Психология насилия: физическое, психологическое, сексуальное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:50, реферат

Описание

Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие насилия;
2) Охарактеризовать сущность насилия;
3) Выявить причины насилия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ………………………………………………………………………………………..5
1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5
1.2. Классификация насилия………………………………………………………………10
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ….......................................................................................................................13
2.1 Сексуальное насилие………………………………………………………………......13
2.2 Физическое насилие…………………………………………………………………...17
2.3 Психологическое насилие………………………………………………………….....20
Заключение……………………………………………………………………………......24
Список литературы………………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ккр.docx

— 66.51 Кб (Скачать документ)

  • необычное состояние  ребенка после насильственного  приема алкоголя или лекарств;

  • умерший ребенок  с признаками насилия (убийство);

О повторяющемся физическом насилии можно судить в том  случае, если на теле ребенка имеются  следы разной давности (раны, кровоподтеки и т. д.).

На факт применяемого физического  насилия указывают и особенности  поведения жертвы-ребенка: 16

  • страх при приближении  родителя к ребенку;

  • пассивность, замкнутость  или повышенная агрессивность;

  • общее избегание  физического контакта;

  • застывший, испуганный  взгляд (наблюдается и у грудного  ребенка);

  • необъяснимые изменения  в поведении (прежде жизнерадостный  ребенок теперь постоянно грустен,  задумчив, замкнут);

  • страх перед уходом  из школы или детского сада  домой. И наоборот, перед уходом в школу, если насилие применяется в школе или на улице;

  • учащение случаев  причинения себе вреда — саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);

  • побег из дома;

  • ношение одежды, неподходящей к погодным условиям (например, шерстяной свитер с  высоким воротником, чтобы скрыть  кровоподтеки на теле);

  • отчаянные просьбы  и мольба ребенка не сообщать  родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в  школе. 

Факторы, связанные с семьей, на основании которых молено предполагать применение физического насилия  по отношению к ребенку:17

  • известно, что в  этой семье детей или конкретно  данного ребенка и раньше подвергали  физическому насилию;

  • родитель относится  к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно;

  • родитель применяет  жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом-ремнем и т. д.);

  • в случае физической  травмы ребенка родитель не  обращается к врачу;

  • известно, как родитель  угрожал ребенку физической расправой  («Ты у меня сегодня заработаешь...»)  или как он вспоминал насильственные  действия («Ты у меня получишь, как тогда...»);

  • описание родителем  происшествия не совпадает с  характером травмы у ребенка  (например, родитель привозит своего  шестилетнего сына без сознания, объясняя травму головы падением  с качелей, а при этом на  теле ребенка обнаруживаются  кровоподтеки разной давности, ссадины  в виде полос от ударов ремнем  и связывания);

  • родитель не может  объяснить, как возникла травма, дает противоречивые объяснения.

   Физическое насилие — явление достаточно распространенное в нашем обществе. Только в Волгограде за последние 5 лет родителями убито более 2 тысяч детей. Ежегодно около 100 тысяч детей убегают из дома. Численность беспризорников растет угрожающими темпами. Каждый год около 2 тысяч детей пытаются покончить с собой из-за надругательства над ними в семье .18

Испытавший физическое насилие  ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает агрессивную  модель поведения. Однако если он научился подавлять и отрицать свои чувства  к насильнику, это может привести к депрессии и спровоцировать саморазрушающее поведение, поскольку выражение гнева по отношению к насильнику бывает либо слишком опасно, либо безрезультативно. Поэтому гнев ребенка обращается внутрь, против него самого, вызывая депрессию и ненависть к себе.

Жертвы физического насилия  ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, они верят, что другие лучше их. Если ребенок, воспитанный  в нормальных условиях, внутренне  и внешне протестует против несправедливого  наказания, то ребенок, подвергающийся физическому насилию, часто считает, что наказание справедливо. Отсутствие положительного опыта, на который можно  опереться, способствует формированию низкой или нестабильной самооценке, которая при малейших неудачах еще  более усугубляется.

Основными последствиями  физического насилия для детей  являются отсутствие контроля над своей  импульсивностью, снижение способности  к самовыражению, отсутствие доверия  к людям. Непосредственно после  травмы возникают острые состояния  страха, отсроченными последствиями  могут стать садистские наклонности.

Физическое и сексуальное  насилие оставляет у ребенка  неизгладимый след. Серьезность последствий  зависит: от обстоятельств, связанных  с особенностями ребенка (возраст, уровень развития и свойства личности) и насильника; от продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий; от реакции окружающих. В  дисгармоничных или неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в  нормальных семьях. В дисгармоничных семьях родители также реже имеют  верное представление о травматическом опыте своих детей и пытаются его преуменьшить или скрыть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Психологическое  насилие.

Психологическое насилие  — это совершенное по отношению  к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных  способностей.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие  родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера  или же тормозящее развитие личности.19

Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, по мнению Рут Соонетс, должно выделяться отдельно. 20

К психологическому насилию  относят, например, частые конфликты  в семье и непредсказуемое  поведение родителей по отношению  к ребенку. Из-за душевного насилия  тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов  и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается  способность к самоуважению. Ребенок  развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.

Спектр психологического насилия включает:

а) психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и  переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка  и т.п.);

б) психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, плохая успеваемость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склонность к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии — наркотические зависимости, булимия, анорексия нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и проч. личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания — язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.; опыт насилия в детстве в некоторых случаях приводит к ранней и глубокой интериоризации паттерна отношений “насильник — жертва”, к фиксации этого паттерна на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазох и серийные убийства; 21

в) психологические взаимодействия (доминантность, эффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны родителей и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны детей).

Родители и учителя  должны знать их и отслеживать  в себе тот момент, когда воспитание переходит в «убийство души»  ребенка. Английский психолог Алиса  Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так  называемую «отравляющую педагогику»  — комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

Вот как Алиса Миллер формулирует  «правила», которые помогают убить  душу ребенка:

  1. Родители — хозяева  зависимого от них ребенка.

  2. Они определяют, что  хорошо и что плохо.

  3. Ребенок несет ответственность  за их гнев. Если они сердятся  — виноват он.

  4. Родители всегда  должны быть защищены.

  5. Детское самоутверждение  в жизни создает угрозу автократичному родителю.

  6. Ребенок должен быть  сломлен, и чем раньше, тем лучше.

  7. Все это должно  произойти, пока ребенок еще  совсем маленький, не замечает  этого и не может разоблачить  родителей. 

Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические  ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание, вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье.

Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует  у детей следующие деструктивные  установки, представления и мифы:

  • любовь — это  обязанность;

  • родители заслуживают  уважения по определению —  просто потому, что они родители;

  • дети не заслуживают  уважения просто потому, что они  дети;

  • высокая самооценка  вредна, а низкая — делает людей  альтруистами;

  • нежность (сильная  любовь) вредна;

  • удовлетворять детские  желания неправильно. Суровость,  грубость и холодность — хорошая  подготовка к жизни;

  • притворяться благодарным  лучше, чем откровенная неблагодарность;

  • то, как вы себя  ведете, важнее того, что вы на  самом деле собой представляете;

  • родители не переживут,  если их обидеть;

  • родители не могут  говорить глупости или быть  виноватыми;

  • родители всегда  правы, они не могут ошибаться. 

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики»  формирует зависимую личность с  низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется снова, но уже в новом поколении.

А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие:

  • бессознательная  потребность перенести на другого унижение, которому подвергались когда-то сами;

  • потребность обладать  и иметь выход для подавленных  чувств;

  • потребность обладать  живым объектом для манипулирования,  иметь его в собственном распоряжении;

  • самозащита, в том  числе потребность идеализировать  собственное детство и собственных  родителей посредством догматического  приложения (переноса) родительских  педагогических принципов на  своего ребенка;

  • страх проявлений, которые у них самих когда-то  были подавлены, проявлений, которые  они видят в собственных детях,  тех, что должны быть уничтожены  в самом зародыше;

  • реванш за боль, которую родитель когда-то пережил. 

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из перечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн  поведения очень проблематичен.

Структурирование проблематики психологического насилия в семье  приводит к следующим выводам:22

1. Наиболее сущностным  или генетически исходным типом  насилия является психологическое  насилие; 

2. Наиболее сущностным  или генетически исходным аспектом  психологического насилия является  его интерактивный аспект, то  есть неадекватное (патогенное) родительствование;

3. Наиболее сущностным  или генетически исходным психологическим  механизмом неадекватного (патологического) родительствования является механизм самонепринятия;

4. Наиболее сущностным  или генетически исходным/предельным  является самонепринятие по типу негативного оценивания (запрета) на проявления (поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, личностные, сущностные) собственного Я.

5. Наиболее сущностной  или генетически исходной или  предельной формой самонепринятия является непринятие своей жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без  всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к  детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Психология насилия: физическое, психологическое, сексуальное