Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.
1.Введение…………………………………………………………..стр.3-4
2. Теоретический аспект…………………………………………....стр. 5-19
2.1. Основные подходы психологии в изучении общения ………стр.5-9
2.2 Коммуникативные барьеры общения………………………….стр.10-12
2.3 Психологические барьеры общения……………………………стр.13-15
2.4 Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных
барьеров………………………………………………………………стр.16-17
2.5 Схема выхода из ситуации «барьера»………………………….стр.17-18
2.6.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых
барьеров общения……...…………………………………………….стр.18-19
3.Эмпирическая часть………………………………………………стр. 20-28
3.1Методики и этапы проведения исследования………………….стр.21-28
4.Заключение…………………………………………………………стр.29-30
5.Список использованной литературы……………………………..стр.31-32
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.
Теоретический аспект…………………………………………....стр.
5-19
2.1. Основные подходы психологии в изучении
общения ………стр.5-9
2.2 Коммуникативные
барьеры общения………………………….стр.
2.3 Психологические
барьеры общения……………………………стр.
2.4 Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных
барьеров…………………………………………………………
2.5 Схема выхода из ситуации «барьера»………………………….стр.17-18
2.6.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых
барьеров общения……...………………………
3.Эмпирическая
часть………………………………………………стр.
20-28
3.1Методики и этапы проведения исследования………………….стр.21-28
4.Заключение………………………………………………
5.Список использованной
литературы……………………………..стр.31-
1.Введение:
Все
мы постоянно находимся в ситуациях общения
– дома, на работе, на улице, в транспорте;
с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов,
в которые ежедневно вступает человек,
требует от него выполнения целого ряда
условий и правил, позволяющих ему общаться,
сохраняя личное достоинство и дистанцию
по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня
должно строиться на глубоком анализе
и понимании всех факторов, способных
повлиять на людей и на их отношение к
компании, к ее товару или услугам.
Возникновение
психологических и коммуникативных барьеров
общения существенно мешает как общению
отдельных индивидов, так и целых социальных
слоёв. А так как человек – существо социальное
– общение ему просто необходимо. Именно
поэтому эта проблема актуальна в наши
дни.
Проблемой барьеров в общении учёные занимались
всегда. Эта тема прежде всего связана
с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд ,
Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин
, М. С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции
рассмотрены ниже.
Цель исследования: выявить
возможные барьеры общения у респондентов
разных возрастов, дать им практические
рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик,
выявляющих коммуникативные барьеры общения.
Методы исследования: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика "Выход из трудных жизненных ситуаций", тест: Ваша коммуникативная установка.
Объект исследования
– люди разных полов и возрастов.
Предмет исследования – психологические
барьеры общения.
Эмпирическая
база исследования: 30 испытуемых двух
возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19
лет, 10 девушек и 5 молодых людей)
и рабочие в возрасте 45-50 лет (10
женщин и 5 мужчин).
Практическая значимость
моей работы состоит в том, что проблема
«отцов и детей» актуальна во все времена.
Барьеры общения молодёжи и их родителей
нередко создают непонимание и напряжённую
обстановку в семье. Возможно, итогом моей
работы станет разрушение этих барьеров.
Структура работы:
1. Теоретический аспект (Некоторые концепции
современных психологов, разновидности
барьеров, причины их возникновения, методы
устранения).
2. Эмпирическая часть (Методики и этапы
проведения исследования).
Гипотеза:
1.Трудности в общении происходят в большей
мере не от слишком высокого или слишком
низкого уровня коммуникабельности, а,
скорее, от трудности выхода из сложившейся
ситуации и негативной коммуникативной
установки индивида.
2. «Барьер возраста» появляется прежде
всего из-за негативной коммуникативной
установки и трудности выхода из сложной
ситуации у молодых людей.
2. Теоретический аспект
2.1. Основные подходы
психологии в изучении
общения
Общение как взаимодействие
предполагает, что люди устанавливают
контакт друг с другом, обмениваются определенной
информацией для того, чтобы строить совместную
деятельность, сотрудничество.
Общение свойственно всем высшим живым
существам, но на уровне человека оно приобретает
самые совершенные формы, становится осознанным
и опосредствованным речью. В жизни человека
нет даже самого непродолжительного периода,
когда бы он находился вне общения, вне
взаимодействия с другими субъектами.
По целям общение
делится на биологическое и социальное.
Биологическое – это общение, необходимое
для поддержания, сохранения и развития
организма. Оно связано с удовлетворением
основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения
и укрепления межличностных контактов,
установления и развития интерперсональных
отношений, личностного роста индивида.
Массовое общение - это множественные,
непосредственные контакты незнакомых
людей, а также коммуникация, опосредованная
различными видами массовой информации.
Межличностное связано с непосредственными
контактами людей в группах или парах,
постоянных по составу участников. Оно
подразумевает известную психологическую
близость партнёров: знание индивидуальных
особенностей друг друга, наличие сопереживания,
понимания, совместного опыта деятельности.
Поскольку социальная психология – составная
часть комплекса психологических наук,
то она опирается на основные категории
и принципы, разрабатываемые общей психологией.
Категория "общение" является базовой
для социально-психологической теории.
Существует множество подходов к обоснованию
этого положения.
Концепция Эрика
Берна, так называемый «Трансакционный
анализ», заключается в том, что в каждом
человеке в той или иной ситуации доминирует
одно из состояний Я:
1. Состояния я, сходные с образом родителей;
2. Состояния Я, автономно направленные
на объективную оценку реальности;
3. Состояния я, представляющие наиболее
архаичные образцы чувств и поведения,
афиксированные в раннем детстве.
Э.Берн утверждает, что в каждый данный
момент любой член группы проявляет одно
из состояний Я - Родителя, Взрослого или
Ребёнка.
Единица общения – это одна трансакция
(одна фраза и ответ на неё). Первая фраза,
исходящая от какого-либо индивида – это
трансакционный стимул, ответ на неё –
трансакционная реакция. Простейшие трансакции
– это такие трансакции, в которых и стимул
и реакция исходят от взрослых. (Взрослый-Взрослый)
Сложнее трансакции (Родитель-Ребёнок).
Это дополняющие трансакции. Например
«Ты не видел мою газету?» - «Она сегодня
была на столе».
И самые сложные трансакции – пересекающиеся.
Напимер, когда стимул задан типа Взрослый
- Взрослый, например: «Где мои запонки?».
Соответствующая реакция Взрослый - Взрослый
должна быть такой «Они в коридоре». Но
если партнёр вдруг вспылит, ответ может
быть таким: « У тебя я всегда во всём виновата!»
Эти реакции соответствуют Ребёнок-Родитель.
В этом случае Взрослому надо будет что-то
предпринять, чтобы трансакция стала дополняющей
и люди поняли друг друга.
Другая концепция, разработанная Л.П. Буевой
содержит следующие аспекты изучения
общения:
Частью социального общения является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.
Коммуникации
– понятие, используемое в социальной
психологии в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых
и межличностных связей между людьми,
например, структуры межгруппового общения
ее участников.
2. Для характеристики обмена информацией
в человеческом общении вообще, где коммуникация
выступает как одна из сторон человеческого
общения – информационная. Коммуникация
включает обмен представлениями, идеями,
интересами, настроениями, чувствами,
установками и т.п. между людьми в ходе
совместной деятельности. {9}
Коммуникация как совокупность речевых
актов может быть направлена на решение
конкретной проблемы или достижение необходимого
результата, исходя из общих интересов
и целей коммуникантов.
Целесообразное и незатрудненное применение
языка в целях общения обеспечивают качество
“хорошей” речи: точность, чистота, логичность,
выразительность, богатство, уместность.
Точность – соответствие смыслового
содержания речи и информации, которая
лежит в её основе. Точность речи связывается
с точностью словоупотребления, с правильным
использованием многозначных слов, синонимов,
антонимов, омонимов. Важнейшее условие
точности речи – это соблюдение лексических
норм.
Речь является точной, если говорящий
отбирает те слова и конструкции которые
точнее других передают оттенки смысла,
существенные именно для данного высказывания.
Чистота означает отсутствие в речи
чуждых литературному языку элементов
(диалектных, профессиональных, жаргонных
и др.)
Логичность
– это выражение в смысловых связях компонентов
речи связей и отношений между частями
компонентами мысли.
Выразительностью речи называется
качество, возникающее в результате реализации
заложенных в языке выразительных возможностей.
Выразительность может создаваться языковыми
единицами всех уровней.
Кроме того, существуют специфические
изобразительные свойства языка (тропы,
стилистические фигуры), делающие высказывание
ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия
создаёт также употреблением крылатых
слов, пословиц и поговорок.
Богатство – это широкое и свободное
использование языковых единиц в речи,
позволяющие оптимально выразить информацию.
Уместность – это употребление в речи
языковых единиц, соответствующих целям,
ситуации, условиям, содержанию общения.
Наиболее распространенной и чаще всего
применяемой формой деловой коммуникации
является деловая беседа. Обычно под деловой
беседой понимают межличностное речевое
общение нескольких собеседников с целью
разрешения определенных деловых проблем
или установления деловых отношений.
Одной из функций деловой беседы является
поддержание деловых контактов и стимулирование
деловой активности. Это предполагает
формирование межличностных связей у
партнеров.
Структура общения. К структуре общения
можно подойти по-разному, в данном случае
будет охарактеризована структура путем
выделения в общении трех взаимосвязанных
сторон: коммуникативной, интерактивной
и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или
коммуникация в узком смысле слова) состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия и познания
друг друга партнерами по общению и установления
на этой основе взаимопонимания. Интерактивная
сторона заключается в организации взаимодействия
между общающимися индивидами (обмен действиями).{9}
Выводы: Общение – процесс многогранный
сложный и требующий определённых навыков.
В общении происходит обмен информацией
и ее интерпретация, взаимовосприятие,
взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание,
формирование симпатий или антипатий,
характера взаимоотношений, убеждений,
взглядов, психологическое воздействие,
разрешение противоречий, осуществление
совместной деятельности. Таким образом,
каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя
с другими людьми, приобретает практические
навыки и умения в сфере общения.
2.2. Коммуникативные
барьеры общения.
В данной работе будем придерживаться
следующего определения. "Барьер"
общения – психическое состояние, проявляющееся
в неадекватной пассивности субъекта,
что препятствует выполнению им тех или
иных действий. Барьер состоит в усилении
отрицательных переживаний и установок
– стыда, чувства вины, страха, тревоги,
низкой самооценки, ассоциированных с
задачей.
В психологии конфликт определяется как
столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в сознании отдельно взятого индивида,
в межличностных взаимодействиях или
межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями. {4}
Человек, как элемент коммуникации - сложный
и чувствительный "получатель" информации
со своими чувствами и желаниями, жизненным
опытом. Полученная им информация может
вызвать внутреннюю реакцию любого рода,
которая, возможно, усилит, исказит или
полностью блокирует посланную ему информацию.
Адекватность восприятия информации во
многом зависит от наличия или отсутствия
в процессе общения коммуникативных барьеров.
В случае возникновения барьера информация
искажается или теряет изначальный смысл,
а в ряде случаев вообще не поступает к
реципиенту.
Коммуникативными помехами может быть
механический обрыв информации и отсюда
её искажение; неясность передаваемой
информации, в силу чего искажается изложенная
и переданная мысль; эти варианты можно
обозначить как информационно-дефицитный
барьер.
Случается, что принимающие ясно слышат
передаваемые слова, но придают им иное
значение (проблема состоит в том, что
передатчик может даже не обнаружить,
что его сигнал вызвал неверную реакцию).
Здесь можно говорить о замещающе-искажающем
барьере. Искажение информации, проходящей
через одного человека, может быть незначительным.
Но когда она проходит через несколько
человек – ретрансляторов, искажение
может быть существенным. Также этот барьер
называют «барьер отражения».
Значительно большая возможность искажения
связана с эмоциями - эмоциональные
барьеры. Это происходит, когда люди,
получив какую-либо информацию, более
заняты своими чувствами, предположениями,
чем реальными фактами. Слова обладают
сильным эмоциональным зарядом, причём
не столько сами слова (символы), сколько
ассоциации, которые они порождают в человеке.
Слова имеют первичное (буквальное) значение
и вторичное (эмоциональное).
Можно говорить о существовании барьеров
непонимания, социально-культурного различия
и барьеров отношения. Возникновение
барьера непонимания может быть связано
с рядом причин как психологического,
так и иного порядка. Так, он может возникать
из-за погрешностей в самом канале передачи
информации; это так называемое фонетическое
непонимание. Прежде всего, оно возникает,
когда участники общения говорят на различных
языках и диалектах, имеют существенные
дефекты речи и дикции, искажённый грамматический
строй речи. Барьер фонетического непонимания
порождает также невыразительная быстрая
речь, речь-скороговорка и речь с большим
количеством звуков-паразитов.
Существует также семантический
барьер непонимания, связанный, в первую
очередь, с различиями в системах значений
(тезаурусах) участников общения. Это,
прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов.
Известно, что даже в рамках одной и той
же культуры есть множество микрокультур,
каждая из которых создаёт своё "поле
значений", характеризуется своим пониманием
различных понятий, явлений, ими выражаемых.
Так, в различных микрокультурах не одинаково
понимается смысл таких ценностей как
"красота", "долг", "естество",
"приличие" и т. д. Кроме того, каждая
среда создаёт свой мини-язык общения,
свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты
и шутки, выражения и обороты речи. Всё
это вместе может значительно затруднять
процесс общения, создавая семантический
барьер непонимания.
Не меньшую роль в разрушении нормальной
межличностной коммуникации может сыграть
стилистический барьер, возникающий
при несоответствии стиля речи коммуникатора
и ситуации общения или стиля речи и актуального
психологического состояния реципиента
и др. Так, партнёр по общению может не
принять критическое замечание, так как
оно будет высказано в несоответствующей
ситуации панибратской манере, или дети
не воспримут интересный рассказ из-за
сухой, эмоционально не насыщенной или
наукообразной речи взрослого. Коммуникатору
необходимо тонко чувствовать состояние
своих реципиентов, улавливать оттенки
возникающей ситуации общения, с тем чтобы
привести в соответствие с ней стиль своего
сообщения.
Наконец, можно говорить о существовании
логического барьера непонимания. Он
возникает в тех случаях, когда логика
рассуждения, предлагаемая коммуникатором,
либо слишком сложна для восприятия реципиента,
либо кажется ему не верной, противоречит
присущей ему манере доказательства. В
психологическом плане можно говорить
о существовании множества логик и логических
систем доказательств. Для одних людей
логично и доказательно то, что не противоречит
разуму, для других то, что соответствует
долгу и морали. Можно говорить о существовании
"женской" и "мужской" психологической
логики, о "детской" логике и т. д.
От психологических пристрастий реципиента
зависит, воспримет ли он предлагаемую
ему систему доказательств или сочтёт
её не убедительной. Для коммуникатора
же выбор адекватной данному моменту системы
доказательств всегда является открытой
проблемой.