Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 09:50, курсовая работа
Целью работы является определение теоретических оснований прикладного изучения мотивации в организациях. В соответствии с поставленной целью была разработана следующая программа были поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать основные подходы к исследованию мотивации;
Рассмотреть современное состояние психологии мотивации в теоретическом и прикладном аспектах;
Определить современные методы изучения мотивации туда.
Введение 3
Глава 1. Основные подходы к исследованию мотивации 5
1.1. Классические теории мотивации 5
1.2. Проблема мотивации в отечественной психологии 13
1.3. Современное состояние психологии мотивации 18
Глава 2. Современные методы диагностики мотивации 21
2.1. Актуальные проблемы диагностики мотивации персонала 21
2.2. Основные понятия прикладной диагностики мотивации персонала 23
3.2. Методология интервью в прикладной диагностике мотивации персонала 27
3.4. Методики диагностики мотивации труда 34
Заключение 38
Литература 39
Теория ожидания. Удовлетворение актуальной потребности не является единственным условием возникновения положительного отношения к труду. Для объяснения внутренних причин мотивооборазования нужно учитывать оценку субъектом самого процесса реализации потребности и , в частности, динамику ожиданий. Ожидание есть субъектвная вероятность какого-либо события. Прогнозирование с надеждой на вознаграждение. Совершив определенные затраты усилий, человек рассчитывает получить желаемый результат, и чем сильнее надежда на благополучный исход, тем сильнее мотивация. Если же, напротив, обстоятельства подсказывают, что затрачиваемые усилия результата не дадут, то мотивация обязательно снижается. Ключевыми понятиями теории являются :
Целевая теория мотивации. Предложена Э. Локке. Цели можно определить как будущие состояния, желательные для индивида или организационной системы. Цели можно также рассматривать в качестве осознаваемых ограничений, которые наложены на нынешнее и будущее поведение и основаны на анализе прошлых и будущих потребностей, желаний , устремлений. Следовательно, цели это не только желательные ориентир для будущих достижений, они предполагают также определенное поведение и выделение ресурсов, необходимых для воплощения целей жизнь. Поведение направляется и руководствуется целями и в этом состоит подлинное значение процесса постановки целей с точки зрения мотивации и повышения результативности и производительности. Цели, таким образом обладают следующим мотивационным содержанием:
Кроме того, сам процесс целеполагания может служить мотивирующим средством, формируя ориентацию на достижение результатов. В разрезе этой теории можно дать ряд практических рекомендаций по мотивации персонала:
1.2. Проблема мотивации в отечественной психологии
Большой интерес представляет подход известного отечественного социолога В.А.Ядова, сформулировавшего диспозиционную концепцию социального поведения личности. Она состоит в том, что каждый человек обладает сложной системой диспозиций (личных предрасположенностей), регулирующих его поведение. Они образуются на стыке потребностей, интересов и ситуаций, имеющих сложную структуру. Ядов выделил четыре уровня потребностей, ситуаций и соответствующих им диспозиций:
1)
установки, обусловленные
2)
социальные установки,
3)
базовые социальные установки,
характеризующие общую
4) система ценностных ориентаций личности.
Другой
концепцией, представляющей интерес, является
теория деятельности выдающегося отечественного
психолога А.Н. Леонтьева, в основе
которой лежит понятие
Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, дает представление о взаимосвязи действия и мотива. Понятие деятельности, по А. Н. Леонтьеву, трактуется следующим образом. В его основе лежит понятие действия, то есть процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Оба они - мотив и предмет - должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей этих частных действий, занимает в строении сложного действия структурное место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта - акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой. Важнейшая особенность концепции Леонтьева состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны - деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо остановиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания.
Уже в своих первых работах А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. «Таким образом, вместе с рождением действий, - пишет А. Н. Леонтьев, - этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность». Вместе с тем появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного мира, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется я внутреннее строение его сознания». Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в языке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами (какими?). Развитие производства требует систему соподчиненных действий. В плане сознания это означает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появлению уровней осознания. Но разделение труда и производственная специализация приводят к «сдвигу мотива на цель» и превращению действия в деятельность. Создаются новые мотивы и потребности, и происходит дальнейшая качественная дифференциация осознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы. В их общности и выражается целостность жизни человека»(ссылка2). Действие внутренне связано с личностным смыслом. Что же касается сознательных операций, то они соотнесены со значениями, кристаллизующими для сознания индивида усваиваемый им общественный опыт.
