К последним следует отнести ценности, нормы, социальные стереотипы, социальные роли и статус, коммуникативные свойства личности, особенности саморегуляции и используемые механизмы психологической защиты.
Изучение моды как специфического проявления ценностного отношения человека к миру, а также как сферы художественной деятельности людей осуществляется эстетикой (И.В. Григорьева).
Введение 3
Понятие и сущность психологии моды 5
Психологические механизмы моды 10
Двойной механизм моды 10
Факторы модности 12
Мода как массовое подражание 13
Конформизм как фактор моды 14
Социально-психологические функции моды 17
Элементы распространения моды 18
Парадокс модника 21
Модник-антимодник (модник-индивидуалист) 22
Модник-суггестор (модник-массовик) 23
Влияние моды на психологию масс 26
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Другая основа — определенная утилитарность того, чему начинают подражать, и что становится предметом массовой моды. Возьмем хотя бы пресловутые джинсы. За ними едва ли стоял какой-то особый престиж. Джинсы стали модными во всем мире прежде всего по причине своей очевидной удобности и практичности.
Нельзя исключать и эстетическую основу, безусловно, привлекающую значительные общности. Речь идет не об элитной моде в искусстве, — скорее, это массовая мода на то, что представляется красивым в быту, в повседневной жизни. Сам факт развития и совершенствования, например, промышленного дизайна подтверждает это. Еще одна основа — целенаправленное действие механизмов заражения, используемых рекламой и массовой коммуникацией в целом. Здесь уже не имеет особого значения ни престиж, ни практичность: реклама придумает и то и другое, и сама «включит» механизмы массового подражания.
Мы определяем моду как особый феномен психологии масс, основанный на категории «модности», противостоящей «немодности», и на действии парного социально-психологического механизма заражения-подражания. Данный феномен иногда проявляется в виде стандартизированного массового поведения, а иногда и в совершенно иных формах, причем совсем не обязательно стихийных. С точки зрения психологии масс, мода — это яркое стремление к внешнему разнообразию, парадоксально оборачивающееся своей прямой противоположностью — как внешним, так и, особенно, внутренним, психологическим единоообразием.
Именно такая суть данного явления была блестяще раскрыта еще английским философом конца XVII — начала XVIII веков Энтони Эшли Купером, лордом Шефтс-бери. В своем знаменитом сочинении«SensusCommunis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» он весьма саркастически, хотя и совершенно точно писал: «...Со временем люди стали считать Приличным для себя переиначивать свой внешний вид, а свое умственное сложение приводить к единообразию». В этой фразе содержится ключ к пониманию моды именно как феномена психологии масс. Погоня за внешним разнообразием, постепенно охватившая людей по мере развития их человеческой индивидуальности и индивидуального сознания (контрсуггестивных механизмов, развивавшихся после первобытного однообразия), парадоксальным, но вполне естественным образом обернулась своим контрконтр-суггестивным следствием — развитием нового механизма, ведущего к единообразию, т. е. к массовизации сознания и поведения.
Затем, правда, мода очень быстро начинает играть прямо противоположную роль. Вначале заражая людей единообразием, она быстро порождает и предлагает потребителю новое весьма значительное многообразие того, что может считаться модным теперь уже вместо старого, модного ранее. Если поначалу мода, безусловно, выполняет выраженные суггестивные функции, то с течением времени она начинает осуществлять свои же, но теперь уже прямо противоположные, контрсуггестивные функции. Они и порождают сложнейшую для человека проблему индивидуального выбора. Хотя это все-таки вторично — главная функция моды как социально-психологического явления состоит прежде всего в массовизации человеческой психики. Но происходит это как бы обманным путем — через внешнюю видимость индивидуализации человека.
В собственно
психологическом, сравнительно узком
плане, основным механизмом моды обычно
считается давно известный
С одной стороны, это всем привычный «слепой»
конформизм, то самое, о чем А. С. Пушкин
сказал: «Слепая мода — наш тиран». Как
известно, большинство людей просто стремится
одеваться, как все, и не хочет особенно
выделяться из толпы. Можно сказать и больше:
они потому и стремятся одеваться как
все, что не хотят выделяться из толпы.
Здесь конформизм носит своеобразный,
защитный характер, а мода выполняет свою
особую, скрытую роль — социальной мимикрии.
Люди часто прячут собственное, индивидуальное
«я» за вроде бы вполне одинаковой для
всех одеждой. Особенно стимулирует такое
стремление людей к анонимности сложная
жизнь в условиях мегаполиса — между прочим,
наиболее благоприятной среды для распространения
массовой моды.
