Психология насилия: физическое, психологическое, сексуальное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:50, реферат

Описание

Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие насилия;
2) Охарактеризовать сущность насилия;
3) Выявить причины насилия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ………………………………………………………………………………………..5
1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5
1.2. Классификация насилия………………………………………………………………10
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ….......................................................................................................................13
2.1 Сексуальное насилие………………………………………………………………......13
2.2 Физическое насилие…………………………………………………………………...17
2.3 Психологическое насилие………………………………………………………….....20
Заключение……………………………………………………………………………......24
Список литературы………………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ккр.docx

— 66.51 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………………..3

Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ………………………………………………………………………………………..5

1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5

1.2. Классификация насилия………………………………………………………………10

Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ….......................................................................................................................13

2.1 Сексуальное насилие………………………………………………………………......13

2.2 Физическое насилие…………………………………………………………………...17

2.3 Психологическое насилие………………………………………………………….....20

Заключение……………………………………………………………………………......24

Список литературы………………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  темы обусловлена тем, что насилие распространено и в наши дни до сих пор, и многие изучают эту тему и пытаются бороться с причинами насилия, разрабатывать методики по реабилитации насилия, будь то бы это сексуальным, физическим или психологическим насилием.

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и  вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о  том, с какой частотой люди убивают  друг друга.

В общественном сознании и  СМИ проблема насилия представлена в очень усеченной  и трансформированной форме «ужасов отдельного случая».  Насилие может вызывать различные  нарушения, такие как нарушения  в познавательной сфере, а также  расстройства аппетита, сна; злоупотребление  наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество  соматических жалоб.

Нарушения, возникающие после  насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые  приводят к стойким личностным изменениям.

Помимо непосредственного  влияния пережитое насилие может  приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.

Степень разработанности  проблемы: Проблематика психологии насилия – обширная область разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Соонетс Р, Д.Левинсон, Д.Финкелхор, К.Брон,1 и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Зиновьева Н.О, Михайлова Н.Ф, Орлов А.Б, Золотов Е.А2. и др.).

Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия,  до сих пор не существует единого  видения данной области в психологии, нет единой теоретической и исследовательской  парадигмы, не сложился полноценный  терминологический и концептуальный аппарат.

Объект – психология насилия

Предмет – виды насилия

Цель  - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие насилия;
  2. Охарактеризовать сущность насилия;
  3. Выявить причины насилия;
  4. Выявить факторы, являющиеся первопричиной насилия;
  5. Описать классификацию насилия;
  6. Выявить традиционные эмпирические типологии насилия;
  7. Описать сексуальное насилие, физическое, психологическое;
  8. Выявить основные причины, последствия такого рода насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ.

1.1 Социальные  и культурные факторы риска  применения насилия.

Актуальность изучения проблемы психологии насилия в семье определяется прежде всего тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст процессов обучения и воспитания: все дети в той или иной степени подвергаются  насилию.

Понятия «насилие»  и «жестокость»  входят в понятие агрессия. Насилие  — это нарушение чужого поведения, а  жестокость — это свойство личности, заключающееся в безразличии  к страданиям людей или же в  стремлении к их причинению.

Сначала причиной насилия  над ребенком считалась психопатология родителей, затем внимание перенеслось  на социальный контекст, из чего возник вывод — факторы риска кроются  в социальной изолированности и  системе ценностей родителя, которая  и обусловливает насильственное отношение к ребенку. Затем насилие  интерпретировали через интерактивную  социальную модель нарушенных отношений  между родителем и ребенком.

Поздние исследователи определили факторы риска на уровне индивида, семьи и общества и доказали, что  не один фактор, а их взаимовлияние  приводит к насилию над детьми. Они также отмечают, что наличие  того или иного фактора риска  еще не означает проявления насилия, а скорее указывает на вероятность  или возможность его возникновения.

Пренебрежению и насилию  над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия.

