Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 15:18, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать им практические рекомендации.
Задачи исследования: провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.
1.Введение…………………………………………………………..стр.3-4
2. Теоретический аспект…………………………………………....стр. 5-19
2.1. Основные подходы психологии в изучении общения ………стр.5-9
2.2 Коммуникативные барьеры общения………………………….стр.10-12
2.3 Психологические барьеры общения……………………………стр.13-15
2.4 Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных
барьеров………………………………………………………………стр.16-17
2.5 Схема выхода из ситуации «барьера»………………………….стр.17-18
2.6.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых
барьеров общения……...…………………………………………….стр.18-19
3.Эмпирическая часть………………………………………………стр. 20-28
3.1Методики и этапы проведения исследования………………….стр.21-28
4.Заключение…………………………………………………………стр.29-30
5.Список использованной литературы……………………………..стр.31-32
3
очка и менее - Ваша коммуникабельность
носит болезненный характер. Вы говорливы,
многословны, вмешиваетесь в дела, которые
не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь
судить о проблемах, в которых совершенно
не компетентны. Вольно или невольно Вы
часто бываете причиной разного рода конфликтов
в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы,
нередко бываете необъективны. Серьезная
работа не для Вас. Людям - и на работе,
и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами.
Да, Вам надо поработать над собой и своим
характером! Прежде всего воспитывайте
в себе терпеливость и сдержанность, уважительно
относитесь к людям, наконец, подумайте
о своем здоровье - такой стиль жизни не
проходит бесследно.
Анализ:
В ходе исследования
получились следующие результаты:
В тесте Ряховского обе возрастные группы
набрали приблизительно одинаковое количество
баллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение
– 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно
одинаковом уровне общительности обоих
групп. Если обратиться к классификатору
теста – такое количество баллов свидетельствует
о:
Испытуемые любознательны, охотно слушают
интересного собеседника, достаточно
терпеливы в общении, отстаивают свою
точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных
переживаний идут на встречу с новыми
людьми. В то же время не любят шумных компаний;
экстравагантные выходки и многословие
вызывают у них раздражение. Также респонденты
бывают весьма общительны (порой, быть
может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны,
разговорчивы, любят высказываться по
разным вопросам, что, бывает, вызывает
раздражение окружающих. Охотно знакомятся
с новыми людьми. Любят бывать в центре
внимания, никому не отказывают в просьбах,
хотя не всегда могут их выполнить. Бывает,
вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает,
так это усидчивости, терпения и отваги
при столкновении с серьезными проблемами.
При желании, однако, могут себя заставить
не отступать.
При подведении итогов теста можно сказать,
что испытуемые находятся на уровне нормальной
коммуникабельности, но бывают и чересчур
любознательными и вспыльчивыми.
Таблица 1. Результаты теста Ряховского
В.Ф.
Количество баллов | 3 и менее | 4-8 | 9-13 | 14-18 | 19-24 | 25-29 | 30-32 |
Испытуемые | Обе возрастные группы |
Исходя из результатов
теста «ваша коммуникативная
установка» были выявлены следующие
интересные результаты (см. таблицу 2):
Таблица 2. Результаты теста «ваша коммуникативная
установка»
1шкала: Завуалированная
жестокость в отношениях к
людям, в суждениях о них.
2 шкала: Открытая жестокость в отношениях
к людям.
3 шкала: Обоснованный негативизм в суждениях
о людях.
4 шкала: Брюзжание, то есть склонность
делать необоснованные обобщения негативных
фактов в области взаимоотношений с партнерами
и в наблюдении за социальной действительностью.
5 шкала: Негативный личный опыт общения
с окружающими.
Так, из таблицы 2 видно, что «молодое поколение»
набрало по 1 и 2 шкале (Открытая жестокость
в отношениях к людям и завуалированная
жестокость в отношениях к людям, в суждениях
о них) большее количество баллов. Это
свидетельствует о замаскированной, приглушенной
или косвенной форме суждения личности
содержат недоброжелательность, настороженность
в отношениях со многими партнерами, отрицательные
выводы о людях, нежелание откликаться
на их проблемы. Подобные умонастроения
несут в себе негативную энергию. Также
видно, что первая возрастная группа придерживается
отрицательных выводах о некоторых типах
людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Они демонстрируют весьма выраженную
жесткость - завуалированную или открытую,
либо и ту, и другую сразу, как в случае
с нашими испытуемыми, но в то же время
словно носят розовые очки: то, что вызывает
обоснованный негативизм, не замечают.
Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма
сложные особы: внутренне противоречивые,
непоследовательные в высказываниях,
со сниженной самокритичностью, склонные
к рисовке и вызывающему поведению.
В то время у старшего поколения по всем
трём шкалам набрано меньшее количество
баллов, это говорит о меньшем отрицательном
отношении к окружающим, о меньшем эмоциональном
напряжении, и о меньшем негативизме в
целом.
Обратим внимание на общее количество
баллов в итоге теста. У молодого поколения
это – 55 баллов, а у старшего – это – 32
балла. Следуя классификатору теста: если
вы получили балл выше общего среднего
– 33(из 100 возможных), это свидетельствует
о наличии выраженной негативной коммуникативной
установки, которая, по всей вероятности,
неблагоприятно сказывается на самочувствии
партнеров.
Следует учесть, что в тесте Ряховского
обе группы набрали примерно одинаковые
результаты. Рискнём предположить, что
общительность сама по себе ни коем образом
не влияет на коммуникативную негативную
установку.
В заключении рассмотрим результаты третьего
теста, проведённого с испытуемыми (методика
"Выход из трудных жизненных ситуаций").
Полученные результаты наглядно показывают
как респондент выходит из трудных жизненных
ситуаций: мирится с проблемами, неприятностями,
приспосабливаются к ним, замыкаются в
себе и предпочитают «не видеть» проблем,
или проклинают судьбу, эмоционально разряжаются
и, в конечном счете, также успокаиваются,
фактически не решая никаких проблем.
Опросник позволяет выявить доминирующий
у данного человека способ решения жизненных
проблем.
На основании общей суммы баллов, набранных
испытуемым, судят о типичных для него
способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 7
до 15 делают вывод о том, что данный человек
легко примиряется с неприятностями, правильно
оценивая случившееся и сохраняя душевное
равновесие.
При сумме набранных баллов от 16
до 26 приходят к заключению, что не всегда
данный человек с достоинством выдерживает
удары судьбы. Часто он срывается, проклинает
ее, т.е. расстраивается при возникновении
проблем и расстраивает других.
Если сумма баллов оказалась в пределах
от 27 до 36, то это дает основание сделать
вывод о том, что данный человек не может
нормально переживать неприятности и
обычно реагирует на них психологически
неадекватно.
Результаты таковы: группа «Молодое поколение»
набрала в среднем 20-22 балла, что говорит,
что не всегда данный человек с достоинством
выдерживает удары судьбы. Может сорваться.
(см. Таблицу 3)
«Старшее поколение» получило в среднем
10 баллов, что говорит о более конструктивном
доминирующем стиле выхода из трудных
жизненных ситуаций. (см. Таблицу 3)
Таблица 3. Результаты теста "Выход из трудных жизненных ситуаций"
Количество баллов | от 7 до 15 | от 16 до 26 | от 27 до 36 |
Испытуемые | «Старшее поколение» | «Молодое поколение» |
Выводы:
Исходя из полученных
результатов по всем трём методикам,
проведёнными с испытуемыми, можно
подвести итог: «молодое поколение» отличается
более выраженной негативной коммуникативной
установкой и сложнее выходит из сложившейся
ситуации, а «старшее поколение» не имеет
выраженную негативную коммуникативную
установку и с лёгкостью справляется с
трудными обстоятельствами.
Возможно, это обуславливается богатым
жизненным опытом и большей мудростью
«старших». Скорее всего, именно эта особенность
лежит в основе проблемы «отцов и детей».
Гипотеза верифицирована.
4.Заключение:
Подводя итог работе, можно сделать следующие
выводы:
Общение – очень важное составляющее
социальной жизни человека. Часто в этом
сложном процессе возникают трудности
– так называемые «коммуникативные барьеры
общения».
Нас интересовала эффективность деятельности
коммуникации за счет умения респондентами
преодолевать психологические барьеры,
добиваться желаемых результатов благодаря
своим умениям и навыкам в сфере общения.