Впрочем, специалисты-модельеры вообще
убеждены: «Психологи, изучающие общение
и то, как при этом проявляется личность,
давно обратили внимание, что само по себе
личное "я", взятое как бы в чистом
виде, редко вступает с другим "я"
в прямое и открытое общение. Обычные повседневные
контакты происходят на уровне "социальных
масок", когда каждый из людей выступает
в той социальной роли, которую он играет
или пытается играть. В этой ситуации одежда,
костюм становятся легко читаемым внешним
знаком социальной роли человека».
Или, наоборот
— они как бы «прячут» человека
за массовой деиндивидуализирующей «униформой». Разумеется,
здесь следует четко разграничить два
вида массовой одежды. С одной, стороны,
это служебная униформа. Она никак не может
быть модной или не модной — обычно она
бывает просто обязательной для ношения
«форменными людьми» — военнослужащими,полицейскими,
С другой
стороны, в жизни действительно
существует массовая одежда, выполняющая
вполне реальную камуфляжно-
Второй вид конформизма — уже не совсем «слепой», а как бы избирательный, «референтный» конформизм. Любой человек, встречаясь с другими людьми, старается быть похожим на тех, кто ему нравится, вызывает зависть или желание быть хоть чем-то похожим на них, — он стремится подражать своей «референтной группе» хотя бы в том, что ему доступно. Особенно это распространено среди молодежи, и здесь налицо масса исторических примеров — от прически типа «гаврош» до «битловок» и «металла» в одежде современных поклонников тяжелого рока. Встречается это и среди представителей более солидных возрастов — скажем, дубленка, пыжиковая (ондатровая) шапка и «дипломат» в России много десятилетий являлись модными символами «начальства».
«Референтный» конформизм в моде достаточно часто может становиться «слепым» — вспомним хотя бы массовую моду на кожаную одежду в первые годы советской власти. Напротив, «слепой» конформизм практически никогда не становится «референтным» — здесь действуют иные механизмы, связанные с разными социально-психологическими функциями массовой моды и, особенно, с разными элементами «цепочки» ее порождения и распространения.
Обычно с достаточной очевидностью, легко выделяются следующие основные функции массовой моды.
1.Массовизация человеческой психики. Об этой функции сказано уже вполне достаточно, и нет смысла повторяться.
2.Повышение престижа. Приобщаясь, хотя бы внешне, к наиболее богатой и обладающей модными вещами публике, человек резко повышает свой престиж как внешне, так и внутренне. Не случайно до сих пор верна и популярна известная народная пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
3.Регуляция эмоциональных состояний. Известно, что обладающий модной одеждой,предметом, идеей и т. д. человек чувствует себя значительно лучше, чем не обладающий такими вещами. Особенное значение фактор модности в виде модной одежды имеет для женщин.
4.Приобщение к новому. Следя за модой, стремясь к модному в одежде, в идеях, в образе жизни, человек неизбежно развивается, обогащаясь новыми знаниями,чувствами и представлениями. Он подражает новому, легко перенимает его и тем самым делает как бы «своим», формируя собственный вкус и предпочтения.
5.Самоутверждение личности. Следуя моде, человек утверждает себя в своих собственных глазах. Понятно, что самоутверждение может касаться различных сфер.
Для женщин модная одежда всегда связана с сексуальным самоутверждением.
Для мужчин модная идея связана с интеллектуальным самоутверждением. Какой бы ни была сфера моды, за ней стоит одно и то же — стремление к выделению и утверждению себя. Однако говоря объективно, фактически эта функция противоположна функции массовизации психики. Самоутверждение отдельной личности, становясь массовым, как бы захватывая большинство, всегда нивелирует этуотдельную личность согласно действию законов психологии масс.
В современном
мире существует сложнейшая индустрия
моды, опирающаяся на описанные выше
социально-психологические
Первым элементом считается автор моды. Обычно это
тот художник, модельер, парикмахер, инженер,
политик, ученый, журналист и т. д. (все
зависит от того, в какой сфере порождается
модная идея), который формулирует некий
новый материальный или духовный продукт,
способный стать модным. Для этого данный
продукт должен обладать значительным
зарядом новизны, по контрасту выделяющий
его из уже привычного в данной области.
Второй элемент — соавтор моды. Уже с древних
времен у каждой новой моды был свой соавтор
— человек, который первым принимал идею
автора (обычно поначалу художника-портного)
и решался надеть на себя созданный автором
новый вариант костюма или платья. Подчас
соавторы входили в историю вместо авторов.
Никому не известен, скажем, модельер или
закройщик, создавший популярный покрой
рукава «реглан». Однако известно, что
он был разработан специально для барона
Реглана, лишившегося правой руки в битве
при Ватерлоо.
Третий
элемент — демонстраторы и первичные
распространители моды. В 70-е гг. XIX века,
например, первые гарибальдийцы стали
носить куртки типа той, которую любил
их предводитель — «а ля Гарибальди»,
вскоре ставшими массово модными. Уже
в XVII веке стали предприниматься первые
сознательные попытки демонстрации и
распространения моды. Сначала в Лондон,
а затем и в другие столицы из Парижа стали
завозить восковые фигуры — большую и
маленькую Пандоры, придуманные мадмуазель
де Скюдери. Большая демонстрировала придворные
туалеты, а маленькая — женское белье.
