Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 09:50, курсовая работа
Целью работы является определение теоретических оснований прикладного изучения мотивации в организациях. В соответствии с поставленной целью была разработана следующая программа были поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать основные подходы к исследованию мотивации;
Рассмотреть современное состояние психологии мотивации в теоретическом и прикладном аспектах;
Определить современные методы изучения мотивации туда.
Введение 3
Глава 1. Основные подходы к исследованию мотивации 5
1.1. Классические теории мотивации 5
1.2. Проблема мотивации в отечественной психологии 13
1.3. Современное состояние психологии мотивации 18
Глава 2. Современные методы диагностики мотивации 21
2.1. Актуальные проблемы диагностики мотивации персонала 21
2.2. Основные понятия прикладной диагностики мотивации персонала 23
3.2. Методология интервью в прикладной диагностике мотивации персонала 27
3.4. Методики диагностики мотивации труда 34
Заключение 38
Литература 39
Ситуационное интервью. Кандидату дается возможность осуществить выбор между различными факторами или продемонстрировать систему ценностей. Примерами таких ситуаций могут служить следующие:
Выбор между различными факторами:
Демонстрация системы ценностей:
Все эти ситуации позволяют выявить основные мотиваторы при выборе вида деятельности и работы. Интерпретация в данном случае достаточно проста и сводится к прямому получению мотиваторов. При демонстрации системы ценностей кандидатом есть возможность определить, какой тип корпоративной культуры и взаимоотношений между людьми будет для него дополнительным мотивационным фактором.
Психолингвистический анализ представляет еще одну возможность более детально рассмотреть мотивационные факторы человека - это анализ его речевых и мыслительных особенностей. Нужно заметить, что основное преимущество этого метода состоит в том, что его можно использовать не только на интервью, но и разговаривая с человеком в повседневной жизни. Для понимания мотивации особенно важны несколько следующих факторов.
Стремление–избегание – речевая характеристика, формально выражающаяся в частом употреблении отрицательных частиц и приставок (например, неконфликтный), слов «нормальный», «приемлемый»,(указывает на избегание) или позитивных формулировок (указывает на стремление). В ситуациях, когда сотруднику задаются открытые вопросы, необходимо обратить внимание на соотношение стремления - избегания.
Люди,
у которых преобладает
Если в речи кандидата встречается избегание, но при этом заметно реже, чем стремление, то это в большинстве случаев указывает на:
Когда принимается решение о том, как вести интервью дальше и как оценивать этого человека, необходимо выяснить, что стоит за избеганием. Нужно запомнить, где проявилось избегание, и вернуться к этой теме через некоторое время, уточнить какой именно негативный опыт имелся у кандидата в прошлом. Если видно, что точечное избегание связано исключительно с реальным негативным опытом, а в организации таких ситуаций не будет, то можно проигнорировать этот факт. Если же избегание указывает на постоянную проблемную зону человека или зону стойкой демотивации, то это стоит принять к сведению.
Необходимо еще отметить несколько важных факторов:
Тип референции указывает на соотношение собственного и внешнего мнения при принятии решений и самооценке человека. Внутренняя референция указывает на ориентированность на собственное мнение, видение и позицию. Внешняя - на мнение окружающих, объективные результаты, принятые нормы, общественное мнение. Смешанная референция – это сочетание и того, и другого.
Внешняя референция или тяготение к ней означает высокую степень значимости внешнего признания, оценки, похвалы, а также публичности признания и его внешних признаков. В данном случае очень важно определить правильно референтную группу (т.е. группу лиц, мнение которых наиболее значимо для человека). Референтная группа может быть как реальной (коллеги, клиенты, руководство), так и условной (мода, общеприняты нормы, мнение прессы и т.д.). Кроме того она может быть выражена в виде объективного фактора (объем продаж, выполнение бизнес-плана). При проведении оценки деятельности сотрудника очень важно аппелировать именно к его референтной группе: т.е. если для сотрудника наиболее важной референтной группой являются клиенты, наибольшее значение для него будет иметь именно обратная связь с клиентами или оценка его работы в этой сфере.