  1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний. Например, трактуется физическое наказание как применение со стороны опекуна к ребенку силы с целью его дисциплинирована, мотивации изменения или прекращения нежелательного/неодобряемого поведения. Во время консультирования очень часто приходится сталкиваться с тем, что физическое наказание в нашей культуре (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) считается распространенной и естественной формой воспитания и не рассматривается как насилие. Разница лишь в том, что кто-то прибегает к этому лишь в крайних случаях, а кто-то это практикует довольно часто. Это подтверждается и зарубежными исследованиями. Так некоторые отмечают, что родители считают физическое наказание необходимым в случае немедленного пресечения конкретного поведения ребенка или привития ему общепринятых норм и правил. Мнения же учителей по этому вопросу разделились: часть из них считает наказание допустимым для поддержания порядка, другие отвергают и считают его ненужным и противоречащим правам ребенка. Однако большинство учителей считает наказания, вызывающие повреждения, насилием, но только не многие из них являются противниками шлепков. Поэтому часто ребенок воспринимает проявленное по отношению к нему насилие как «заслуженное» наказание и не жалуется никому.
  2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.  Демострируемое практически ежедневно насилие посредством ТВ (мультфильмы, фильмы, передачи) и видео укрепляет мнение ребенка или подростка о насилии как ценности и средстве усвоения приемлемого поведения. Ребенок легко усваивает увиденные ценности, манеры и нормы поведения, поскольку процессы осмысления, оценки и разграничения реальности и фантазий развиты еще недостаточно. Увиденную агрессию он может переносить в свою повседневную жизнь с собственными целями. Кроме того, растет толерантность, степень восприимчивости к насилию.
  3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни . Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.3 Семья же всегда стремится не выносить сор из избы и препятствует установлению истины. Любые попытки правоохранительных органов и социальных служб наталкиваются на сопротивление и рассматриваются как вмешательство в частную жизнь. Распространенное мнение о том, что воспитание детей — это внутреннее семейное дело, что семья сама должна справляться с проблемами и никто не имеет права вмешиваться в этот процесс, по сути дела развязывает руки родителям-насильникам.
  4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.  Только в последние годы стали создаваться кризисные центры, телефоны доверия, приюты и социальные гостиницы для жертв насилия. Но практически отсутствуют образовательные и реабилитационные программы, предназначенные для групп риска — программы поддержки (для подростков, осужденных условно за насилие и сексуальное в том числе), специальные обучающие программы для родителей, склонных к насилию, патронаж над жертвами сексуального насилия и т. д. Подобные программы уже существуют в США и Канаде, но у нас пока отсутствуют. Одна из мер профилактики заключается в создании учебных программ, включающих специальное сексологическое образование, основы безопасного общения, охватывающих детей, подростков, родителей, педагогов, социальных работников и милицию.
  5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.  М. Роуз Эссекс  указывает, что порой трудно представить и осознать, что дети могут быть вовлечены в какие-либо виды сексуального поведения4. В действительности же дети с самых малых лет вовлечены в различного рода сексуальные действия, причем их спектр распределен от нормативного до крайне патологического. Не выработано четких критериев, по которым можно квалифицировать насилие на основе как формальных, так и неформальных законов. Не так легко определить, какие формы контакта между ребенком и взрослым, кроме собственно полового акта, подлежат юридическому запрету, в каких случаях сексуальная стимуляция ребенка может рассматриваться проявлением родительской любви, а в каких — соблазнением. Не отработан механизм разрешения подобных ситуаций, необходимо проведение обучения специалистов, занимающихся детьми. Учителя, врачи, воспитатели, как правило, первыми замечают признаки насилия над детьми. Бессилие структур власти, отсутствие поддержки со стороны школы и общества негативно сказываются на решении данной проблемы.
  6. Низкая правовая грамотность населения.  Недостаточная осведомленность населения о правах и защите ребенка, закрепленных в действующих законах и конвенции, где ребенок рассматривается как полноправная личность, и каждый гражданин обязан сообщать в органы, оказывающие помощь детям — жертвам насилия.
  7. Плохая осведомленность детей о своих правах. Дети часто не знают, что являются полноправными лицами и имеют право на защиту и помощь общества. Они не знают, в какие органы следует обратиться за защитой, какие социальные учреждения могут оказать им помощь. Поэтому учителя должны быть подготовлены для бесед с детьми на темы насилия, защиты их прав, чтобы последние научились сами защищать себя.
  8. Совершенствование законодательства. Законы о защите прав несовершеннолетних являются слишком декларативными и требуют конкретизации и совершенствования. Например, на лишение родительских прав уходит достаточно продолжительное время — вплоть до нескольких лет. В это время дети вынуждены находиться в нескольких приютах, в результате страдает их эмоциональное и социальное развитие, а с возрастом уменьшается вероятность их успешной адаптации. Если устранена непосредственная опасность для ребенка, то часто останавливается и уголовное преследование. Не все случаи доходят до суда. Ребенок нередко направляется из одного места в другое для проведения дополнительных психиатрических и психологических экспертиз и т. д. Тогда как в это время очень важно, чтобы страдающий ребенок как можно раньше получил всестороннюю психологическую, медицинскую и социальную помощь. В связи с этим необходимо организовать тесное сотрудничество между вовлеченными в процесс государственными и негосударственными учреждениями, занимающимися детьми.