Четвертый элемент — стриктуры локального распространения
моды. Так, в первой четверти XIX века,
когда стал популярным театр и французы
восторгались пьесами Бомарше, в моду
вошел «альмавива». Это был широкий, просторный
мужской плащ, в который был одет актер,
исполнявший роль графа Альмавива в известной
комедии. Затем роль локальных структур
стали выполнять массовые празднества
и торжества, где люди могли «других посмотреть
и себя показать». Позднее англичанин
Ш. Ф. Борт первым стал использовать показ
моделей одежды на манекенщицах (тогда
их называли «дублерами»), В современном
мире такого рода структуры обрели значительную
самостоятельность. Это и выставки, и публичные
показы, и специальные демонстрации мод.
П. Карден исключительно для этих целей
создал свой специальный театр «Пространство
Пьера Кардена».
Пятый элемент — поклонники моды. Понятно, что для массового
распространения моды совсем недостаточно
ее локальных демонстраций. Для ее успеха
необходимо иметь определенную группу
поклонников, которые начали постоянно
следовать данной моде. Постепенно, видя,
что фанатичные поклонники никак не собираются,
скажем, переодеваться в старую, уже надоевшую
им одежду, и остальные люди становятся
терпимее даже к подчас экзотическим модам,
а затем и сами начинают находить в них
массу достоинств.
Шестой элемент — средства массового тиражирования.
Никакая мода не станет массовой, если
она не будет адаптирована к реальным
возможностям большинства населения,
включая материальный достаток. Поэтому
первоначально действительно уникальные
и потому дорогостоящие образцы удешевляются
за счет замены материалов, их изготовление
из ручного становится поточным, в результате
чего снижается цена, становясь доступной
широким слоям населения.
Седьмой элемент — реклама. Первые журналы
мод появились во второй половине XVIII века:
в 1770 г. в Англии возник TheLady'smagazine. Пото
Восьмой
элемент — массовая система продаж. Так,
в самой знаменитой ныне «модной империи»
П. Кардена в десятках разных стран действует
несколько тысяч эксклюзивных магазинов,
продающих исключительно продукцию его
фирмы. Таким образом она действительно
доходит до массового потребителя и становится
модой в полном смысле этого слова.
На этом цепочка становления и распространения
моды завершается. Момент наивысшей популярности
моды обычно становится началом ее конца.
Как только все постарались, например,
одеться одинаковым образом, мода начинает
терять свою привлекательность для тех,
кто ее открыл. Они начинают искать новое,
доселе еще не ношенное, невиданное, и
все начинается сначала.
Разумеется, так выглядит только полный
цикл элементов возникновения и распространения
моды. Известны случаи, когда какие-то
элементы цепочки не срабатывали, и она
либо приобретала искаженные формы, либо
умирала, так и не успев стать действительно
массовой. Известны и случаи целенаправленной
компрометации неугодной моды — как раз
для того, чтобы она не стала массовой.
В свое время известный художник Ж. Л.
Давид создал костюмы для борцов французской
революции — практичные и скромные камзолы,
подчеркивавшие дух буржуазной революции.
Русской царице Екатерине Великой, по
понятной причине невзлюбившей все французские
новации, не понравилось и то, что ее подданные
стали одеваться по якобинской моде. Тогда
она блистательно скомпрометировала этот
костюм, одев в него петербургских полицейских.
Эта мода закончилась на следующий же
день — понятно, что полицейские как демонстраторы
или поклонники новой моды никогда не
пользовались популярностью в России.
Будем называть
«модником» тот человеческий тип, который
позволяет функционировать всей
описанной выше цепочке. Это тот
самый типичный, причем достаточно
массовый человек, который с одной
стороны совершенно уверен в том,
что уж он-то точно выделяется из
массы, но который, с другой стороны,
как раз и делает моду массовым
явлением. Это он гарантирует ее
быстро изменчивую и во многом парадоксальную
природу.
Этот парадокс достаточно очевиден. С
одной стороны, всякий модник стремится
быть уникальным и неповторимым. В крайнем
случае, он готов принадлежать к узкой
престижной прослойке «носителей моды».
Поэтому он тратит деньги, время и силы
на то, чтобы выделиться из окружающей
среды. Он стремится быть инновато-ром.
Он антисистемен. Он шокирует. И в этом
заключается смысл его жизни.
С другой стороны, модник — всегда подражатель. Он не автор и даже, обычно, не соавтор моды. Он — ее носитель и распространитель. В значительной мере он оказывается жертвой если не самой моды, то той психологической идеи модности, которая незаметно овладевает его сознанием.