Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:50, реферат
Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие насилия;
2) Охарактеризовать сущность насилия;
3) Выявить причины насилия;
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ………………………………………………………………………………………..5
1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5
1.2. Классификация насилия………………………………………………………………10
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ….......................................................................................................................13
2.1 Сексуальное насилие………………………………………………………………......13
2.2 Физическое насилие…………………………………………………………………...17
2.3 Психологическое насилие………………………………………………………….....20
Заключение……………………………………………………………………………......24
Список литературы………………………………………………………………………25
Музыка является для подростков самым верным спутником, учителем и проводником в жизни. На базе музыкальных течений и стилей появляются всевозможные молодежные суб — и контркультуры, которые зачастую носят антиобщественный и экстремистский характер.8
Насилие может быть двух типов:
По времени насилие делится на:
По месту происшествия и окружения насилие бывает:
Сексуальное насилие является
частным случаем
Существуют и другие виды насилия, которые трудно распознать. Например, тот случай, когда ребенку навязывается нечто хорошее, даже под видом любви. Это насилие действует более тонко, но механизм защиты тот же. Ребенок вынужден защититься и отстраниться от этого мира взрослых и навязываемой ему поглощающей любви. Став взрослым, ему потребуются усилия, чтобы преодолеть барьер между собой и другими, чтобы наладить отношения с миром. В этом случае целостность также нарушается.9
Насилие травмирует как детей,
так и взрослых и может привести
к значительным нарушениям в душевном
и физическом состоянии. Душа ребенка
очень хрупка и ранима. Различают
ближайшие и отдаленные последствия
жестокого обращения и
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, а также головные боли, потеря сознания, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Все эти признаки указывают на сильнейшую травму в душевном состоянии ребенка. У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания» , или в семьях, где они лишены тепла, можно обнаружить признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».
Травмы, связанные с насилием настолько глубоки, что приводят к сильнейшим нарушениям физического здоровья как детей, так и взрослых людей. Наша душа имеет сложную структуру, включающую многие силы, в том числе и инстинктивные, позволяющие ей укорениться в нашем теле и земной реальности.
Такая травма, шок приводящие к разъединению сил души, может стать причиной многих заболеваний. И хотя считают, что отделение части души в случае насилия или инцеста происходит вследствие невыносимой боли и унижения, и является защитным механизмом, не многие находят пути, как вернуть целостность, восстановить жизненные силы организмы.
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ.
2.1 Сексуальное насилие.
Сексуальное насилие над детьми — это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли.
Сексуальное насилие в
отношении детей включает большое
количество действий и дополняется
такими из них, как принуждение или
поощрение ребенка совершать
сексуально окрашенные прикосновения
к телу взрослого или ребенка,
принуждение ребенка к
Сексуальное насилие, совершаемое
по отношению к ребенку, по своим
последствиям относится к самым
тяжелым психологическим
Американские исследователи определяют сексуальное насилие над детьми (Child Sexual Abuse — CSA) как к любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам — до 18) и человеком по крайней мере на 5 лет старше его.10
Согласно одному из первых определений, сексуальное злоупотребление в отношении детей (СЗД) — это «вовлечение зависимых, неразвитых детей и подростков в сексуальную активность, сущности которой они полностью не способны понять и на которое они не способны дать согласие».
Американский врач С. Кемпе определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей». 11
Таким образом,- сексуальные злоупотребления над детьми — это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.
Рут Соонетс (2000) в сексуально-порочном обращении с ребенком по умыслу выделяет сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие.12
Сексуально-порочное обращение с ребенком — это проявленная по отношению к ребенку любая активность сексуального плана, которая выходит за рамки норм общения с ним.
Сексуальное злоупотребление — это ненасильственное использование ребенка в качестве сексуального объекта для удовлетворения своего сексуального влечения. Сексуальным злоупотреблением считаются игры с ребенком сексуального содержания, изготовление с ребенка порнографических картин или фотографий, показ ребенку эротических картин, видеофильмов, разговоры о сексуальности или о связанных с сексуальностью вещах, неподобающим для его возраста эротическим способом и т. д.
Английские исследователи А. Пик и Дж. Линдсей в книге «Сексуальные злоупотребления в семье» считают, что сексуальные злоупотребления представляют собой проявления нарушенного функционирования семьи.
Английские исследователи Свэнн и Рэльсон считают актами сексуального использования и насилия над ребенком следующие действия, которые нередко описываются жертвами как начало сексуального насилия:
• ласки, ощупывание,
целование и в том числе
тайное касание интимных
• рассматривание половых органов ребенка;
• демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку;
• наблюдение за ребенком во время раздевания, купания, в туалете;
• смущение, притеснение
ребенка взглядами,
• мастурбация в присутствии ребенка.
К контактным формам сексуального
насилия и использования
• трение пениса о тело ребенка;
• принуждение ребенка мастурбировать в присутствии взрослого;
• принуждение ребенка
манипулировать гениталиями
• ощупывание или
манипулирование гениталиями
• подражание половому сношению с помощью пальца;
• вагинальное половое сношение с ребенком;
• половое сношение с ребенком через анальное отверстие;
• половое сношение через рот ребенка.
Виды сексуального насилия
Сексуальное насилие является
частным случаем
Ф. Ровэн, Д.Фой, Дж.Гудвин и др. предлагают рассматривать последствия сексуального насилия, пережитого ребенком, с учетом его возрастных особенностей. В разные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному.14 Ниже описаны наиболее частые симптомы, характерные для детей и подростков разных возрастов:
• детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
• у дошкольников психосоматические симптомы выражены в меньшей степени, на первый план выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);
• у детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
• для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, диссоциативные эпизоды — чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
• для подростков 13-18
лет — отвращение, стыд, вина, недоверие,
амбивалентные чувства по
Таким образом, диссоциация представляет собой фундаментальное свойство психики и лежит в основе различных феноменов, имеющих место как при «нормальном» функционировании психики, так и во многих видах психопатологии и обладает большой ценностью с точки зрения психической адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, связана с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желания ребенка, что приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок.
.
2.2 Физическое насилие.
Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. Физическое жестокое обращение — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
По мнению Р. Соонетс, определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по следующим признакам:15
• необъяснимо возникшие кровоподтеки;
• шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
• следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли);
• след от укуса на коже;
• наличие на голове участков кожи без волос;
• необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме варежки или носка);
• ожоги горячим
предметом (от зажигалки,
• необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
• повреждения внутренних
органов (разрыв печени, ушибы
почек, мочевого пузыря в
Информация о работе Психология насилия: физическое, психологическое, сексуальное