Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 09:50, курсовая работа
Целью работы является определение теоретических оснований прикладного изучения мотивации в организациях. В соответствии с поставленной целью была разработана следующая программа были поставлены следующие задачи исследования:
Проанализировать основные подходы к исследованию мотивации;
Рассмотреть современное состояние психологии мотивации в теоретическом и прикладном аспектах;
Определить современные методы изучения мотивации туда.
Введение 3
Глава 1. Основные подходы к исследованию мотивации 5
1.1. Классические теории мотивации 5
1.2. Проблема мотивации в отечественной психологии 13
1.3. Современное состояние психологии мотивации 18
Глава 2. Современные методы диагностики мотивации 21
2.1. Актуальные проблемы диагностики мотивации персонала 21
2.2. Основные понятия прикладной диагностики мотивации персонала 23
3.2. Методология интервью в прикладной диагностике мотивации персонала 27
3.4. Методики диагностики мотивации труда 34
Заключение 38
Литература 39
Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности: анализ соответствующей литературы не дал указаний на автора этой методики. Объектом исследования являются внутренние мотивы профессиональной деятельности. Преимуществом данной методики является то, что она позволяет диагностировать выраженность профессиональных мотивов и их структуру. Недостатком методики касаются процедурной стороны: не совсем удобный для восприятия испытуемого бланк ответов.
Методика
«Мотивы трудовой деятельности»
Т.М. Князевой: данная методика также
позволяет диагностировать
Методика К.Замфир «Структура мотивации трудовой деятельности » : при создании методики автор исходил из того, что основными компонентами структуры мотивации трудовой деятельности являются: внутренняя мотивация, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивации. К достоинствам данной методики относят: возможность использования как в индивидуальном так и в групповом варианте, выполнение методики способствует анализу испытуемого собственного отношения к трудовой деятельности. Относительная трудоемкость метода несколько ограничивает сферу его применения.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса: данный метод содержит в своей основе теоретическое представление о двух полярных мотивах деятельности человека: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Х.Хекхаузен относит эти мотивы к относительно постоянным личностным переменным. Среди достоинств данной методики следует отметить простоту обработки эмпирических данных. В качестве недостатка можно сказать о том, что в описании методики отсутствуют данные о ее валидности, надежности, адаптированности. Также отсутствует конкретный источник, говорящей о происхождении методики.
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса: в основании данной методики лежит теоретическое положение о двух противоположных мотивах – мотиве достижения успеха и мотиве избегания неудач. В модели выбора риска Х.Хекхаузена сила мотива избегания неудачи рассматривается как отрицательная переменная. Этот мотив постоянно побуждает к уклонению от выбора задачи , от чрезмерного напряжения усилий и продолжительной деятельности. Среди достоинств данной методики следует отметить простоту обработки эмпирических данных. В качестве недостатка можно сказать о том, что в описании методики отсутствуют данные о ее валидности, надежности, адаптированности. Также отсутствует конкретный источник, говорящий о происхождении методики. Особенностью данной методики является то, что она учитывает данные других методик для интерпретации результатов: «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т.Элерса» и «Методика степени готовности к риску Шуберта».
Также в практике психодиагностики есть методики, которые позволяют провести исследование психологических образований, влияющих на мотивацию трудовой деятельности.
Графический тест Е.П. Ильина «Определение потребности в активности»: данный метод основан на идее прямой зависимости энергетического потенциала человека и его дифференцированных пространственных порогов при увеличении и уменьшении амплитуд движения руки по отношению к эталонной амплитуде. Таким образом, чем выше дифференциальные пороги при увеличении эталонной амплитуды движения, в сравнении уменьшением амплитуды, тем выше энергетический потенциал человека и наоборот. К достоинствам данной методики относят возможность ее использования как в индивидуальном, так и в групповом исследовании, методика проста в обработке результатов, результаты не зависят от социальной желательности ответов. К недостаткам можно отнести то, что методика малосодержательна: выявляя потребность в активности у испытуемого не указывает причины низкого энергетического потенциала.
Методика
«Ценностные ориентации» М.
Заключение
В
данной работе проведен анализ основных
подходов к исследованию мотивации.
Рассмотрены классические теории мотивации,
проблема мотивации в отечественной психологии.
Также дана оценка современного состояния
психологии мотивации и широко освещены
современные методы диагностики персонала.
Литература