Так же как и деятельность,
сознание не есть простая
В книге «Деятельность. Сознание. Личность» эти идеи получили новое развитие. Прежде всего подчеркивается неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия - не особые «отдельности» в составе деятельности; человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая», ее момент. Далее анализируется соотношение мотивов и целей.
Вводится понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» (цели деятельности, а не действия), и «зоны целей», выделение которой только и зависит от мотива; выбор же конкретной цели, процесс целеобразования связывается с «апробированием целей действием».
Вместе с тем вводится понятие
о двух аспектах действия. «Помимо
своего интенционального
Отсюда
несколько иное определение операции
- это качество действия, образующая действия.
Ставится вопрос о расчленении деятельности
на более дробные, чем операция, единицы.
Наконец, вводится понятие личности как
внутреннем моменте деятельности. Именно
и только в результате иерархизации отдельных
деятельностей индивида, осуществляющих
его общественные по своей природе отношения
к миру, он обретает особое качество - становится
личностью. Новый шаг анализа состоит
в том, что если при рассмотрении деятельности
в качестве центрального выступало понятие
действия, то в анализе личности главным
становится понятие иерархических связей
деятельностей, иерархии их мотивов. Связи
эти, однако, никоим образом не задаются
личностью как неким внедеятельностным
или наддеятельностным образованием;
развитие, расширение круга деятельностей
само приводит к связыванию их в «узлы»,
а отсюда и к образованию нового уровня
сознания - сознания личности. Но к числу
не до конца разработанных проблем, относится,
в частности, проблема мотива - само это
понятие осталось у Леонтьева внутренне
несогласованным, хотя оно не было противоречивым.
(2)
1.3. Современное состояние психологии мотивации
В
современной отечественной
Д.А. Леонтьев говорит о взаимосвязи развития психологии личности и психологии мотивации. Он уделяет большое внимание историческому развитию взглядов на природу возникновения мотивации и выделяет несколько этапов. До 1930 –х г.г. исторически первой парадигмой психологии мотивации было выведение поведения из внутренних причин. На этой основе строились практически все классические теории мотивации: теории Фрейда, Маслоу, Мак-Дугалла. И ключевым вопросом психологии мотивации того периода был вопрос о природе и содержании этих внутренних тенденций, объяснение которых большей частью сводилось к биологической природе человека. Коренные изменения взглядов в психологии мотивации происходят благодаря становлению психологии личности как особой предметной области общей психологии. В течение второго этапа, это 1930-1950 г.г., произошел переход от фрейдовского причинного объяснения к целевому у А. Адлера, который В. Франкл позже сравнивал с коперниковской революцией ; введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психологии у К. Юнга ; взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид –мир» у Г.Мюррея и введение идеи контроля над мотивационными процессами через их опосредование у Л.С. Выготского. На третьем этапе, середина 1950-х – 1980 гг. актуальность выявления мотивов, которые в принципе движут поведением человека, постепенно снижается, поскольку из большого количества накопленных эмпирических исследований становится ясно, что совсем «неважно, что является генетически исходным базовым побуждением человека – либидо, самоутверждение или стремление к смыслу, поскольку прижизненно формирующееся на его основе разнообразные мотивы утрачивают функциональную связь с ним. Интерес смещается на изучение механизмов мотивации конкретной деятельности, трансформации и преломления устойчивых мотивационных тенденций в конкретных условиях Результатом развития этого этапа психологии мотивации стали работы Ж.Нюттена, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, которые рассматривали вопросы мотивации в контексте проблемы общей структуры и динамики человеческой активности. На четвертом этапе развития психологии мотивации начинают рассматриваться вопросы мотивации сквозь призму таких экзистенциональных понятий как проблемы выбора, свободы, воли, жизненных целей, перспективы будущего, возможностей и самодетерминации. И А.Д. Леонтьев называет этот этап личностным развитием психологии мотивации. Возникли теории временной перспективы Ж. Нюттена, модели волевой регуляции Х. Хекхаузена, самоэффективности А.Бандуры. по мнению А.Д. Леонтьева, зоной ближайшего развития психологии мотивации будут следующие направления: