Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:32, доклад

Описание

Практически неизбежное последствие любого конфликта -- стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте», «Расслабьтесь»,-- советуют нам окружающие.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 57.30 Кб (Скачать документ)

Но так ли уж безоговорочно вредны отрицательные эмоции? И так ли уж безусловно полезны -- положительные? Как выяснилось, ответы на эти вопросы не получаются однозначными. Странным, с обычных позиций, выглядит, например, тот факт, что во время войн или других экстремальных ситуаций, когда требуется длительное эмоциональное напряжение и количество отрицательных эмоций резко возрастает, психосоматических и даже обыкновенных простудных заболеваний становится значительно меньше. Казалось бы, все должно быть наоборот -- ведь силы людей на пределе, условия питания и быта резко ухудшаются, стрессогенные факторы нарастают как снежный ком -- но обычные болезни отступают! А вот в послевоенный период, когда люди возвращаются к нормальной, не требующей чрезмерного эмоционального напряжения жизни, эти болезни возвращаются вновь. Не все просто и с положительными эмоциями. Медиками и психологами давно отмечен своеобразный феномен состояния человека, получивший название «болезни достижения», или «депрессии достижения». Суть его в том, что человек, поставивший перед собой какую-либо крупную цель и потративший неимоверное количество усилий на ее достижение, добившись успеха, часто испытывает не счастье и заслуженное блаженство, как можно было бы ожидать, а напротив -- некое разочарование, опустошенность, потерю осмысленности жизни. Оказывается, что период, наступающий сразу после достижения пика успеха, весьма опасен для здоровья. Устойчивость организма не только к психосоматическим, но даже и к инфекционным заболеваниям резко снижается.

Не спасает положения, между  прочим, и отсутствие эмоций. От монотонной, ничем не нарушаемой рутины, казалось бы ничем не задевающей нас, можно получить не меньший стресс. Раздражать начнет сама неизменность ситуации, ее однообразие.

Таким образом, далеко не всегда отрицательные  эмоции безоговорочно вредят здоровью. А спокойное и безмятежное  существование отнюдь не гарантирует  физическое благополучие. То есть сам  знак эмоций -- положительный или отрицательный -- не является решающим фактором, предопределяющим негативные последствия стресса. Здесь должно быть еще одно, дополнительное звено развития стрессовой ситуации, отвечающее за тот или иной ее исход. По мнению B. C. Ротенберга и В. В. Аршавского, таким звеном является тип поведения живого существа, выделяемый по присутствию или отсутствию в нем «поисковой активности».

Еще в 60--70-х годах в многочисленных экспериментах с животными было легко показано, что искусственно вызванное негативное эмоциональное  состояние ухудшает течение различных  болезней, а положительное эмоциональное  состояние, напротив, их приостанавливает. Это хорошо вписывалось в традиционное представление о вреде отрицательных  и пользе положительных эмоций. Однако чуть позднее, более углубленное  исследование стимуляции негативных эмоций поставило столь однозначный  вывод под сомнение. Оказалось, что  патологические процессы в организме животного могут замедляться, даже если оно испытывает резко отрицательные эмоции. Но происходит это только в том случае, если животное демонстрирует так называемую «активно-оборонительную» реакцию. Если, допустим, подопытная крыса реагировала на раздражение электрическим током агрессивно: кусала и царапала клетку, набрасывалась на экспериментатора, пыталась удрать, то болезнетворные изменения в ее организме замедлялись! Если же она просто забивалась в угол клетки и не предпринимала никаких попыток вырваться, то все патологические процессы заметно ускорялись и порой даже приводили животное к гибели. Такое поведение получило название пассивно-оборонительного. И, вероятно, именно оно-то и является главным фактором, приводящим в итоге к психосоматическим расстройствам после стрессовых реакций.

Что же обеспечивает защитное влияние  активно-оборонительного поведения  на здоровье? B. C. Ротенберг и В. В. Аршавский считают, что таким защитным средством является поисковая активность, направленная на изменение неблагоприятной или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих последней факторов или обстоятельств. Поисковой такая активность названа потому, что определенность конечных результатов практически всегда отсутствует. Субъект никогда не может быть уверен, что он найдет путь к успеху.

Поисковая активность,-- утверждают авторы этой концепции,-- тот общий неспецифический фактор, который определяет устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения. Пассивно-оборонительную реакцию во всех ее проявлениях мы предлагаем рассматривать как отказ от поиска в неприемлемой для субъекта ситуации. Именно сам отказ от поиска, а не неприемлемая ситуация как таковая и вызываемые ею отрицательные эмоции, делает организм более уязвимым ко всевозможным вредностям.

Вспомним три фазы стрессового  реагирования, выделенные Г. Селье. Фаза сопротивления переходит в фазу истощения (стресс сменяется дистрессом) именно тогда, когда поиск выхода уступает место отказу от поиска. Теперь становится понятным, почему в экстремальных условиях (войн, блокад) психосоматические недуги отступают. Повседневная борьба за жизнь, победу над врагом -- это, несомненно, проявление поисковой активности. При этом организм так мощно мобилизует все свои ресурсы, что обычным «мирным» болезням его не взять. Когда же люди, пережившие войну, возвращаются к жизненной ситуации, не требующей крайнего напряжения, поисковая активность неизбежно уменьшается, организм «демобилизуется», и обычные психосоматические болезни возвращаются.

Тот же механизм перепада поисковой  активности, видимо, лежит и в  основе «болезни достижения». Пока человек  изо всех сил стремится к вожделенной  цели, он предельно отмобилизован  и защищен от дистресса. Но как только цель достигнута и появился соблазн беззаботно насладиться плодами победы, уровень поисковой активности резко падает и соответственно возрастает опасность разных недугов.

Итак, поисковая активность обладает явным стимулирующим воздействием на организм и повышает его стрессоустойчивость. Дефицит же такой активности создает  предрасположенность к дистрессу и всем его негативным последствиям. Потребность в поисковой активности (то есть в самом процессе постоянного изменения, получения новой информации, неизведанных ощущений и т.д.) присуща человеку (и не только, кстати, человеку) от природы. Она имеет биологические корни и явно выраженный эволюционный приспособительный смысл. Конечно же, любой популяции в плане развития выгодно именно поисковое поведение составляющих ее особей. Формы поведения также ведь подпадают под действие естественного отбора. И наверняка именно он «сцепил» в процессе эволюции активно-оборонительное поведение и стрессоустойчивость. Дав такой мощный стимул саморазвитию индивида, природа тем самым позаботилась и о прогрессе популяции в целом.

Нам же остается лишь «соответствовать природе», то есть не заглушать в  себе потребность к поиску, а напротив -- всячески ее культивировать, поддерживать, поощрять. Таким образом, основой стрессоустойчиеой жизненной стратегии является поисковая активность проявляемая, конечно, в социально приемлемых формах. Только так можно достойно противостоять жизненным стрессам.

Вспомним старинную притчу о  двух лягушках, попавших в кастрюлю со сметаной. Одна из них, поняв тщетность  всех усилий, предпочла не мучатся и, сложив лапки, мирно пошла ко дну. Вторая же, отчаянно барахтаясь, сбила в конце концов сметану в масло и, оттолкнувшись от твердой поверхности, выбралась-таки на свободу. «Мораль сей басни такова»: не сдавайтесь ни перед какими трудностями, сколь бы непреодолимыми они ни казались. Забудьте о том, что бывают безвыходные ситуации. Ищите выход из любого положения, даже если его не существует в принципе. Поиск выхода из безнадежной ситуации в любом случае будет полезен. Хотя бы тем, что сделает ожидание печальной развязки не столь тяжким.

Но совсем безвыходные ситуации встречаются в нашей жизни  не так уж часто. С большинством из них мы все-таки в состоянии справиться. Пусть не так, как нам хотелось бы, но в целом приемлемо. А поисковая  активность здесь тем и хороша, что в большинстве случаев  приносит полезные результаты независимо от того, достигнута ли конечная цель наших усилий. Само устремление к цели (точнее -- поиск средств ее достижения) оказывается благотворным.

В начале XX в. австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) даже сформулировал парадоксальную концепцию, названную фикционным финализмом. Суть ее в том, что наши основные жизненные цели, как правило, представляют собой простые фикции, не выдерживающие прямого сопоставления с действительностью. Скажем, многие люди уверены, что напряженная работа и немного удачи в принципе могут обеспечить им практически все, что они хотят -- успех, богатство, славу и т.д. В большинстве случаев такие ожидания не оправдываются, но это не страшно, поскольку напряженная работа в любом случае приносит свои плоды: человек становится «крепким профессионалом», приобретает хотя бы средний материальный достаток и уважение небольшого круга знакомых лиц. Пусть это не совсем то, что ожидалось, но и это совсем не плохо.

Конечно, можно и не соглашаться  с А. Адлером в признании большинства  наших целей фиктивными, но то, что поиск средств осуществления главной цели частенько приводит к реализации целей, которые изначально даже не ставились,-- несомненный факт. Особенно выразительно он выглядит в истории научного творчества:

- поиск средневековыми алхимиками  философского камня немало способствовал  прояснению свойств химических  элементов, погоня за универсальной  формулой для спектральной функции  абсолютно черного тела привела  к открытию квантов и т.д.

Другими словами, поиск полезен  практически всегда, а отрицательный  его результат -- это тоже результат.

Насколько рациональны наши убеждения?

Дело в том, что частенько  наши требования к себе и окружению  бывают неоправданно завышены, поскольку  опираются на так называемые иррациональные убеждения. Иррациональными они  считаются потому, что не имеют  в реальности достаточных оснований. Как правило, это чересчур категоричные обобщения неких форм поведения  или укорененные в нашем сознании стереотипы, которые, может, и имели  в прошлом какую-либо реальную основу, но давно ее утратили и ныне существуют лишь по инерции. Например: «женщина должна быть хорошей хозяйкой», «мужчина -- добытчик, хозяин семьи», «знакомиться на улице неприлично» и пр. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе безосновательны, то есть ложны. Иррациональными же их делает абсолютная категоричность, недопущение исключений. Так должно быть -- и все тут! А когда реальность таким требованиям не соответствует, естественно возникают нарушения эмоционального состояния и как следствие -- хронический стресс.

Сравните два ряда утверждений, сформулированных американскими психологами  как перечни типичных иррациональных убеждений и их рациональных опровержений:

 

Иррациональные убеждения

Рациональные опровержения

 

1. Мне необходимо чувствовать  любовь и одобрение всех значимых  для меня людей.

2. Чувствовать себя стоящим  человеком можно только, если соответствуешь всем требованиям: высоко компетентен в своей профессии, умен и достигаешь успехов большую часть времени хотя бы в одной большой области.

3. Необходимо, чтобы в  жизни все было так, как представляется  правильным. Если я чувствую, что  не достигну того, что мне кажется  правильным и необходимым для  меня, жизнь представляется мне  ужасающей, невыносимой, неприемлемой.

4. Люди должны быть  справедливы, честны, доброжелательны  друг к Другу. Если люди поступают  несправедливо, нечестно или неэтично -- это ужасно, это испорченные,  дурные люди, они заслуживают бесспорно осуждения и строгого наказания.

5. Жизнь должна быть  всегда радостной, приятной, любая  фрустрация (крушение надежд), дискомфорт, страдание или боль -- нестерпимы.

6. Необходимо иметь людей,  на которых всегда можно положиться, абсолютно надежных людей.

7. Вполне возможно определить, чего стоит тот или иной  человек (и ты сам) на воображаемой  шкале общечеловеческих ценностей,  и сравнивать людей по этой  шкале.

8. Тяжелый опыт прошлого  постоянно разрушает настоящее,  влияние прошлого опыта (а также  наследственности и т.п.) невозможно  изменить, невозможно изменить себя  и свою жизнь.

9. Эмоциональные расстройства  всегда возникают только под  действием внешних обстоятельств,  вряд ли возможно контролировать  свои чувства.

10. Каждый человек должен  быть отзывчивым, думать о других, сочувствовать их проблемам и  переживаниям.

11. Когда в жизни возникает  какая-то угроза от вещей или  людей, необходимо об этом постоянно  помнить, тревожиться, беспокоиться, иначе не удастся избежать  того, что угрожает.

12. Нужно всегда находить  самое правильное решение своих проблем и любых проблем.

13. Необходимо уметь управлять  чувствами и отношением других  людей.

14. Лучше избегать трудностей, чем преодолевать их.

15. Для полной уверенности  в своей правоте необходимо  убедить в ней других.

1. Желательно и продуктивно  сосредоточиваться на поступках,  которые обеспечивают самоуважение, на достижении желаемых практических  результатов, на том, чтобы  любить, вместо того, чтобы стремиться  постоянно быть любимым и зависеть от одобрения других, их отношения.

2. Более благоразумно  реалистически воспринимать себя  как несовершенное творение с  человеческими ограничениями и  слабостями- Лучше стремиться действовать, чем стремиться действовать только самым совершенным образом, только максимально хорошо, что не противоречит постоянному самосовершенствованию и высоким требованиям.

3. Жизнь и люди таковы, каковы они есть. Конечно, я  стремлюсь, чтобы все было так,  как мне хочется, но понимаю,  что вряд ли так может быть  всегда и во всем. Если я  не достигаю желаемого, то не  впадаю в уныние, а ищу желаемого  в чем-то другом, там, где его  можно достичь.

4. Жизнь полна несправедливости, люди часто поступают глупо,  несправедливо, неэтично. Хорошо, когда  можно им помочь поступать  лучше.

5. Редко бывают возможны достижения без усилий, без боли, без труда. Я смогу выдержать дискомфорт, и страдание, и боль, хоть мне и плохо, когда приходится это переносить...

6. Дружба и общение -- важная часть жизни, но и они будут полней, когда вы сможете всегда опираться на себя, не нуждаясь в ком-то, кто помогал бы вам идти по жизни.

7. Люди крайне сложны, невозможно их мерить одной  мерой, невозможно определять  «ценность» человека по какой-то  общей шкале.

8. Влияние прошлого опыта  можно преодолеть, пересмотрев, переоценив  события прошлого, а также свои  интерпретации настоящего в свете  прошлого опыта.

9. Я в большей степени  сам ответственен за свои эмоциональные  расстройства. Я могу управлять  своими эмоциями, разбираясь в  ситуации, меняя свой взгляд на  события, их оценку и свой  прогноз их последствий.

10. Я рад помочь другому,  но лучше всего я смогу помочь, оставаясь спокойным и четко  оценивая, чем именно я могу  помочь. Если же помочь невозможно, постараюсь не терять свой  душевный покой, если это ничему  не помогает,

11. Тревога или ужас  не приводят магически к исчезновению  предметов беспокойства. Я постараюсь  наилучшим образом справляться  с угрожающими событиями, но  если это невозможно, я приму  неизбежное.

12. Мир -- это весьма неопределенное место для жизни. Для того, чтобы полноценно радоваться жизни, я должен уметь принимать решения и рисковать, не имея никаких гарантий.

13. Хоть мне и желательны привязанность и уважение других людей, нет никакого закона, по которому каждый должен меня любить или желать мне подчиняться.

14. Проблемы не проходят  мимо, если я прячу голову в  песок.

15. Я хорошо понимаю,  что возможны ситуации, когда  большинство еще не видит правильного  решения (не может, не хочет), кроме того, я не боюсь ошибиться  и, наконец, довольно часто  возможны разные мнения по  одному вопросу. Пожалуй, убеждать  других мне скорей необходимо, пока я сам не вполне уверен, что прав.

 
     

Сформулированные в левом столбце  утверждения весьма привлекательны и в общем соответствуют стандартному набору убеждений о том, как должна быть устроена наша жизнь. Но увы, если мы и в самом деле будем твердо и последовательно воплощать эти положения в жизнь, то реальность в итоге будет выглядеть сплошным кошмаром и устойчивый стресс нам обеспечен. Конечно, с данной схемой можно спорить; разумеется, граница между рациональными и иррациональными убеждениями относительна, и в конкретных ситуациях они могут меняться местами. Но все же, если вдуматься, смысл их разделения составляет простая и прагматичная идея: не требуйте от мира совершенства!

Попробуйте принять мир таким, каков он есть. «Принять» -- не значит согласиться со всеми его несовершенствами и пороками. Это означает лишь -- констатировать некую объективную реальность, а уж потом по мере сил приниматься за ее исправление.

Как мы оцениваем себя?

Как нетрудно заметить, иррациональные убеждения касаются не только окружающих, но и нас самих. Здесь тоже коренится  внушительный источник стрессовых реакций, питаемых за счет несовпадения должного (того, что должно быть) и сущего (того, что есть). У него два полюса: чрезмерно  завышенные представления о себе и, наоборот, заниженная самооценка. Между  прочим, любопытно: а что встречается  чаще, завышенная или заниженная оценка нами собственных способностей и  возможностей? Как показывают многочисленные психологические исследования на эту  тему, у большинства из нас существует некое неосознаваемое предрасположение в пользу своего Я. Мы, как правило, оцениваем себя практически по всем параметрам не как среднего человека, а несколько выше. Но можем ли мы все разом быть выше среднего? Ясно, что это -- иллюзия. Она помогает нам сохранить оптимистичный взгляд на мир и наше собственное место в нем, но порой причиняет и неприятности в виде стрессов от «завышенных ожиданий» или «рухнувшей надежды». Да и знаменитый «кризис среднего возраста» имеет одним из своих оснований все ту же завышенную самооценку.

Большинство из нас любит читать биографии разных знаменитых личностей: императоров, президентов, полководцев, ученых и т.п. Кроме естественного  любопытства за этим, видимо, скрывается и тайно мучающий всех вопрос: как, каким образом удалось данной знаменитости взобраться на вершину  успеха? Что для этого нужно  сделать? Увы, но ни в одном жизнеописании  выдающихся людей такого рецепта  нет и быть просто не может. Ибо  выдвигаемые обычно на первый план целеустремленность, трудолюбие, решительность  и прочие очевидные качества не сделают  нас выдающимися политиками, учеными, артистами или, на худой конец, российскими  олигархами, если нет главного -- способностей, таланта. А это материя весьма тонкая и практически никак от нас не зависимая. Точнее, зависимая -- но в негативном плане: свой талант можно и загубить, если его не развивать; но выработать его сознательными усилиями над собой нельзя.

Информация о работе Психология общения