Также существуют в психологической  науке модели причин (факторов) насилия  в семье, которые традиционно  подразделяются на:

а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию  родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);

б) социальные, объясняющие  насилие внешние (социальные) факторы  и условия (бедность, низкий уровень  дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);

в) психосоциальные, стремящиеся  интегрировать психологические  и социальные факторы насилия; в  данных моделях факторы насилия  подразделяются на структурные, ситуативные  и коммуникативные, причем именно последние  являются ключевыми и определяющими  проявления насилия в семье: особенности  межличностных взаимодействий являются либо “ингибитором”, либо “катализатором”  действия структурных и ситуативных  факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или  “принудительная спираль насилия”. 5

При этом наличие нескольких благоприятных факторов (социальные навыки, положительная идентификация  «Я» и т. д.) уменьшает влияние  факторов риска.

Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов, не заслуживает  доверия как явно заниженные, однако даже имеющиеся опросы свидетельствуют, в частности, о том, что примерно 25% детей, живущих в крупных российских городах, стали жертвами сексуального насилия. Очевидно, что распространенность других видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю детскую популяцию. Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом конвенционального общественного сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация насилия.

 

Проблему насилия можно  рассматривать с разных сторон. В англоязычной психологической литературе основными терминами в данной области являются собирательные термины “abuse” (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и “neglect” (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы). К настоящему времени сложилась форма “abuse & neglect”, которую составляют:

1) физическое насилие  — преднамеренное манипулирование  взрослыми телом ребенка как  объектом, приводящее к нанесению  ребенку физических повреждений  различной степени тяжести; к  физическому насилию относятся  не только побои, но и ограничения  детей в еде и сне, вовлечение  детей в употребление алкоголя  и наркотиков и т.п.;

2) сексуальное насилие  — преднамеренное манипулирование  взрослыми телом ребенка как  сексуальным объектом, приводящее  к вовлечению ребенка в сексуальные  действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение детей, но и вовлечение детей в проституцию, порно – бизнес и т.п.;

3) психологическое (поведенческое,  интеллектуальное, эмоциональное и  проч.) насилие — преднамеренное  манипулирование взрослыми ребенком  как объектом, игнорирование его  субъектных характеристик (свободы,  достоинства, прав и т.п.), либо  разрушающее отношения привязанности  между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения  и приводящее к различным деформациям  и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного)  развития. 6

Соотношение трех данных форм “abuse & neglect” таково: по своему объему понятие “сексуальное насилие” больше чем понятие “физическое насилие”, а понятие “физическое насилие” — больше чем понятие “психологическое насилие”. Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм “abuse & neglect” показывает, что психологическое насилие является “ядром” насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие.

Также некоторые ученые выделяют еще такой вид насилия как  пренебрежение.

Пренебрежение — это хроническая  неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Такой ученый как Золотов  Е.А. выделяет еще один вид насилия - аудиовизуальное насилие (экранное, аудио – насилие).7 Общеизвестно, что песни с агрессивным содержанием побуждают слушателя к насильственным действиям. А с учетом того, что слуховое восприятие вызывает гораздо более сильный эмоциональный отклик, чем зрительное — последствия широкого распространения и популяризации подобных произведений могут оказаться крайне негативными.

Информация о работе Психология насилия: физическое, психологическое, сексуальное