В современной науке об общении столь
огромное количество несовпадающих, а
иногда противоречащих понятий и определений,
что затрудняет изучение и использования
на практике форм и механизмов общения.
Если попытаться определить нашу позицию
в вопросе об общении, мы, прежде всего,
должны подчеркнуть, что общение является
одним из видов деятельности. Но не всем
оно легко даётся, ведь у партнеров по
общению часто разные, в нередко и противоположные
желания, стремления, установки, характеры,
манеры общения, разное самочувствие.
Круг лиц, испытывающих потребность в
совершенствовании своих коммуникативных
навыков, весьма широк. К нему относится
и «молодое поколение». В конкретной работе
рассматривается достаточно актуальная
проблема – проблема «отцов и детей»,
так называемый барьер возрста.
Для эффективного общения надо обладать
некоторой системой навыков, знаний и
умений, которую принято обозначать понятием
социально-психологическая или коммуникативная
компетентность. В состав социально-психологической
компетентности включается умение понимать
личность и эмоциональные состояния партнеров
по общению, знать правила поведения в
различных коммуникативных ситуациях,
уметь выбрать адекватную форму обращения
и многое-многое другое.
В своей работе я попыталась разобраться
с проблемами коммуникации и способами
их решения для эффективного общения и
понимания других.
Без коммуникации невозможно существование
никакой организованной группы людей.
Коммуникация - это средство, с помощью
которого в единое целое объединяется
организованная деятельность. Коммуникация
является средством, с помощью которого
осуществляются изменения, информация
приобретает эффективность, реализуются
цели.
5.Список используемой
литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология.
– М., Аспект Пресс, 1996. – с 343
2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное
поведение в таблицах и схемах / Под научной
редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э.
н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю:
(Советы руководителю, как правильно слушать
собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика,
1984. – 112 с
4. Батаршев А.В. «Организаторские и коммуникативные
качества личности» (Для деловых людей).
- Таллин: Центр информационных и социальных
технологий «Регалис», 1998. – 146с.
5. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди,
которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008.
– 576с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.
7. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете,
Москва, 1997 – с 187.
8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей
речи, Москва, 1997 - с 235 9.Громова – М.: Айрис-пресс,
2002 – 288с. ил. - /Высшее образование.
10.Донцов А.И. "Психология коллектива".
Айрис-пресс, 2002 – 265с.
11. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко
и др. Психология и этика делового общения:
Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф.
5. – 324с.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному
языку в школе. – М., 1991. – 243с.
13.В.Н.Лавриненко. – М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ, 1997. – 180 с.
14. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург.
изд. Питер 1993 – 215с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.
– М., 1972. – 132с.
15. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция
поведения индивида//
Психологические проблемы социальной
регуляции поведения, - М., 1976. – 270с.
16. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва,
1999 - 465с.
17.Лукичева Л.И. Управление организацией.-
М. - 2004.
18.Машков В.Н. Психология управления: Учебное
пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство
Михайлова В.А., 2002 – 254с.
19.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы
менеджмента. - М.: Дело, 1999.
20. Митителло В.Л., Этика и этикет делового
человека., Самара, 1992
21. Морозов С.М."Методы психологического
исследования личности" К: 92 г. 218 – с
20. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы
общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное
поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н.
Каптуревского – СПБ: -Издательство «Питер»,
2000 – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практика
менеджмента»).
22. Общение и оптимизация совместной деятельности.
Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М.,
МГУ, 1987.
23. Психологический словарь. – М., 1983 г.
–Г. В. Бороздина. Психология делового
общения. М., 1999. - 231с .
24"Психология" словарь М: 90 г. "Политиздат".
- 145с.
25. Руденский Е.В. Социальная психология:
Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 1999.
26.М.М.Рыбакова "Конфликт и взаимодействие
в педагогическом процессе" М: 91 г., "Просвещение".
С – 286
27. Слуцкий В.И. " Элементарная педагогика"
М: 92 г., "Просвещение".
28. Смирнов С.Д. «Гуманистические традиции
образования». 1996 – 280с.
29. Столяренко Основы психологии. Ростов
н/Д.: "Феникс", 1997г – 342с.
30. Фокин Ю.Г. «Общие сведения о дидактике
высшей школы». 1996 – 245с.