Внутренняя референция или тяготение к ней означает, что значительно более важным для человека является не внешнее признание, а самооценка, удовлетворение от того, что он сделал, вне зависимости от внешнего признания, а также возможность иметь собственное мнение, оказывать влияние на ситуацию, самому принимать решение и делать выбор. Поэтому для человека, тяготеющего в внутренней референции, особенно важным будет включение его в процесс принятия решения , учет его мнений или аргументация в случае, если оно не принимается, а также возможность иметь широкую, главное, четко очерченную зону ответственности и принятия решений. Очень опасно давить на такого человека, а чрезмерно частое обращение к экспертному влиянию («так говорят специалисты») или к мнению группы («так принято») может вызвать сильное раздражение.
Наиболее оптимальный с точки зрения управляемости и мотивации сотрудник коммерческой структуры – это сотрудник со смешанной референцией, для которого одинаково важны факторы как первой так и второй группы. Кроме того, очень большое значение имеет правильное определение референтной группы. При этом в управлении стоит чередовать приемы, актуальные для человека в с внутренней так и внешней референцией.
Процесс-результат. Для определения эффективности и способов мотивации будущего сотрудника, нужно выяснить, на что он ориентирован на процесс или результат. В реальной жизни большинство видов работ предполагает определенное соотношение предпочтений и склонностей сотрудника в отношении процесса и результата. Например, мотивация на результат однозначно предпочтительна для большинства позиций, связанных с активными продажами, влиянием на финансовую эффективность компании и всех должностей, на которых основной задачей является разрешение сложных и конфликтных ситуаций. Например, работа секретаря предполагает значительно больше процедур и процессов, следовательно, на эту позицию больше подойдут люди, ориентированные на процессы и мотивируемые стабильностью и плавным течением жизни.
С точки зрения мотивации важно учитывать следующие моменты:
Процедуры – возможности. При оценке этого параметра оценивается то, какой путь человек выбирает в решении профессиональных или личных задач. Здесь нужно отметить, что речь идет о предпочтениях кандидата и его субъективных ощущениях (большего или меньшего комфорта), нежели оп полной невозможности работать в иных условиях. Практика показывает , что чем больше тип работы соответствует склонностям человека, тем он успешнее и мотивировеннее , тем меньше допускает ошибок.
Люди возможностей ориентированы на поиск новых решений, на неповторяющиеся действия или же возможность использования разных подходов при решении типовых задач. Люди процедур предпочитают использовать типовой путь или способ решения рабочей, социальной или жизненной задачи. Но ни один из тих вариантов нельзя оценить как однозначно отрицательный или однозначно положительный тип.
С точки зрения мотивации следует учитывать следующее:
Содержание-окружение.
Существует много видов деятельности,
доступных сотрудникам на общение с людьми
, для которых значительным является пресловутый
человеческий фактор. В процессе выполнения
других видов работ человек , наоборот,
больше взаимодействует с цифрами ,документами
и техникой , нежели с людьми. В зависимости
от того, что именно является основным
предметом деятельности, будут предпочтительнее
кандидаты с доминантой содержания или
окружения Определить соотношение
содержания и окружения можно задавая
специальные вопросы и анализируя ответы
кандидата, а также его речь во время свободной
беседы. Анализируя ответы и речь, нужно
обратить внимание на то, какое место в
них отводится людям: коллективу, клиентам,
ученикам, пациентам, родственникам, а
какой содержанию работы. (5)
3.4. Методики диагностики мотивации труда
В ходе своей практической деятельности психолог может использовать многочисленные методики изучения трудовой мотивации. Мне бы хотелось сделать краткий сравнительный обзор методик, которые нашли наибольшее применение в диагностике мотивационной сферы.
Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности», Т.,Л. Бадоева : автор выделяет три группы мотивов, связанных с трудовой деятельностью: это побуждения общественного характера (осознание необходимости приносить пользу людям), вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и своей семьи, третья группа – удовлетворение потребностей в самореализации. Достоинством методики является ее доступность и возможность каждому испытуемому проанализировать оцениваемые факторы и внести коррективы в структуру мотивов своей трудовой деятельности. К недостаткам методики относят то, что присутствует высокая степень сознательного субъективного искажения результатов тестирования, так как испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы..