Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………..стр.3-4

2. Теоретический аспект…………………………………………....стр. 5-19
2.1. Основные подходы психологии в изучении общения ………стр.5-9

2.2 Коммуникативные барьеры общения………………………….стр.10-12

2.3 Психологические барьеры общения……………………………стр.13-15

2.4 Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных

барьеров………………………………………………………………стр.16-17

2.5 Схема выхода из ситуации «барьера»………………………….стр.17-18

2.6.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых

барьеров общения……...…………………………………………….стр.18-19

3.Эмпирическая часть………………………………………………стр. 20-28
3.1Методики и этапы проведения исследования………………….стр.21-28

4.Заключение…………………………………………………………стр.29-30

5.Список использованной литературы……………………………..стр.31-32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая психология общения.docx

— 78.77 Кб (Скачать документ)

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.  

 

Анализ: 
         В ходе исследования получились следующие результаты:  
 В тесте Ряховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:  
 Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Также респонденты бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.  
 При подведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.  
 
Таблица 1. Результаты теста Ряховского В.Ф.

Количество  баллов 3 и менее  4-8 9-13 14-18 19-24 25-29 30-32
Испытуемые      Обе возрастные группы      
 

 Исходя из результатов  теста «ваша коммуникативная  установка» были выявлены следующие  интересные результаты (см. таблицу 2):  
   
Таблица 2. Результаты теста «ваша коммуникативная установка»

 

1шкала: Завуалированная  жестокость в отношениях к  людям, в суждениях о них.  
2 шкала: Открытая жестокость в отношениях к людям.  
3 шкала: Обоснованный негативизм в суждениях о людях.  
4 шкала: Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.  
5 шкала: Негативный личный опыт общения с окружающими.  
Так, из таблицы 2 видно, что «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость в отношениях к людям и завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них) большее количество баллов. Это свидетельствует о замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что первая возрастная группа придерживается отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость - завуалированную или открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают. Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма сложные особы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, со сниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению.  
 В то время у старшего поколения по всем трём шкалам набрано меньшее количество баллов, это говорит о меньшем отрицательном отношении к окружающим, о меньшем эмоциональном напряжении, и о меньшем негативизме в целом.  
Обратим внимание на общее количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это – 55 баллов, а у старшего – это – 32 балла. Следуя классификатору теста: если вы получили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.  
 Следует учесть, что в тесте Ряховского обе группы набрали примерно одинаковые результаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коем образом не влияет на коммуникативную негативную установку.  
 В заключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика "Выход из трудных жизненных ситуаций"). Полученные результаты наглядно показывают как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.  
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.  
При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.  
При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.  
Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.  
Результаты таковы: группа «Молодое поколение» набрала в среднем 20-22 балла, что говорит, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Может сорваться. (см. Таблицу 3)  
«Старшее поколение» получило в среднем 10 баллов, что говорит о более конструктивном доминирующем стиле выхода из трудных жизненных ситуаций. (см. Таблицу 3)
 

Таблица 3. Результаты теста "Выход из трудных жизненных  ситуаций"

Количество  баллов от 7 до 15 от 16 до 26 от 27 до 36
Испытуемые  «Старшее поколение» «Молодое поколение»  
 

Выводы:

Исходя из полученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми, можно  подвести итог: «молодое поколение» отличается более выраженной негативной коммуникативной установкой и сложнее выходит из сложившейся ситуации, а «старшее поколение» не имеет выраженную негативную коммуникативную установку и с лёгкостью справляется с трудными обстоятельствами.  
 Возможно, это обуславливается богатым жизненным опытом и большей мудростью «старших». Скорее всего, именно эта особенность лежит в основе проблемы «отцов и детей».  
Гипотеза верифицирована.  
 
4.Заключение: 
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:  
Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения».  
 Нас интересовала эффективность деятельности коммуникации за счет умения респондентами преодолевать психологические барьеры, добиваться желаемых результатов благодаря своим умениям и навыкам в сфере общения.  
В современной науке об общении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.  
Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем оно легко даётся, ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.  
Круг лиц, испытывающих потребность в совершенствовании своих коммуникативных навыков, весьма широк. К нему относится и «молодое поколение». В конкретной работе рассматривается достаточно актуальная проблема – проблема «отцов и детей», так называемый барьер возрста.  
Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбрать адекватную форму обращения и многое-многое другое.  
 В своей работе я попыталась разобраться с проблемами коммуникации и способами их решения для эффективного общения и понимания других.  
Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.  
 
5.Список используемой литературы: 
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343  
2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. – 112 с  
4. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные качества личности» (Для деловых людей). - Таллин: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.  
5. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.  
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.  
7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.  
8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235 9.Громова – М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. - /Высшее образование.  
10.Донцов А.И. "Психология коллектива". Айрис-пресс, 2002 – 265с.  
11. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.  
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. – 243с.  
13.В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 180 с.  
14. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург. изд. Питер 1993 – 215с.  
 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 132с.  
15. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида//  
 Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976. – 270с.  
16. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 1999 - 465с.  
17.Лукичева Л.И. Управление организацией.- М. - 2004.  
18.Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.  
 19.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999.  
20. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992  
21. Морозов С.М."Методы психологического исследования личности" К: 92 г. 218 – с  
20. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.  
21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ: -Издательство «Питер», 2000 – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).  
22. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.  
23. Психологический словарь. – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. - 231с .  
24"Психология" словарь М: 90 г. "Политиздат". - 145с.  
25. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.  
26.М.М.Рыбакова "Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе" М: 91 г., "Просвещение". С – 286  
 27. Слуцкий В.И. " Элементарная педагогика" М: 92 г., "Просвещение".  
 28. Смирнов С.Д. «Гуманистические традиции образования». 1996 – 280с.  
29. Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д.: "Феникс", 1997г – 342с.  
30. Фокин Ю.Г. «Общие сведения о дидактике высшей школы». 1996 – 245с.
 

Информация о работе Психология общения