Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:50, реферат
Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие насилия;
2) Охарактеризовать сущность насилия;
3) Выявить причины насилия;
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ………………………………………………………………………………………..5
1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5
1.2. Классификация насилия………………………………………………………………10
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ….......................................................................................................................13
2.1 Сексуальное насилие………………………………………………………………......13
2.2 Физическое насилие…………………………………………………………………...17
2.3 Психологическое насилие………………………………………………………….....20
Заключение……………………………………………………………………………......24
Список литературы………………………………………………………………………25
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ:
СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ……………………………………………………………………
1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5
1.2. Классификация насилия……………………………………………………………
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ…......................
2.1 Сексуальное насилие……………………………………………………………
2.2 Физическое насилие……………………………………………………………
2.3 Психологическое насилие………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы обусловлена тем, что насилие распространено и в наши дни до сих пор, и многие изучают эту тему и пытаются бороться с причинами насилия, разрабатывать методики по реабилитации насилия, будь то бы это сексуальным, физическим или психологическим насилием.
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди убивают друг друга.
В общественном сознании и СМИ проблема насилия представлена в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая». Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.
Нарушения, возникающие после
насилия, затрагивают все уровни
человеческого
Помимо непосредственного
влияния пережитое насилие
Степень разработанности проблемы: Проблематика психологии насилия – обширная область разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Соонетс Р, Д.Левинсон, Д.Финкелхор, К.Брон,1 и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Зиновьева Н.О, Михайлова Н.Ф, Орлов А.Б, Золотов Е.А2. и др.).
Несмотря на всю важность
и актуальность проблематики насилия,
до сих пор не существует единого
видения данной области в психологии,
нет единой теоретической и
Объект – психология насилия
Предмет – виды насилия
Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ.
1.1 Социальные и культурные факторы риска применения насилия.
Актуальность изучения проблемы психологии насилия в семье определяется прежде всего тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст процессов обучения и воспитания: все дети в той или иной степени подвергаются насилию.
Понятия «насилие» и «жестокость» входят в понятие агрессия. Насилие — это нарушение чужого поведения, а жестокость — это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
Сначала причиной насилия над ребенком считалась психопатология родителей, затем внимание перенеслось на социальный контекст, из чего возник вывод — факторы риска кроются в социальной изолированности и системе ценностей родителя, которая и обусловливает насильственное отношение к ребенку. Затем насилие интерпретировали через интерактивную социальную модель нарушенных отношений между родителем и ребенком.
Поздние исследователи определили
факторы риска на уровне индивида,
семьи и общества и доказали, что
не один фактор, а их взаимовлияние
приводит к насилию над детьми.
Они также отмечают, что наличие
того или иного фактора риска
еще не означает проявления насилия,
а скорее указывает на вероятность
или возможность его
Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия.
Также существуют в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье, которые традиционно подразделяются на:
а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);
б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);
в) психосоциальные, стремящиеся
интегрировать психологические
и социальные факторы насилия; в
данных моделях факторы насилия
подразделяются на структурные, ситуативные
и коммуникативные, причем именно последние
являются ключевыми и определяющими
проявления насилия в семье: особенности
межличностных взаимодействий являются
либо “ингибитором”, либо “катализатором”
действия структурных и ситуативных
факторов насилия, в последнем случае
происходит эскалация насилия или
“принудительная спираль
При этом наличие нескольких благоприятных факторов (социальные навыки, положительная идентификация «Я» и т. д.) уменьшает влияние факторов риска.
Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов, не заслуживает доверия как явно заниженные, однако даже имеющиеся опросы свидетельствуют, в частности, о том, что примерно 25% детей, живущих в крупных российских городах, стали жертвами сексуального насилия. Очевидно, что распространенность других видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю детскую популяцию. Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом конвенционального общественного сознания.
1.2 Классификация насилия.
Проблему насилия можно рассматривать с разных сторон. В англоязычной психологической литературе основными терминами в данной области являются собирательные термины “abuse” (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и “neglect” (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы). К настоящему времени сложилась форма “abuse & neglect”, которую составляют:
1) физическое насилие
— преднамеренное
2) сексуальное насилие
— преднамеренное
3) психологическое (
Соотношение трех данных форм “abuse & neglect” таково: по своему объему понятие “сексуальное насилие” больше чем понятие “физическое насилие”, а понятие “физическое насилие” — больше чем понятие “психологическое насилие”. Иначе говоря, между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Вместе с тем, рассмотрение генеза данных форм “abuse & neglect” показывает, что психологическое насилие является “ядром” насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие.
Также некоторые ученые выделяют еще такой вид насилия как пренебрежение.
Пренебрежение — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Такой ученый как Золотов Е.А. выделяет еще один вид насилия - аудиовизуальное насилие (экранное, аудио – насилие).7 Общеизвестно, что песни с агрессивным содержанием побуждают слушателя к насильственным действиям. А с учетом того, что слуховое восприятие вызывает гораздо более сильный эмоциональный отклик, чем зрительное — последствия широкого распространения и популяризации подобных произведений могут оказаться крайне негативными.
Информация о работе Психология насилия: физическое, психологическое, сексуальное